Чарльз тейлор секулярный век читать. Тейлор - секулярный век

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, — это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, — это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые.

Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, — это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга — настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

заслуженный профессор социологии Калифорнийского университета, Беркли

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора — самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

Чарльз Тейлор , пер. с англ., серия «Философия и богословие», ISBN 978-5-89647-307-7, объем хii + 955 с.., твердый переплет

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, - это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, - это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые. Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, - это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга - настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора - самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

«Это не только итог невероятно впечатляющей работы всей жизни Чарльза Тейлора, но и итог всего, о чем велись дискуссии и о чем есть документальные свидетельства в различных областях науки, занятых вопросами возникновения секуляризма и смысла индивидуального «Я» по отношению к «общине». История, рассказываемая Тейлором, выстраивается неспешно, ясно и тщательно, шаг за шагом, убеждая читателя четким и лаконичным изложением путешествия вплоть до настоящего времени. В результате получилась книга, сама по себе просветительская, и одна из немногих ныне избранных, которые просто необходимо прочитать, если вы задумываетесь о социальной и интеллектуальной составляющей западного отношения к «миру». Ее должны прочитать богословы. Биологам, генетикам и их смежникам также следует прочитать ее, чтобы понять исключительную сложность дискуссий о природе религии и того, что им необходимо знать, прежде чем они поведают миру о своих выводах».

С о д е р ж а н и е

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I: ТРУД РЕФОРМЫ

1 Бастионы веры

2 Возникновение дисциплинарного общества

3 Великое Высвобождение

4 Модерное социальное воображаемое

5 Призрак идеализма

ЧАСТЬ II: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

6 Провиденциальный деизм

7 Безличный порядок

ЧАСТЬ III: ЭФФЕКТ НОВОЙ ЗВЕЗДЫ

8 Недуги модерности

9 Темная бездна времени

10 Расширяющаяся вселенная неверия

11 Траектории XIX века

ЧАСТЬ IV: НАРРАТИВЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

12 Век мобилизации

13 Век подлинности

14 Религия сегодня

15 Имманентная структура

16 Противонаправленные влияния

17 Дилеммы 1

18 Дилеммы 2

19 Тревожные рубежи современности

20 Обращения

ЭПИЛОГ: МНОЖЕСТВО ИСТОРИЙ

В этой знаменательной для нашего времени книге Чарльз Тейлор поднимает вопрос о том, что именно происходит, когда общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, превращается в такое, где вера, даже для самых убежденных верующих, — это лишь одна из человеческих возможностей наряду с другими. Тейлор, один из самых проницательных мыслителей в этой области, предлагает нам историческую перспективу. Он исследует развитие тех аспектов эпохи модерна в «западном христианстве», которые мы называем секулярными. То, что он описывает, — это не единое непрерывное преобразование, а серия новых направлений, в которых прежние формы религиозной жизни растворились или дестабилизировались, а на их месте были созданы новые. Что это значит для мира, включая новые формы коллективной религиозной жизни, которые он поддерживает, с их тенденцией к мобилизации масс, порождающей насилие, — это то, что Чарльз Тейлор пытается понять в своей книге, настолько же своевременной, насколько стоящей вне времени.

«Это одна из самых важных книг, написанных кем-либо за все время моей жизни. Я давно восхищаюсь Тейлором. Однако я думаю, эта его книга — настоящий прорыв, это труд чрезвычайной важности, потому что ему удалось придать новую форму спорам о секуляризме. Тейлор фокусирует внимание на «условиях опыта и поиска духовного», позволяющих говорить о нашей эпохе как «секулярном веке». Трудно найти книгу в этой области, столь мало полемичную, столь щедрую на понимание всех возможных точек зрения, включая и самые далекие от позиции самого Тейлора, и столь же мало озабоченную демонстрацией того, что какая-то сторона в этом многогранном процессе изменений более добродетельна, чем любая другая».

«Чарльз Тейлор писал о секуляризме и раньше. Но ничто не предполагало, что он даст нам нечто столь же замечательное, как эта книга. Он преследовал в ней двойную цель: дать исторический обзор секуляризации западного культурного и социального строя и определить, что значит быть секулярным и жить в секулярном обществе. Никакое резюме не может передатьнеобычайное умение Тейлора добавлять одну деталь к другой таким образом, чтобы возникла поразительная всеобъемлющая картина. … Книга Тейлора — самый весомый и в высшей степени оригинальный вклад в дискуссию о секуляризации, продолжающуюся в течение последнего столетия. Нет ни одной книги, хоть в чем-то подобной этой. Она существеннейшая из всех».

«Это не только итог невероятно впечатляющей работы всей жизни Чарльза Тейлора, но и итог всего, о чем велись дискуссии и о чем есть документальные свидетельства в различных областях науки, занятых вопросами возникновения секуляризма и смысла индивидуального «Я» по отношению к «общине». История, рассказываемая Тейлором, выстраивается неспешно, ясно и тщательно, шаг за шагом, убеждая читателя четким и лаконичным изложением путешествия вплоть до настоящего времени. В результате получилась книга, сама по себе просветительская, и одна из немногих ныне избранных, которые просто необходимо прочитать, если вы задумываетесь о социальной и интеллектуальной составляющей западного отношения к «миру». Ее должны прочитать богословы. Биологам, генетикам и их смежникам также следует прочитать ее, чтобы понять исключительную сложность дискуссий о природе религии и того, что им необходимо знать, прежде чем они поведают миру о своих выводах».

С о д е р ж а н и е

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Введение

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I: ТРУД РЕФОРМЫ

1 Бастионы веры

2 Возникновение дисциплинарного общества

3 Великое Высвобождение

4 Модерное социальное воображаемое

5 Призрак идеализма

ЧАСТЬ II: ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ

6 Провиденциальный деизм

7 Безличный порядок

ЧАСТЬ III: ЭФФЕКТ НОВОЙ ЗВЕЗДЫ

8 Недуги модерности

9 Темная бездна времени

10 Расширяющаяся вселенная неверия

11 Траектории XIX века

Лекция

профессора университета Нотр Дама (США)

Фреда Даллмейра

«Секулярный век? Размышления над взглядами Чарльза Тейлора и Раймонда Панникара»

(Fred Dallmayr, University of Notre Dame. “A Secular Age? Reflections on Taylor and Panikkar”)

Лекция была прочитана на английском языке с переводом профессора С.Д. Серебряного.


Фотоотчет

Фрагмент выступления Фреда Даллмейра

The great dilemma of the modern age, that’s even more important than secularism or secularity, is the tendency toward monologue. Science, technology speaks to the masses in a monological way. It poses itself as a power. Heidegger called it DAS GESTELL - “ the inframe . It’s frequently translated as “i nframing , we are inframed by something. But the basic thing about technology or DAS GESTELL is that it is monological. One of the greatest struggles of our time of this century will be to affirm the dialogical element against monologue. That is chiefly the task of what we call the humanities , the human studies. And you can see the human studies, the humanities are in peril, are in danger . The humanities are in danger, then dialogue is in danger. In many places where management… when they have a certain amount of money, the first thing is to abolish the humanities. So one of the main tasks about our time is not only or not so much to reaffirm religion but is to reaffirm our humanity. And this is one of my criticisms of Taylor that he wants God, God, God. God does not need to be affirmed. We need to be reaffirmed.

Главная дилемма современной эпохи, даже более важная, чем секуляризм, это преобладание в сегодняшнем мире монологичности. Наука, технология диктуют массам монологи. Они навязывают себя людям монологично. Хайдеггер называл это DAS GESTELL - то, что мы перевели как ПОСТАВ. На английский ПОСТАВ переводили как ОБРАМЛЕНИЕ/ОКОНТУ РИВАНИЕ/ РАМОЧНОСТЬ технологии, которая предлагает человечеству определенные рамки для второй культуры. Проблема технологичного мира, этого рамочного постава состоит в том, что это только монолог, там нет места диалогу, нет места механизму обратной связи. И одна из величайших битв этого века и всего нашего времени состоит в том, чтобы выгородить достойное место диалогизму человеческого существования. И в этом суть гуманитарной науки, гуманитарии как явления. И на самом деле гуманитарные науки действительно подвергаются чудовищной угрозе. Эта опасность исходит из того, что там, где появляется большой кошелек, тут же убирают гуманитарные дисциплины, тут же отказываются от всего того, что может дать диалог. Весь менеджмент строится не на диалоге… Поэтому одна из главных задач нашего времени не в том, чтобы дать место религии или вернуть ей достойное место в обществе. Нет! Вернуть человечность, вернуть гуманитарность. За это я критикую Тэйлора - ему нужен Бог и больше ничего. На самом деле Бога не надо защищать, защищать надо НАС .

Как мне представляется, та Тайна, которая также обозначается словом "Бог", и неопределенность, с которой (думает, что) имеет дело человек модерна, существенно различаются.

Неопределенность человека модерна - это возможность совершить ошибку при познании вещей, в принципе, поддающихся познанию. Тайна с большой буквы - это непознаваемость реальности, которая навсегда останется недоступной для человека. Она может сама открываться человеку в мистическом опыте, в откровении, и т.п. - но человек, своими собственными действиями, её не способен познать. В этом смысле, отношения человека с Тайной не являются чем-то неопределенным. Наоборот, главное в них ясно с самого начала.

Потеря этой ясности - вовсе не достижение человека модерна. Наоборот, он её утратил потому, что впал в иллюзию.

Человек модерна, так же как и человек прежних эпох, сознает, что знает не всё. Но, при этом, человек модерна привык к тому, что знания и возможности каждого следующего поколения существенно превосходят знания и возможности предыдущего. Существовать в каких-то других условиях человек модерна решительно не хочет. Из-за этого человек модерна вступает в странные, невротические отношения с некоторыми константами своего собственного бытия.

Во-первых, невозможно опровергнуть то положение, что все наши успехи, прошлые, настоящие, и будущие, сводятся к успешному преобразованию одних вещей в другие вещи. Но все вещи, как нетронутые нами, так и произведенные нами из других вещей, обусловлены, изменчивы, конечны. Это значит, что никакие наши успехи не могут нас избавить от нашей собственной (присущей и человеческому телу, и человеческому сознанию) обусловленности, изменчивости и конечности.

Во-вторых, столь же невозможно опровергнуть, что мы можем познавать (объяснять) только отдельные фрагменты Вселенной, но что вся Вселенная в целом по определению необъяснима, поскольку не имеет никаких причин и условий, кроме самой себя.

Но для человека модерна оба эти положения - бессмысленны. Он их если не отрицает открыто, то не придает им практической значимости, не включает в своё мировоззрение. К пределам своего познания и могущества человек модерна относится также как к индивидуальной смерти. Дескать, когда-нибудь это произойдёт, но это будет концом всего - концом нашей науки, концом разума, концом человечества. А раз так, что толку об этом думать? - надо жить, пока есть такая возможность. Увеличивать наши знания, создавать новые технологии, добиваться новых успехов. При этом, конечно, не каждый шаг окажется успешным. Некоторые идеи окажутся ложными, некоторые попытки - бесплодными, и т.п. Только в этом и заключается "неопределенность", признаваемая человеком модерна, и включаемая им в его расчёты.

Но вытесняемое знание о собственной конечности не перестаёт быть истинным. Оно становится источником постоянного невроза, от которого человек модерна ищет спасения в более или менее нелепых идеологических химерах. Спасение от этого невроза и этих химер можно найти, только признав реальность, такую, как она есть - последовав, в этом отношении, человеку предшествующих эпох. Да, этот человек знал и умел делать гораздо меньше вещей. Но, благодаря этому, вещи не заслоняли от него более фундаментальную реальность. Собственная конечность не оставалась за пределами его мировоззрения, но присутствовала в этом мировоззрении, придавал ему целостность, была мощным источником смыслов