Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ. Формирование проводок

Бухучет в жилищно-коммунальной сфере весьма специфичен и обусловлен обширной структурой расходов, многочисленными вариантами проведения взаимных расчетов, возможностью управления домами компаниями с различными формами применяемых систем учета. Рассмотрим особенности ведения учетных операций в бухучете ЖКХ.

Бухгалтерский учет в ЖКХ: проводки и специфика

Специальной законодательно-регулирующей базы по осуществлению учета ЖКУ нет. На основе утвержденных норм и методик в действующих ПБУ, предприятия ЖКХ устанавливают алгоритмы и способы ведения учета, фиксируют их в учетной политике и применяют на практике.

Административно-управленческие расходы отражаются в составе общехозяйственных затрат на сч. 26. По окончании месяца конечные сальдо счетов 25 и 26 закрываются переносом сумм в Д/т сч. 20, а затем суммированные затраты, отражающие себестоимость, переходят в Д/т сч. 90-2. Доходы формируются в УК на сч. 90-1 «Выручка».

Учет взаиморасчетов обусловлен спецификой производства. В деятельности УК возможно несколько вариаций взаиморасчетов с квартиросъемщиками и поставщиками ресурсов. Наиболее распространен способ, когда УК выступает одной из сторон в соглашении об оказании услуг на возмездной основе. Поступающие платежи от проживающих в МКД составляют выручку организации, а расходы за полученные ресурсы или предоставленные услуги других фирм - затраты.

Рассмотрим, как на практике осуществляется бухгалтерский учет в ЖКХ. Проводки:

Хозяйственные операции

Предъявление счетов на ЖКУ от поставщиков ресурсов

Начисление платежей населению

Начислен НДС

Списаны затраты УК

Поступление оплаты счетов от населения

Оплата ЖКУ поставщикам

Учет целевых поступлений

Получение из бюджета средств на определенные цели отражают на сч. 86 «Целевое финансирование». Бухгалтерские записи таковы:

Поскольку обязанность формировать фонд капремонта (по сути являющийся целевым) сегодня возложена на жильцов МКД, то УК должна учитывать ежемесячно поступающие средства, как целевые. Согласно ст. 251 НК РФ взносы на капремонт не входят в налоговую базу по прибыли и учитываются обособленно. Обычно для этого используют субсчета к сч. 51 и 86. Аккумулирующиеся средства по капремонту не должны отвлекаться на другие цели. Если нецелевой расход произошел, то ИФНС посчитает сумму затрат выручкой, и она войдет в налогооблагаемую базу.

УК вправе переложить обязанность по сбору платежей, например, на ЕРКЦ, заключив с ним агентский договор. Принятую от плательщиков сумму ЕРКЦ распределяет между ресурсопоставляющими предприятиями и УК. Для учета взаимоотношений с ЕРКЦ применяют сч. 76-5 «Расчеты с ЕРКЦ». Отражение в бухучете следующее:

Если поставщики ресурсов предъявляют УК счет предоставленным услугам, а ЕРКЦ уже оплачивает их, то неизбежно проведение взаимозачета между компаниями.

Бухгалтерия отражает операцию так:

Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ

Особенностью ЖКХ являются расчеты с жильцами домов по пеням за просрочки платежей. Эти суммы обычно указываются в платежном документе, ежемесячно предъявляемом потребителям услуг.

Но начислять пени совместно с отражением выручки от основной платы коммунальные услуги нельзя. Основанием для начисления пени являются решение суда либо факт признания их плательщиком, т. е. уплата. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХД/т 62 – К/т 91. Необходимо учитывать эту особенность. Записей по начислению пеней, соответствующих фигурирующим в предъявляемых плательщикам квитанциях, счетным работником не производится. К примеру, из указанных в квитанции на оплату услуг ЖКХ пеней в размере 1000 руб., оплачено 500 руб. Запись бухгалтера будет такой: Д/т 62 – К/т 91 на сумму 500 руб. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ фиксирует лишь факт ее оплаты без начисления и, следовательно, признание полученного прочего дохода.

Бухгалтерия управляющей компании и ТСЖ ведется по различным правилам, и в них необходимо разбираться. В статье мы рассмотрим особенности бухучета УК и товариществ, а также изучим вопросы, касающиеся оплаты коммунальных услуг. Полезной будет информация о существующих схемах и способах внесения оплаты, которые могут выбирать ТСЖ и жильцы управляемых ими домов.

Ведение бухгалтерского учета компаниями, работающими в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеет свои нюансы. Они формируют особую структуру расходов и пользуются многочисленными вариантами взаиморасчетов. МКД могут находиться в управлении коммерческих и некоммерческих организаций, внутри которых бухучет ведется по-разному.

Бухучет в управляющих компаниях

Оплата коммунальных услуг в ТСЖ

Владельцы помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами.

  1. По договору, который товарищество заключает с ресурсоснабжающей организацией. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией ТСЖ. Товарищество при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсовиками. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью.
  2. По договору, который товарищество заключило с ресурсоснабжающей организацией и информационным расчетным центром (ИРЦ). В этом случае именно ИРЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации:
    • платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет товарищества, чтобы оно погасило задолженность перед ресурсовиками;
    • владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую РСО, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
  3. По прямым договорам, которые владельцы помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за «коммуналку» собственники производят МУПам и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете ТСЖ. Для товарищества такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что ТСЖ (как и УК) не имеет права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.

Заключение договора обслуживания

В многоэтажном доме, управляемом товариществом собственников квартир, большинство общих вопросов решается на общедомовом собрании. Это касается, в том числе, и заключения договоров на предоставление необходимых коммунальных ресурсов и услуг. Собственники своим голосованием определяют, какой поставщик будет заниматься подачей им воды, тепла, энергоснабжения, вывозом мусора и так далее.

В договоре с РСО указываются следующие основные пункты:

  • наименование ТСЖ и ФИО его председателя;
  • основания для заключения договоренностей – устав, учредительный договор и прочее;
  • права и обязанности РСО – поставка коммунальных ресурсов, выполнение ТО и ремонта коммуникаций и так далее;
  • права и обязанности товарищества – регулярная оплата потребляемых ресурсов (каждый месяц) в соответствии с показаниями счетчиков или оговоренными нормативами.

Каждый владелец квартир заключает с ТСЖ соглашение, на основании которого ему будут предоставляться необходимые коммунальные услуги.

Выбор оплаты за ЖКУ

В соответствии с ЖК РФ каждый проживающий в квартире человек, получающий коммунальные услуги, должен производить их оплату. Постоянно живущие в МКД люди должны платить за:

  • расходуемые ими коммунальные ресурсы;
  • содержание и ремонт жилья, а также общедомового имущества.

Собственники помимо текущего ремонта платят еще и за капитальный.

Руководству любого ТСЖ, в том числе, только начинающего свою работу, нужно понимать, что именно эта некоммерческая организация ответственна за все аспекты ведения домового хозяйства, и в том числе, за выполнение жильцами их обязательств по оплате коммунальных услуг. При этом некоторые принципиальные собственники могут отказаться от вступления в товарищество. Однако это их не освободит от необходимости платить за «коммуналку» и содержание общедомового имущества.

Вносить плату жильцы могут разными способами на свое усмотрение. Делать это можно безналичным путем прямо из дома, если есть соответствующая система приема средств, ТСЖ направляет туда свою информацию и собственник зарегистрирован в ней. Можно производить оплату наличными поставщикам услуг через различные принимающие ее пункты (терминалы, отделения банков, почта и так далее). В отдельных случаях наличные можно внести прямо в кассу товарищества. Оно в такой ситуации работает без кассового аппарата, потому что поступающие от жильцов деньги не считаются выручкой.

ООО является управляющей организацией и по договору управления осуществляет содержание и ремонт жилищного фонда. Жители одного из обслуживаемых домов приняли решение о переходе в другую управляющую компанию. На момент перехода по данным подомового учета на доме остались неиспользованные средства. Новая управляющая компания хочет, чтобы им была перечислена на расчетный счет эта сумма. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и в целях налогообложения (применительно к налогу на прибыль организаций и НДС) непосредственно передачи остатка средств, перечисленных ранее собственниками на содержание и ремонт жилищного фонда?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Управляющая компания в своем учете при отказе собственников от ее услуг отразит прекращение обязательств перед собственниками помещений, возникновение задолженности перед организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, и последующее выбытие актива.
Возврат неиспользованных средств, перечисленных на содержание и ремонт жилого фонда, не образует объекта налогообложения НДС и не обуславливает появления доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы налогу на прибыль организаций у передающей стороны.

Обоснование позиции:
Собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) в силу закона обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению МКД ( , ЖК РФ). Оплата услуг и работ по содержанию и ремонту этих помещений производится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ( ЖК РФ).
Плата за содержание и ремонт общего имущества МКД устанавливается в размере, обеспечивающем содержание этого имущества в соответствии с требованиями законодательства ( ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД, в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По такому договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность ( ЖК РФ).
Жилищным законодательством не урегулирован порядок передачи вновь выбранной управляющей организации средств, перечисленных собственниками помещений на текущий ремонт общего имущества дома прежней управляющей организации (смотрите также : Собственники многоквартирного жилого дома выбрали управляющую компанию (далее - УК) и приняли решение о внесении дополнительных денежных средств на статью "Текущий ремонт", чтобы после их накопления провести ряд работ по текущему ремонту общего имущества. Однако спустя четыре месяца лицензия, выданная УК, была отозвана. В настоящее время собственники должны заключить договор с другой УК. Подлежат ли передаче другой УК накопленные и неизрасходованные денежные средства по статье "Текущий ремонт"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.) и ФАС Поволжского округа от 17.01.2012 N Ф06-11765/11 по делу N А55-3944/2011).

Бухгалтерский учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Расчет платы за коммунальные ресурсы

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве?

C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту.

По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию. Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О. Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012).

Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

  • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
  • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании.

Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Сроки, в течение которых управляющая компания должна выставить потребителям счета на оплату коммунальных услуг, а также сроки оплаты коммунальных услуг нужно указать в договоре на управление многоквартирным домом. Если такие сроки не предусмотрены, то:

  • платежный документ нужно выставить не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • плату потребители должны вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Такой порядок предусмотрен пунктами 66 и 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Перечень сведений, которые нужно указать в платежном документе на оплату коммунальных услуг, можно найти в пункте 69 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Управляющая компания может заключить договор со специализированной организацией для:

  • снятия показаний счетчиков;
  • доставки платежных документов;
  • начисления платы за коммунальные услуги.

Об этом сказано в подпункте «е» пункта 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если в договоре о предоставлении коммунальных услуг не указан другой порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг?

Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме.

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано. Однако имеются судебные решения, подтверждающие, что размещения этих сведений в СМИ и на доске информации недостаточно (см., например, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 г. № 33-2872-10).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете предоставления коммунальных услуг зависит от того, самостоятельно управляющая компания оказывает услуги или является посредником по агентскому договору.

Если управляющая компания оказывает услуги самостоятельно, сделайте следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 60
- отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 19 Кредит 60
- отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 20 Кредит 19
- входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена реализация услуги потребителям;

Дебет 90-2 Кредит 20
- отражена себестоимость услуги;


- начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 51 Кредит 62 (76)
- получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

Дебет 76 Кредит 62
- зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

Если управляющая компания работает по агентскому договору, то операции отразите так:

Дебет 76 Кредит 60
- отражена задолженность жильцов за оказанные услуги ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 76 Кредит 90-1
- начислено агентское вознаграждение по договору управления;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;

Дебет 50 (51) Кредит 76
- поступили платежи от собственников жилых помещений;

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены средства ресурсоснабжающей организации.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 90).