Истории жильцов о сталинских высотках. Легенды и факты о сталинских высотках

Всем известно, что одной из самых главных достопримечательностей Москвы являются знаменитые сталинские высотки . Семь, на первый взгляд, совершенно одинаковых многоэтажных зданий остаются и на сегодняшний день весьма таинственными сооружениями в столице, ведь с ними связано бесконечное количество легенд и тайн.

Сталинские высотки заложили в один и тот же момент. Время по приказу Сталина было выведено по звездам. Так, 7 сентября 1947 года ровно в 13:00 был заложен фундамент знаменитых башен-пирамид в честь 800-летия столицы. Многие современные астрологи полагают, что эта точная дата была выбрана не случайно: якобы немец-астролог просчитал Сталину не только время строительства, но и точные места под застройку. За каждую башню отвечала своя планета, под покровительством которой зданию должен был сопутствовать успех в определенном ключе. Например, Венера связана со строением на Котельнической набережной, что, по мнению астрологов, обеспечивает ему «элитных» жильцов и престижный статус.

До сих пор не выяснена первостепенная причина, которая побудила «отца народов» застраивать разные концы столицы грандиозными высотными зданиями. Но известно, что изначально по проекту должны были появиться 8 строений, и Дворец Советов обещал стать величайшим из них. Высотой в 315 метров и стометровой статуей Ленина на возвышении, высотка должна была находиться на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Дворец строился с бешеной скоростью, но закончить строительство помешала сначала война, а затем финансовые затруднения. По поверью, при Николае I место, на котором стоит воссозданный Храм Христа Спасителя, было проклято и, следовательно, непригодно для застройки.

Сегодня многие исследователи придерживаются мнения, что Дворец Советов подразумевался Сталиным как усыпальница, именно поэтому вождь строго следил за процессом строительства и активно работал с архитекторами. Само здание должно было стать замыкающим и самым мощным звеном в цепи башен-высоток. С его помощью Сталин, если верить астрологам, должен был укрепить не только свою власть, но и могущество всей страны.

Историк и эзотерик М.И.Калюжный: «Разумеется, это не было личным изобретением Сталина. Пирамидальные сооружения строили довольно часто, но всегда они служили сакральными местами общения людей с миром богов и духов, были своеобразными магическими машинами исполнения желаний. Впрочем, сталинские пирамиды, если не считать их размеров, были для Москвы делом вполне привычным ».

МГУ

С главным зданием (ГЗ) всем известного МГУ на Воробьевых Горах связано наибольшее количество тайн и легенд. Даже точно неизвестно, сколько этажей имеет подвал здания. Некоторые полагают, что под фундаментом 36-этажного здания высотой в 236 метров скрывается целый город такого же размера. Ходят слухи, что под землей существовал (или еще существует?) тайный тоннель, который связывал здание университета и дачу Сталина. Также есть легенда, что под ГЗ проходила ветка секретного правительственного «Метро-2» от Кремля до Аэропорта «Внуково». Говорят, что показатели счетчика Гейгера здесь зашкаливают из-за того, что раньше здесь находился ядерный реактор, а само здание стоит на специальной подземной конструкции, без которой оно давно сползло бы в реку.

О главном здании МГУ существуют и мрачные поверья. Студенты, живущие здесь в общежитии, говорят, что слышат странные голоса, шорохи и посторонние шаги. По легенде считается, что они принадлежат погибшим при строительстве здания заключенным.

Различные паранормальные случаи в ГЗ неслучайны. Здание, по мнению астрологов, имеет самую сильную энергетику из всех башен-высоток.

Высотка на Котельнической набережной

Дом работников искусств на Котельнической набережной считается самой элитной сталинской высоткой как за то, что главным архитектором ее стал Сталин, а куратором стройки – Берия, так и благодаря своим известным жильцам.

Несмотря на таких благородных жителей, с этим зданием связаны не самые приятные легенды. Говорят, в стенах находится скелет: рабочие замуровали своего нелюбимого прораба, а стеклах в некоторых квартирах находятся послания от строителей, нацарапанные гвоздем.

Астрологи полагают, что высотка на Котельнической набережной (как и другие башни-пирамиды) имеет определенную энергетику. Из-за не построенного восьмого здания – Дворца Советов, эта энергетика не может проявиться в полной силе, и именно поэтому жильцы дома иногда слышат непонятные голоса, а в их квартирах часто происходят несчастные случаи.

МИД

Своя интересная мистическая история существует и у здания МИД. По проекту архитекторов, высотка должна была быть без шпиля. Сталин, увидев почти уже достроенный дом, был недоволен и приказал надстроить шпиль. Из камня соорудить его было невозможно: конструкция продавила бы само здание. Так, шпиль решили сделать из обычной жести.

Точно неизвестно, для чего вождь отдал такой приказ. Но на этот счет существует мистическая точка зрения: без шпиля здание уже не смогло бы считаться пирамидой и не обладало бы предполагаемой силой. Таким образом, план Сталина по усилению своей власти мог бы провалиться. Но, скептики не рассматривают эту версию. Возможно, Сталин просто не захотел придавать зданию сходство с американскими небоскребами.

Также существует мнение, что люди, которым предоставлялось жилье в высотках, были выбраны вождем не случайно, ведь изначально «Семь Сестер Сталина» не предназначались для проживания. Но башни все-таки заселили: учеными, знаменитыми актерами, военными и государственными деятелями, то есть людьми с очень сильной энергетикой. Кто знает, может, таким образом Сталин мог стать еще могущественнее.

Сложно однозначно ответить на вопрос, для чего строились эти мистические пирамидальные сооружения, но невозможно не признать, что они являлись символом светлого будущего. На сегодняшний день сталинские высотки представляются лицом российской столицы.

Семь сталинских высоток — это одна из визитных карточек Москвы, это необычный маршрут по Москве, по которому стоит совершить путешествие. Эти таинственные и монументальные здания манят своими загадками и являются одними из самых известных достопримечательностей, которые нужно посмотреть в любом случае.

Сталинские высотки до сих пор остаются самыми загадочными сооружениями Москвы и не только с архитектурной точки зрения. С ними связано много легенд и домыслов. Во время экскурсии Вы убедитесь, что это одни из самых красивых и уникальных зданий Европы.

Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день — 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800−летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы. Московские высотки, безусловно, были задуманы как единый градостроительный ансамбль, как комплекс градостроительных доминант. Высотные дома изначально не входили в планы реконструкции и их надлежало вписать в общую архитектуру города.

Есть такая легенда или мнение, что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным.

Проект зданий был создан таким образом, чтобы внешний декор смог замаскировать очертания пирамид. Кроме того, даже дата строительства была выбрана неслучайно.

Как утверждают астрологи, дата начала возведения высоток тоже была выбрана не случайно, её высчитывали заранее в качестве самой удачной. По приказу Сталина строить другие объекты в день начала закладки высоток было запрещено.

К концу 50−х годов по замыслу архитекторов Москву должно было опоясать еще одно кольцо небоскребов, но этим замыслам уже не суждено было сбыться.

Эти архитектурные сооружения скрывают много тайн. Некоторые экскурсоводы утверждают, что рядом с высотками стрелка счетчика Гейгера, измеряющего различного рода излучения, просто сходит с ума. Кроме того, среди жителей столицы распространяются непроверенные легенды, что именно рядом с башнями можно попасть в таинственное Метро-2.

Главное здание МГУ

Главное здание МГУ – самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. И, пожалуй, самое легендарное. Одна из наиболее распространенных историй – о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить.

Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3−им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку. При этом добавляют, что зона была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

Здание также окутано несколькими фантастическими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания «фонит» из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора. Конечно, все это красивая легенда.

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание Министерства иностранных дел

Высота 172 метра, 27 этажей. По первоначальному проекту, здание МИДа не имело шпиля. Но когда проект принесли на утверждение Сталину, он лично дорисовал его. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Первоначально было заметно, что он отличался по цвету от остальной высотки. Говорят, что во времена «оттепели» Хрущеву предложили убрать шпиль, но будто бы генсек со словами «Пусть это будет памятником глупости Сталина» велел отставить его. Шпили стали характерной чертой всех семи московских высоток.

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот»

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Дом на Кудринской площади (Восстания)

Высота 156 метров. В здании 24 этажа, в том числе и жилые этажи. Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем (а всего их 450) предоставляли работникам авиационной отрасли. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.

Ходят непроверенные легенды, что на верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. В прессе встречается байка, будто бы в здании есть секретные коридоры, с помощью которых чекисты могли прослушивать разговоры жильцов.

Старожилы высотного здания на Кудринской площади рассказывают такую легенду. Однажды Сталин, проезжая мимо одной из строящихся высоток (какой именно – история умалчивает), пробормотал себе под нос нечто вроде «шпил». Что именно имел в виду отец народов, сказать трудно, но слово было подхвачено «окружением», и именно поэтому шпили венчают все семь московских высоток.

Еще в доме на Кудринской поговаривают, будто бы некоторые блоки, из которых он построен, – радиоактивны, ну и, разумеется, вспоминают о том, что дом стоит, как и многие грандиозные постройки того времени, на крови и костях строивших его заключенных.

Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.

Гостиница «Украина»

После Главного здания МГУ это вторая по высоте сталинская высотка – 206 метров. Гостиница строилась в 1953−1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. При Сталине проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове». Старая гостиница «Украина» открывала начало Кутузовского проспекта.

В свое время это был самый крупный гостиничный комплекс в Европе. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

Гостиница «Ленинградская»

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая – 136 метров. Здание было названо по расположенному поблизости Ленинградскому вокзалу. Несколько лет назад гостиницу приобрела сеть Hilton (Hilton Moscow Leningradskaya).

Стоит отметить, что при строительстве высоток было применено немало новых технологий. Так, в облицовке стен были использованы керамические плиты. На тот момент это был наилучший материал. Он не только полностью удовлетворял архитектурно-художественным требованиям, но и значительно облегчал эксплуатацию здания. Керамика допускает промывку фасада водой и паром, не требуя длительного ремонта.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай — на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро.

Жилой дом на Котельнической набережной

Здание высотой 176 метров насчитывает 32 этажа. В нем около пятисот квартир. В советское время их предоставляли известным ученым и артистам, а также номенклатурным работникам.

По некоторым данным, место для этого здания выбрал лично Лаврентий Берия, который курировал строительство всех высоток по линии органов госбезопасности. В доме на Котельнической набережной есть также магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион».

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.

В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Список первых жильцов составлял сам Иосиф Сталин. И когда кто-то из великих умирал, родственники шли в ЦК КПСС: там долго решался вопрос о том, имеет ли умерший право на мемориальную доску, которая висела бы на стене здания… В этом доме отмечали свою свадьбу Владимир Высоцкий и Марина Влади, здесь жили Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко. Сейчас живут Александр Ширвиндт, Вилли Токарев и Дмитрий Нагиев.

Высотка «Триумф-Палас»

«Триумф-Палас» представляет собой здание классической архитектуры в сталинском стиле 1950−х годов

Здание Триумф Паласа построенное в стиле сталинских высоток это жилой комплекс, возведенный в Москве, можно смело называть шедевром, который стал одним из главных достопримечательностей города. До сих пор некоторые гости столицы путают Триумф-Палас, и считают его «восьмой сестрой» знаменитых московских высоток.

Высота «Триумф-Паласа» 264 метра, в здании 45 этажей, этажи с 11−го по 38−й – жилые, есть 5−уровневый подземный гараж. Три последних жилых этажа занимает одноименный бутик-отель — самая высокая гостиница в Москве и Европе.

Ходят слухи, что на месте строительства было кладбище, располагавшееся на месте Чапаевского парка. Ранее на месте территории строительства «Триумф-Паласа» Василий Сталин начинал строить спортцентр ВВС МВО, но построил только фундамент. Потом там строили ещё что-то (по разным данным Дворец пионеров, Дом культуры Авиационного объединения «Знамя труда»).

В этом фешенебельном доме, представляющем собой копию знаменитых сталинских высоток, живут многие звезды шоу-бизнеса, бизнесмены, политики. Среди обладателей шикарных апартаментов в «Триумф-паласе», в частности, Дима Билан, МакSим и другие.

Высочайшее жилое здание в Европе (264 метра после установки шпиля в 2003 году). Высота шпиля — 53 метра. Здание классической архитектуры в сталинском стиле 1950−х годов, состоит из 9 секций разной этажности. Начало строительства — 2001 год, сдан в эксплуатацию в 2006 году. 50 этажей, три последних занимает гостиница. 987 квартир площадью от 105 до 400 кв.м. Имеется 6−уровневый подземный гараж (1330 машиномест).

Архитекторы — Андрей Трофимов, Елена Трещилина, Виктор Штеллер, Ольга Маркова, 2005 г. Заказчик — компания «ДОН-строй».

Фасады отделаны натуральным светлым камнем с применением керамической плитки теплых бежевых тонов. Впервые на жилом здании использована система вентилируемого фасада австрийской фирмы Eurofox. Эффектный элемент фасадов — вертикальные витражи.

Галерея, идущая по периметру здания в нижней части, освещается двухметровыми коваными светильниками, выполненными по индивидуальному проекту, а в парадном дворе комплекса установлен большой круглый фонтан.

Инфраструктура включает в себя фитнес-центр, салон красоты, детский городок на придомовой территории. В подземной части — 6−уровневый паркинг с автомойкой и сервисом.

Заканчивая экскурсию по московским высоткам хочится отметить, что по оценкам специалистов, строительство знаменитых высоток Москвы обошлось советскому государству немыслимо дорого, если перевести на наши деньги, то около полумиллиарда долларов и ещё столько же было отдельно потрачено на строительство Главного здания МГУ. Но архитекторы утверждают, что иначе было нельзя, что Москва потеряла бы свой облик, не появись в ней сталинские высотки. И мы уверены, что это действительно так. Многие поколения москвичей и гостей столицы смогут веками любоваться этими великолепными шедеврами советской архитектуры. Экскурсия по Сталинским высоткам в Москве - позволит одним людям вспомнить прошедшие времена, а молодежи познать новые интересные и легендарные стороны советского периода.

Социальные комментарии Cackl e

В Москве есть свои «пирамиды» - знаменитые высотные здания, видные издалека. Их, как и египетские сооружения, окружают мифы

7 сентября 1947 года Москва праздновала 800-летие. Торжество было грандиозное; его центром стал стадион «Динамо». В честь юбилея столицу наградили орденом Ленина, а канал Москва-Волга переименовали в канал имени Москвы. А еще к этому дню приурочили закладку восьми так называемых московских пирамид.

Догоним и перегоним

Вождь всех времен и народов хотел, чтобы столица государства, только что победившего фашизм, выглядела в глазах иностранцев не хуже любой другой столицы мирового масштаба. Было задумано выстроить восемь высотных зданий (по одному за каждое столетие, прожитое городом) – зданий монументальных, потрясающих воображение.

Деньги на строительство решили не занимать у более богатых стран, а взять у народа. Народ после войны жил, прямо скажем, не очень сытой жизнью – но облигации все-таки покупал: кто-то искренне хотел, чтобы столица была краше всех городов мира, кто-то боялся отказываться: времена стояли жутковатые.

Строительство высоток началось лишь в 1949 году: первые проекты Сталин не одобрил, и все пришлось переделывать. Согласно первоначальному замыслу, дома должны были напоминать американские небоскребы-карандаши, а Сталин хотел непременно пирамидальной формы; возможно, вождю не давали покоя лавры египетских фараонов, обессмертивших себя возведением пирамид.

В итоге «пирамид» было выстроено семь. Восьмая, так называемая «Вавилонская башня», должна была быть построена в Зарядье и стать в итоге краше самого Кремля – но Сталин умер, Берию арестовали, а проект заморозили.

Товарищ Сталин, вы большой художник

Первой была выстроена высотка на Смоленской площади – та, в которой сейчас располагается МИД России. Башенки со шпилем на ее самом верху изначально не было – однако Сталину показалось, что высотка слишком напоминает небоскребы Нью-Йорка, и он собственноручно пририсовал на чертеже дополнение к проекту, которое не посмели не принять.

Похожая история была и с высоткой на Кудринской площади (с 1925 по 1992 гг. – площадь Восстания): правда, чертежи Сталин не переделывал – просто сказал, что дом какой-то куцый. Вскоре здание обзавелось шпилем со звездой. Среди знаменитостей, получивших квартиры в этом доме, – актер Евгений Весник , шахматист Василий Смыслов , летчик Михаил Громов . А еще там снимали сцены фильма «Москва слезам не верит» – по замыслу режиссера именно здесь находится та шикарная квартира, в которой две девочки из рабочего общежития выдавали себя за профессорских дочек.

Под домом выстроено бомбоубежище, которое долгие годы поддерживалось в полной готовности. Однако сейчас оно закрыто.

Ходили легенды, что из подвала дома можно попасть по подземному ходу в Белый дом. По словам начальника сантехслужбы, в августе 1991 года к нему пришли вооруженные люди, которым он долго доказывал, что никакого подземного хода не существует.

Квартира для Раневской

Место для высотки на Котельнической набережной выбрал лично Лаврентий Берия . Архитектор был категорически против – грунт ненадежный для глубокого фундамента, но Берия умел настоять на своем. Поговаривали, что причиной его упрямства были ведущие от этого места подземные ходы: один в Кремль, другой в Новоспасский монастырь, третий к зданию комиссариата, на другую сторону Москвы-реки.

Если судить по жильцам, этот дом получился самым элитным. Здесь в разное время жили режиссер Иван Пырьев с женой Мариной Ладыниной , балерина Галина Уланова , актриса Клара Лучко , поэт Александр Твардовский и гениальная Фаина Раневская . Последняя попала сюда… при помощи КГБ. Точнее, так: когда к ней пришли вербовщики, Фаина Георгиевна заявила: я, во-первых, в коммуналке живу, а во-вторых, во сне разговариваю. Спустя месяц актрисе предоставили квартиру в высотке. Правда, вербовщики все равно остались ни с чем: Раневская подговорила соседей написать на нее в органы жалобу. Мол, в доме поселилась актриса, которая во сне твердит что-то про разведку…

Пизанская высотка и паникадило

Здание у Красных Ворот строили одновременно с вестибюлем одноименной станции метро; грунт при этом замораживали по новой тогда технологии. Расчеты показывали, что когда грунт, разморозившись, просядет, здание накренится, так что при строительстве его намеренно накреняли в другую сторону. Бдительные граждане даже написали на строителей донос – мол, вредители строят кривое здание, чтобы оно потом упало.

Здание гостиницы «Ленинградская», напоминавшее своей роскошью дворец, после смерти Сталина вызвало неудовольствие Хрущева ; с потолков спешно начали сбивать лепнину, а из номеров убирать картины.

Уникальную по красоте люстру холла генсек и вовсе обозвал паникадилом; в итоге архитектора Полякова лишили Сталинской премии.

При строительстве гостиницы «Украина», чтобы избежать затопления грунтовыми водами, впервые в мире применили уникальную технологию откачивания – иглофильтры: по периметру котлована в землю вбили тонкие трубы, к которым присоединили насосы, непрерывно откачивающие воду.

Зэки на стройке

К грунту в районе Ленинских гор тоже были серьезные претензии. Так что главное здание МГУ возводили на «умном» фундаменте, который приспосабливается к уровню грунта и умеет подниматься и опускаться вместе с ним.

Почву при строительстве замораживали.

СМИ, захлебываясь, писали, что на стройках работают комсомольцы; на самом же деле, высотки возводили заключенные и солдаты.

Ходят слухи, что погибших при строительстве зэков не хоронили, а просто сбрасывали в подземелья, а сверху наливали бетон.

Сколько этажей в ГЗ Университета, никто точно не знает; насчитывают обычно от 34 до 36 – но ведь есть и подземные этажи. Говорят, что в здании есть этажи секретные, которые снаружи не видны и запираются на ключ. Бытуют также легенды, что вниз здание уходит тоже этажей на 30 – и даже соединяется подземным переходом с ближней сталинской дачей. А еще говорят, что под высоткой проходят секретная линия метро, автомобильные тоннели и гигантские бомбоубежища.

Сталинские высотки

  1. Главное здание МГУ на Воробьевых горах
  2. Дом на Котельнической набережной
  3. Гостиница «Украина»
  4. Здание МИД
  5. Дом на Кудринской площади
  6. Административно-жилое здание возле Красных Ворот
  7. Гостиница «Ленинградская»

Облик столицы трудно представить без ожерелья из Сталинских высоток. Они являются «лицом» города, но даже москвичи не знают о них все.

Каждая эпоха оставляла в Москве монументальную память о своих достижениях. Не являются исключением и Сталинские небоскребы с высотой от ста пятидесяти до двухсот метров. Они, являясь вершиной послевоенного советского Арт-Деко в московской архитектуре, до сих пор поражают воображение.

Однако привлекают не столько сами здания, сколько тайны Сталинских высоток.

«Семь сестер»… Все они заложены в один день, но у всех разная история, и, конечно, очень разные обитатели.

Например, в высотке на Котельнической набережной проживало самое большое число звезд. Они стали хозяевами своих роскошных квартир в начале пятидесятых. Дом имеет настолько богатые внутренние интерьеры, что напоминает дворец. Говорят, что артистка Лидия Смирнова, которая тоже получила здесь квартиру, увидев все это, просто упала в обморок от неожиданности.

После войны многие в Москве жили в бараках, подвалах, в лучшем случае – в коммуналках. А в доме на Котельнической были не подъезды, а настоящие станции метро: с мозаикой, скульптурами. Мрамор и гранит, бронзовые ручки, скоростные лифты, ковры в подъезде и хрустальные люстры – все это предполагало, что здесь должны жить наиболее выдающиеся люди страны.

Но немногие знают, что жители этого дворца каждый по-своему были глубоко несчастны.

Дом на Котельнической был построен на месте старых бараков. Массовое заселение его началось в пятидесятых годах, но первый корпус «А» был сдан еще в 1938-м. Это было время, когда главным ведомством в стране считалось Министерство государственной безопасности. Лаврентий Берия, пользуясь своей безграничной властью, получил у Сталина разрешение построить невероятно роскошное жилье. Однако потом, по какой-то причине он решил, что квартиры в доме нужно дать и людям без чекистских погонов – актерам, писателям и т.д.

Дом на Котельнической – самая большая сталинская высотка. В нем семьсот квартир, почта, гастроном, кинотеатр «Иллюзион», химчистка и другие радости образцового быта. Тут же находился самый роскошный избирательный участок в СССР, где подавали бутерброды с икрой и осетриной.

Здесь и получила квартиру актриса Лидия Смирнова, детство которой прошло в нищете в коммунальной квартире. И даже став кинозвездой, она еще долго жила в ужасных условиях. Ее муж – оператор Рапопорт – тоже не имел отдельной квартиры. Трижды Лауреат Сталинской премии Рапопорт жил в маленькой комнатушке на окраине столицы.

Смирнова обратилась к Берии с просьбой улучшить их жилищные условия. В то время мало кто из представителей советской богемы рискнул бы обратиться к великому и ужасному Лаврентию Павловичу. Ходили слухи, что Смирнова была каким-то образом связана с ведомством, которое возглавлял Берия. Но ее просьба и ожидание исполнения совпали со свержением Берии. Смирнова была страшно напугана: близкое знакомство с врагом народа могло плохо кончиться. Но все закончилось благополучно: ей все-таки дали квартиру.

Тогда еще Смирнова не знала, что квартира в престижном доме — эти хоромы — станут для нее в итоге домашней тюрьмой, что она проведет в них долгие годы ужасно грустной семейной жизни, променяв счастье на роскошное жилье.

Лидия Смирнова прожила в браке с Рапопортом сорок лет, но тридцать пять из них она любила другого мужчину – режиссера Константина Воинова. Вместе быть им было не суждено. Дело в том, что Рапопорт смертельно заболел, и она не могла оставить его одного.

Благодаря ей вместо обещанных врачами трех лет муж прожил тринадцать. Она доставала самые лучшие лекарства от рака, окружила его заботой. Просто невероятно, но тот же диагноз поставили и Воинову. И Смирнова долгие годы разрывалась между шикарной высоткой Рапопорта и убогой квартирой Воинова. Прожила актриса до девяноста двух лет и умерла в одиночестве.

Высотку на Котельнической набережной некоторые называют «домом одиноких старух». Ирина Бугримова, Фаина Раневская, Людмила Зыкина… Одиночество их было такого же необъятного размера, что и их жилплощадь.

Фаина Раневская жила прямо над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Она шутила, что обитает над «хлебом и зрелищем». Рядом жили Никита Богословский и Александр Твардовский.

Одиночество этой великой актрисе давалось просто: она никогда не была замужем и не знала, что это такое. Зато ее очень любил Мальчик – ее беспородный пес.

Еще одна великая «одиночка» Людмила Зыкина была хозяйкой стометровой трехкомнатной квартиры. Она ее получила с поддержки Фурцевой и Косыгина. Квартира Зыкиной была буквально набита антиквариатом, картинами, иконами. Буфеты ломились от сервизов. Но скупив лучшие драгоценности и объездив полмира, получив все возможные награды и пережив массу романов, Людмила Георгиевна не смогла получить любовь одного мужчины и не родила детей. Дома, после гастролей, ее ждала лишь помощница по хозяйству.

Грызня за ее наследство была кровавой. В итоге квартира досталась племяннику. Он долгое время не платил за коммунальные услуги, и правлению дома пришлось обратиться в суд. И, наконец, оплатив квитанции, ее дальний родственник въехал в легендарные стены.

Здесь же находится и квартира-музей великой балерины Галины Улановой. Ее называли «великой немой»: она не любила общаться и держалась очень холодно. Но и эта красивая и талантливая женщина, у которой было огромное число поклонников, жила в своей квартире одна.

Она, которую растроганный ее талантом Сталин просил посидеть с ним, она, кому Риббентроп присылал корзины цветов, она, кому поклонилась при встрече сама английская королева, к закату жизни уже не могла следить за своей громадной квартирой. Уланова даже не могла оплачивать коммунальные услуги, но не было никого, кого бы она могла подпустить к себе близко.

Квартиры в высотке на Котельнической предоставлялись жильцам, как сегодня говорят, полностью упакованными. Роскошный, отнюдь не советский ремонт с лепниной, дорогим паркетом и оригинальными дверями и окнами, и самое поразительное: квартиры вручались уже полностью меблированными.

Но в квартире Улановой от казенной мебели осталась только вешалка. Всю остальную мебель, которая была очень хорошей, балерина с удовольствием выбросила в семидесятые, когда это разрешили. До этого жителям дома не разрешалось сдвигать с места ни один комод, ведь мебель в квартирах расставляли сотрудники КГБ.

Расположение мебели отвечало не требованиям удобства и эстетики, а оптимальности прослушивания.

Обитатели этого дома даже не догадывались, что их элитное жилье было построено зэками. Говорили, что высотку хотели соединить подземным тоннелем с Кремлем, и лишние свидетели власти были не нужны.

Вообще, про сталинку на Котельнической ходит много легенд. Якобы в одной из ее стен замурован прораб, который плохо обходился с заключенными. Сначала зэки жили в бараке, но по мере строительства они переселялись в отстроенные квартиры. Между ними и бригадирами постоянно происходили стычки, поэтому прорабы не поднимались выше пятого этажа: боялись, что те их сбросят. Вот почему все были уверены, что нижние этажи построены более качественно.

В этом же доме жил писатель Аксенов. Впервые сюда он — сын врагов народа, родителей которого арестовали во время репрессий, попал совершенно случайно. Кто-то из знакомых провел его с женой на самый верх здания к башне, откуда они любовались Москвой.

Про башню высотой с пятиэтажный дом, расположенную на самом верху дома, говорили много. В нее не пускали ни тогда, не пускают и теперь.

Но Аксенов в своем романе «Москва Ква-Ква» писал, что там располагался тайный штаб Сталина, в который тот должен был эвакуироваться в случае разгрома Кремля, хотя, как утверждает начальство дома, в этой башне сплошные коммуникации.

В дом на Котельнической набережной актриса Марина Ладынина и режиссер Пырьев переехали, находясь друг с другом в состоянии острого конфликта. Пырьев тогда был увлечен молодой актрисой Марченко. Ладынина вообще всю жизнь боролась с патологической неверностью мужа. Ведь она, еще не будучи за ним замужем, родила режиссеру сына, что для советской женщины было большим позором.

Их квартира поражала воображение абсолютно всех: роскошная обстановка, ковры, посуда, антиквариат… и под стать обстановке хозяин дома в шелковом халате. Марину Ладынину, конечно, радовали богатство и слава мужа, но счастлива она не была. Его постоянные романы просто убивали ее. И особенно роман с Марченко, который закончился рядом некрасивых поступков со стороны Пырьева. Узнав, что любовница хочет уйти от него, режиссер стал просто одержим идеей ей отомстить. Ладиныной казалось, что муж сходит с ума.

И однажды она решила написать о нем письмо в партком, как это делали многие советские жены в надежде, что этот орган поставит мужа на место. Ладынина написала письмо в порыве отчаяния, однако потом передумала, решив не «топить» мужа, бросила письмо в мусорную корзину. Но домработница, которая не любила свою хозяйку, достала письмо, прочитала и все донесла сначала Пырьеву, а затем всем знакомым товаркам, тоже работающим в этом доме.

Пырьев не простил этого жене и подал на развод. Он разменял квартиру, продал мебель. Ладынина переехала в маленькую темную «двушку», где и жила одна до своей смерти.

Дом на Котельнической построил архитектор Дмитрий Чечулин, имя которого у коллег вызывает отторжение. Все его работы были ориентированы только на партию. Его считали не творческой, а номенклатурной единицей. Но надо отдать ему должное: он построил высотку, украсившую Москву. В его планах было еще построить перед зданием «площадь трех мостов» с фонтанами, газонами и парком. Но главного заказчика — Берию – расстреляли, и больше обустройством решили не заниматься. А Чечулин все ждал, когда же и ему вручат ордер от квартиры в этом доме. Но так и не дождался жилья в этом «жестоком» доме, где за каждой мемориальной табличкой скрывается личная трагедия.

No related links found



Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)