Сочинение на тему "честно родине служить". Военные годы, военные даты

Круглый стол на тему: «Главная профессия - Родине служить».

Место проведение: Гарнизонный дом офицеров.

Время проведения: 20.02.2013 в 15.30

Участники: воспитанники клуба «Юный спецназовец» ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка» привлечённая молодежь, Ленинская СОШ №1 Руководитель Кочнев Андрей.

Организатор: ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка», клуб «Юный спецназовец».

Приглашённые гости:

  • ·
  • ·

Цель:

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;

Формирование убежденности в необходимости защиты Отечества.

Задачи:

Помочь воспитанникам осознать чувство долга перед Родиной и уважения к ВС РФ;

Закрепить убежденность воспитанников в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите интересов нашей страны на любом поприще и в любой сфере.

Принципы организации круглого стола:

  • равенство всех участников, включая ведущего;
  • создание личной мотивации;
  • отсутствие соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самовоспитанием.

Ведущий: руководитель школы «Честь имею!», клуба «Юный спецназовец» ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка» Комаров А.В.

Вопросы круглого стола:

  1. 1.
  2. 2. Что должно стать основой армейского духа? Основа отношений в армии, - какие они должны быть? Что должно стать положительной мотивацией к службе?
  3. 3.
  4. 4.

Оборудование: Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?», альбом группы «Голубые береты» (песни «Потому что русские мы», «Русь» Песни из кинофильма « Солдаты»).

Презентация слайдов с музыкальным сопровождением.

Ход круглого стола:

  1. 1. Вступление: Стихотворение

Не тот солдат, кто лишь погоны носит,

Совсем не тот, кто боль другим наносит.

Не тот, кто ради ордена старался,

Не тот, кто от проблемы растерялся.

Солдатом быть почётно и не очень,

Его не замечают часто, впрочем

О подвигах отдельных говорят,

Когда могилы выкопают вряд.

Солдат и тот, любовь кто охраняет,

Свои кто убежденья не меняет.

Чужую боль, воспринимает как свою,

Борцам со злом, я тоже гимн пою.

Со злом, я бой выигрывал не раз,

Но, может быть, не полный мой рассказ?

Может раньше, в СССР таких вопросов у молодых людей не возникало, но ведь и страна была другая, и мораль тоже. Сегодня российская армия вызывает двоякие чувства. Сколько есть примеров случаев, о которых рассказывают СМИ, да и «страшилок», про армию в интернете целый ворох. И становится совсем не удивительным, почему родители изо всех сил стараются уберечь своё чадо от службы. Но ведь есть такие, кто «не откосил» от армии, кто вернулся от туда и гордится тем, что служил, считая армию настоящей школой для настоящих мужчин! Сколько героев родила уже современная армия! Сколько достойных офицеров всю свою жизнь посвятили службе, один раз и навсегда дав клятву Родине.

«Как родная меня мать провожала…?» - Куда? В армию, конечно! Как там не потеряться и служить достойно? С чем сталкивается призывник в новой среде? Как подготовится к этому событию, чтоб не получалось, как в продолжении песни: «Не ходил бы ты, Ванёк во солдаты». Что должно стать основой армейского духа? Основа отношений в армии, - какой ей быть? Что должно стать положительной мотивацией к службе?

И что значит – служить Родине в самом широком понимании этого слова?

Эти и многие другие вопросы мы предлагаем Вам обсудить на нашем круглом столе, посвящённом службе Родине, этой почётной обязанности.

Мы приглашаем принять участие в нашем разговоре:

  • Председатель волгоградского областного комитета ветеранов войны и военной службы Кутиков Александр Владимирович;
  • Подполковник, ветеран военной службы, участник войны в Афганистане Михайленко Юрий Михайлович;
  • Председатель Совета ветеранов боевых действий и локальных конфликтов «Боевое братство» полковник Буев Олег Владимирович;
  • Заместитель начальника отдела специального назначения «Барс» Самойлик Александр Викторович;
  • Руководитель военно-патриотического клуба Ленинской средней общеобразовательной школы №1 Кочнев Андрей Васильевич;
  • · Начальник отдела по патриотической работе ГКУ ВО
    «Центр патриотической и поисковой работы» Воробьёв Юрий Владимирович;
  • · Педагоги ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка».

Ведущий: Сегодня едва ли кто-то в этом зале останется равнодушным к теме нашего разговора. Речь пойдет о гражданском долге!

Итак, давайте разберём первый вопрос нашего сегодняшнего круглого стола:

Служба в армии стоит или не стоит её проходить? Является ли эта обязанность обязательной для Вас? Делает ли армия из мальчишек мужчин или это бесполезная трата времени? Почему молодые люди не хотят идти в армию?

Попросим помочь нам в разборе этого вопроса: ……………………………………………………………………………………………………..

Ведущий:

Не люблю писать от первого лица. Но такие вопросы, как служба в армии, на мой взгляд, могут решаться только на основе субъективного, личного опыта. Невозможно сказать, что и как происходит в военных частях, не служа там. Ни солдатские матери, ни журналисты не могут дать достоверной информации, потому как они - лица заинтересованные.

Я не могу достаточно уверенно сказать, стоит ли служить в армии. Сегодня, я знаю, служба во многом разительно отличается от той, которую проходил я. Под давлением правозащитных организаций права солдат нарушаются все реже. Теперь солдатские матери могут без проблем посещать места службы своих сыновей. Нередки в военных частях и сотрудники СМИ. Они за большую удачу почитают найденное жареное происшествие, которое смогут раздуть и опубликовать под видом расследования.

Что может дать молодому человеку армия? Конечно же, взрослость. Люди "варятся" здесь в таком тесном обществе, что оно как бы выцеживает наружу все их скрытые качества. Здесь человек в полной мере показывает себя таким, какой он есть на самом деле. Здесь часто не работают законы психологии и законы юридические. У отслужившего солдата не остается и следа от юношеской категоричности, он оценивает все разумно, трезво и взвешенно. Невротиков тут быстро успокаивают, увальней расшевеливают, толстяки быстро худеют, а тощие граждане набирают вес. И все скоро забывают о якобы неизлечимых гормональных сбоях.

Правозащитные организации делают свое дело. У солдат появилась сиеста, обязательный воскресный сон. Всего этого я не видел за всю службу ни разу. Сегодня, что особенно важно, солдатиков-срочников не отправляют в места боевых действий. Поэтому исключительно рад этому факту. Но с другой стороны подготовка к возможной войне сегодня проходит намного более активно, чем в 1990-х и 2000-х годах. За все время службы я не участвовал ни в одном приличном учении. Думаю, что современные ребята более подготовлены к боевым действиям, чем мы тогда.
Кроме того, руководство страны всерьез озабочено уклонистами. Изнеженные толерантностью молодые парни массово в панике бегут от службы в армию. Они готовы испортить себе внутренние органы, ломать конечности, но только не служить. А ведь многим послужить действительно стоит. Дембеля (контрактники) имеют льготы при поступлении в ВУЗы, устройстве на работу. К ним зачастую отношение более уважительное. Это факт, доказанный жизненным опытом, что бы там ни говорили на этот счет уклонисты.

Служба в армии - это сотни новых друзей, настоящих, а не собутыльников по студенческой "общаге". Это - кураж. Когда дембеля, даже старые обсуждают лихие годы службы, не служившие почтенно помалкивают.
Служба в армии открывает перед молодым человеком возможность оперироваться. Это немаловажно. Те операции, которые в порядке очереди "на гражданке" он ждал бы несколько лет, в армии ему могут сделать в течение года службы. И все безвозмездно.. Как бы то ни было, я лично рад, что служил.

Второй вопрос нашего разговора звучит так: Что должно стать основой армейского духа? Основа отношений в армии, - какие они должны быть? Что должно стать положительной мотивацией к службе?

(Обсуждение с детьми. Спрашиваем детей.)

Слово предоставляется: Заместителю начальника отдела специального назначения «Барс» Самойлик Александр Викторович;

Третий вопрос нашего круглого стола: Как подготовить себя к службе родине?

(Обсуждение с детьми. Спрашиваем детей.)

Слово предоставляется: Руководителю отдела по патриотической работе ГКУ ВО «Центр по патриотической и поисковой работе». Воробьёву Юрию Владимировичу

Ведущий: Как подготовиться к армии? Если у вас отличное здоровье и все в полном порядке с нервами, то вам не избежать службы в армии, и придется защищать родину. Поэтому, если вы знаете, что пойдете служить, то нужно заранее подготовиться к этой службе. Подготовить себя нужно с двух сторон – с физической (подтянуть свою физическую форму) и психической (стать спокойным человеком, нормально реагирующим на многие ситуации).

Готовиться к армии нужно начинать не за день до призыва, а лучше за год. Хотя и за полгода можно набрать неплохую физическую форму. Нужно будет тренировать два состояния – физическое и психическое.

1. Тренировка физического состояния.

Включите в свою тренировку такие упражнения, как бег (станете выносливее, а это качество очень важно в армии), занятия на турниках (подтягивания), отжимания , в том числе отжимание на брусьях, накачайте свой пресс. Можете накачать мышцы, а для этого отлично подойдет использование спортивных снарядов, таких как гири, штанги.

2. Тренировка психического состояния.

Вам нужно выработать в себе психологическую устойчивость и уверенность в себе, если у вас нет этих качеств. Вас в армии могут часто задевать, и нужно будет в некоторых ситуациях сдерживать себя, или дать достойный ответ (не всегда для этого нужно лезть в драку). Ответ – это может быть, достойно и уверенно ответить, а не промямлить какие-то слова. Для тренировки психической устойчивости можете использовать следующее: представлять себя уверенным и спокойным человеком по 10 минут каждый день. Со временем вы станете таким, каким себя представляете. Можно использовать аффирмации и повторять их каждый день. Например, такие, как – я уверенный в себе человек! Я верю в себя! Я спокойный человек! Я спокойно реагирую на любые ситуации!…и прочие фразы, которые вы тоже сами можете сочинить и потом повторять их. Эти два способа дают превосходные результаты. Подготовишься к армии физически и психологически, и станет намного легче в ней служить! Тебя в ней с самого начала будут уважать. А уважение многое значит. Армия – это не такое плохое место. Оно может пойти тебе на пользу – сделает из тебя настоящего мужчину (если ты не являешься им на данный момент).

  1. Еще одна составляющая – это ваша семья.

Слово предоставляется: педагогу Центра «Славянка» и просто матери Панковой Наталье Викторовне.

Четвёртый вопрос: Что значит служить Родине в самом широком понимании этого слова.

(Обсуждение с детьми. Спрашиваем детей. Дискуссия о службе в обществе.)

Ведущий: «Долг служения Отечеству» - это не обязательно драться и воевать. Неужели в мирные дни он становится меньше или исчезает совсем? Разве можно не назвать подвигом работу наших педагогов? Умные и талантливые, отдавая все свои душевные силы и знания, получая крошечную зарплату, они всё-таки остаются рядом. Вот это наши современные Дмитрии Донские и Александры Невские, борющиеся с тёмными силами невежества и безграмотности. А врачи в поликлиниках, работающие на 2-3 ставки? А шахтёры идущие в разрушенные шахты как на битву? А пожарные, полиция, эти парни не многим старше меня, и в мирное время, они всегда должны быть на передовой, где безобразно мешаются горе, смерть, кровь и душевное уродство. Да мало ли их, людей, чьих фамилий я не знаю, отдающих каждодневно и просто долг своей Отчизне, остающихся всегда на посту…..

Я понимаю это просто. Долг – это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится, кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях: или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, что каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно прежде всего, на благо, для процветания и воскрешения нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией!

ИТОГ:

Есть такая профессия – родине служить. И, несмотря на то, что все меньше юношей стремится попасть в ряды вооруженных сил, остались еще в нашей стране настоящие мужчины, которых смело можно назвать нашей защитой и опорой.

Сегодня мы привели примеры по наиболее наболевшим вопросам: «Что такое Родина, патриотизм, гражданский долг мужество,» Если вы рассуждаете, значит, у России есть будущее. И мы, старшее поколение, верим, что вы, наследники Великой Победы, всегда сумеете защитить нашу Родину. Дорогие ребята, пройдите по жизни достойно, мужественно, так чтобы Вы могли сказать: « Честь имею!»

Вот и подошел к концу наш разговор, надеюсь, что многие из вас изменили свое прежнее мнение о воинской службе в положительную сторону.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Красноозёрная основная общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

«Здоровая Россия – наше будущее»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме «Что значит служить Отечеству?» .

Выполнил:

Северина Ангелина

ученица 4 класса

Учитель:

Кучендаева Л.М.
учитель нач. классов

С. Красноозёрное

2015 г.

Содержание

Введение 3

Глава I

1.1. Военные судьбы 4

1.2. Герои обычных дней 4

Глава II «Свящeнный долг каждого»

2.1. Ч 5

Заключение 5

Информационные ресурсы 6

Приложение

    Пословицы о Родине 7

    Фотографии из семейного архива 8

    Сочинения одноклассников 13

Введение

Быть патриотом…. Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Ковалёва Е.

Тема моего исследования «Что значит служить Отечеству?». Услышав этот вопрос от учителя, я серьезно задумалась. Подразумевает ли это исполнение своего «почетного долга» в виде службы в армии? Или сейчас у молодежи вообще нет такого понятия – «служить Отечеству»? А если есть, то как они себе представляют это служение? Мне кажется, что современным ребятам выпало жить в довольно сложное время. Часто слышим, что мы живём в мире, в котором нет идеалов. Многие считают, что наше время – это время, в котором нет героев. Искажены слова гражданин, патриот.

Актуальность заключается в том, что сегодня российская армия вызывает двоякие чувства, родители изо всех сил стараются уберечь сыновей от службы.

Заинтересовавшись этими проблемами , я поставила перед собой цель:

узнать, могут ли дети служить Отечеству.

Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:

    познакомиться с новыми фактами из истории моей семьи;

    познакомиться с литературными произведениями о Родине;

    изучить мнение людей.

Выполнение данной работы включает в себя следующие группы методов:

    опрос;

    наблюдение;

    сбор информации;

    систематизация информации;

    оформление работы;

    публичное выступление.

Источники информации:

    литературные средства

    интернет

    интервью

    сочинения одноклассников

Практический результат – памятка «Служу Отечеству» и информационный доклад с презентацией, которые могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературы, на классном часе.

Глава I «Как родная меня мать провожала…»

1.1. Военные судьбы

Свое исследование я начала с семьи, выясняла, как служили мои предки. О судьбе некоторых из них я могу узнать только по рассказам, потому что их не стало задолго до моего рождения. Мой прапрадедушка - Фомин Гаврила Александрович 1900 года рождения в 1933 году был раскулачен и сослан с семьёй в Абакан. Так они и попали в Хакасию. Работали на полях. А в 1939 году окончательно поселились в Красноозёрном. Погиб на фронте.

Его дочь вышла замуж за Королёва Григория Ильича. Он родился в 1922 году в Саратовской области на берегу Волги. В 1941 году 1 июля его призвали в армию, у него было образование семь классов, ещё до войны окончил курсы шофера. Был направлен на обучение в Вольское авиационное училище по специальности техник-механик истребительской авиации.

В июле 1942 года заканчивает и отправляется на фронт. Воевал на Юго-Западном фронте, на Воронежском, который переименован в Первый-Украинский фронт.

В феврале 1944 года его в составе группы из пяти человек перебросили с фронта в военное училище для подготовки лётчиков на фронт.

В июле 1945 года их отправляют на Сахалин для разгрома Японской Квантунской армии.

В марте 1947 года демобилизовался в звании старшина авиации. Имел награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германиией и Японией». После войны дедушка прожил до 67 лет.

Второй мой прадед – Вятчин Андрей Леонтьевич родился в 1918 году. В 1938 году был призван на срочную службу районным военкоматом. В 1941 году ушёл на фронт. Воевал на Белорусском фронте артиллерийским разведчиком, имел боевые награды: «Орден Отечественной войны», «Орден Славы» и другие. Вернулся живым и прожил до 72 лет.

Вот такие у меня прадеды. Всю свою силу, знание, умение отдали службе Отчизне.

1.2. Герои обычных дней.

Теперь, когда стало непрестижно идти в армию, я с гордостью говорю о своем отце, о старшем брате, о дядях по материнской и отцовской линии, которые с честью выполнили свой долг перед родиной. Отец служил в пограничных войсках, брат Алексей в войсках спецназа ГРУ. Они «не откосили» от армии, и гордятся тем, что служили, считая армию настоящей школой для настоящих мужчин!

Многие молодые парни в панике бегут от службы в армии. Они готовы испортить своё здоровье, ломать конечности, но только не служить. А ведь многим послужить действительно стоит. Дембеля (контрактники) имеют льготы при поступлении в ВУЗы, устройстве на работу. Говорят, что раньше не служившего парня за человека не считали, девушки старались не дружить с ними.

Глава II «Свящeнный долг каждого»

2.1. Ч то значит – служить Отечеству в самом широком понимании этого слова?

Далее я провела опрос среди детей и взрослых с целью изучения мнения людей. Из всех опрошенных оказалось 52% детей и 48% взрослых. Дети отвечали коротко. Основными ответами были: защищать Родину, служить Родине и отдавать долг Родине. Взрослые же отвечали интереснее. Например, гордиться своей страной, помогать маленьким и престарелым людям, честно выполнять свою работу, заботиться о своих родных.

Затем в классе мы писали сочинения, отвечая на этот вопрос. Многие сочинения были очень интересными. Одни служение Отечеству связывают со службой в армии, другие даже считают, что это значит «отдать всё, даже может быть жизнь». Мне понравилось высказывание, что каждый человек с детства начинает служить Отечеству. Например, учёба в школе, институте, потом работа на благо родины, охрана природы. Но главное в чём сошлись наши мнения, это то, что служение Отечеству можно понимать по-разному, но любить его нужно безгранично.

Заключение

Таким образом, считаю, что главный результат проделанной работы заключается в том, что я сделала для себя вывод, чтобы служить своему Отечеству, не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Служить Отечеству – это служить его народу (то есть, и себе). Это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится, кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях: или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно прежде всего, на благо, для процветания и нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией! Это в моем понимании и есть служение Отечеству обычного гражданина.

Я, Северина Ангелина, в свои 10 лет стараюсь хорошо учиться, помогаю ветеранам, своим родным и близким, забочусь о чистоте, о сохранении природы, участвуя в субботниках. Я патриот своей страны, а значит я служу Отечеству!

Использованная литература:

    Материалы из семейного архива (письма, справки, фотографии)

    Данные сети Интернет.

    1000 пословиц, загадок, поговорок. Сост. В.Ф. Дмитриева. –М.:АСТ; СПб.: Сова, 2011. – 510 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Приложение 1

Пословицы о Родине

Мой прадед - Королёв Григорий Ильич (слева)

Папа - Северин Владимир Васильевич

Дедушка – Сюсин Василий Герасимович

Вот текст отрывок из эпилога романа преступление и наказание Достоевского: Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, - вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому. И хотя бы судьба послала ему раскаяние - жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы - ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении. По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде. "Чем, чем, - думал он, - моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так... странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге! Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе. - Тем, что он - злодеяние? Что значит слово "злодеяние"? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг". Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти? Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.

Таймураз Рамазанович Увижев – представитель династии сотрудников органов безопасности, полковник органов ФСБ, почетный сотрудник контрразведки, почетный гражданин города Магадана. Более 30 лет прослужил он в магаданском управлении КГБ-ФСБ, где до этого служил также его отец, Рамазан Саламгериевич, а после – старший сын. Вклад династии Увижевых в обеспечение безопасности государства бесценен. Об истории семьи, о службе, преданности делу и умении сочетать традиции, обязанность и честь мы беседуем с полковником Увижевым.

Таймураз Рамазанович, в Вашей семье потомственных сотрудников органов безопасности удивительным образом переплелись вековые традиции кавказских народов, с их неписаными законами родовой чести, и лучшие традиции российского офицерства, отличающегося глубокой преданностью государству. Расскажите, пожалуйста, об истории своей семьи – осетинского рода Увижевых.

Моя семья по происхождению – этнические кабардинцы. Когда-то давным-давно наши пра-пра-прародственники, жившие в Кабарде, были кровниками. Суровые законы кровной мести требовали: пока ты не отомстишь своим оппонентам, уничтожив их, не можешь жениться и завести семью. И на эту месть ушло много лет. В результате осталось только два представителя фамилии, для которых единственной возможностью спасти свой род от полного истребления был уход в другие земли. И эти два парня пришли в Осетию, на поклон к одному из осетинских князей. Было это в 1850-м году.
На сельском сходе князь сказал: «Это наши, будут жить у нас. Теперь мы отвечаем за них, они – за нас». И под совершенно другой фамилией мои предки стали жить в Осетии. В 1856-м году появились у них первые дети, родившиеся на этой земле. Одним из этих детей был мой дед. И только после Октябрьской революции опять вернули себе фамилию Увижевы.

После революции потомки Увижевых рассеялись: часть вернулась в Кабарду, часть осталась в Осетии. И сейчас очень многие наши дальние родственники живут в Кабардино-Балкарии. Есть там населенный пункт, где проживают 22 семьи Увижевых. Мои родственники, к слову, много лет проработали в КГБ Кабардино-Балкарской республики. Все они считаются нашей родней, хотя и говорят на кабардинском языке. Хотя я-то уж точно осетин, говорю по-осетински. За столько лет кровь перемешалась.

Та часть ветви нашего рода, которая осталась в Осетии, вошла в Карджин – мусульманское село. Это было одно из тех сел, в которые царское правительство расселяло горцев из ущелий – чтобы слишком большое количество единоверцев не собиралось в одном месте. И только обзавелись имуществом, скотом – случилась революция, резкая смена ориентиров и ценностей. Кавказ, не имевший промышленности и рабочего класса, позднее вошел в революционную деятельность. Становление было очень тяжелое. Расслоение на имущих и неимущих – диаметральное.

Я точно знаю, что дед мой не любил советскую власть. Он был 1852 года рождения, умер в 1954 году, прожив 102 года. Он тяжело переживал смену власти, возникновение другой системы ценностей. Однако приведу такой факт из истории нашей семьи: когда в 1921-1922 г.г. в Осетии был жесточайший голод, неурожай, в доме моего деда, имевшего свой скот, все дети нашего села пили молоко и ели яйца. Благодаря этому детская смертность была минимальной. Поэтому когда началась коллективизация, и часть нашей семьи как кулаков отправили на Соловки, сельский сход отстоял деда. Однако тот факт, что дед был зажиточным – «кулаком» – всегда играл отрицательную роль в службе отца.

Последние из тех Увижевых, кто были раскулаченными ссыльными, вернулись к своей родне в 1994 году: часть из Киргизии, часть из Таджикистана, куда расселились они после ссылки. В Таджикистане жил двоюродный брат моего отца. Другой его двоюродный брат, Габажа Увижев, призывался на фронт из Киргизии в апреле 1941 года и пропал без вести в июне 41-го в Белоруссии. С тех пор долгие годы я пытаюсь найти, где он погиб, защищая Родину, но безрезультатно.

В памятный для органов безопасности день разговор о представителях семьи Увижевых хочется начать с Вашего отца – Рамазана Саламгериевича. Расскажите о нем.

Из служебной карточки полковника Р.С.Увижева. Дата рождения – сентябрь 1922 г. Место рождения – с.Карджин Кировского района Северо-Осетинской АССР. Национальность – осетин. С июля 1942 г. по июнь 1946 г. – командир взвода, начальник разведки 13-й тяжелой гвардейской минометной бригады 3-го Гвардейского минометного дивизиона.

Про отца… Такая достаточно сложная судьба у него. Но я считаю, что отец счастливчик. Потому что он вернулся с Великой Отечественной войны. Все остальное потом: радости, неудачи - все остальное второстепенно. Потому что главное - он вернулся с войны, где только вооруженные силы прямых потерь понесли без малого 10 миллионов, и он не попал в эту обойму погибших, прошел всю войну.

Призывался он из Северной Осетии. Интересная судьба их призыва. Их было немного: 7 ребят в классе, остальные девчонки. Он не подлежал призыву, потому что только что окончил финансово-экономический техникум, а специалистов тогда не хватало. Но как только узнал, что его одноклассников призывают, отправился вместе с ними в райвоенкомат в г.Орджоникидзе, как назывался тогда Владикавказ. Пришел в комендатуру на железнодорожной станции и сказал: «Я хочу на фронт». И сразу попал на курсы младших лейтенантов в Орджоникидзе. Учился недолго. Это были так называемые быстрые курсы, потому что война постоянно съедала колоссальное количество ресурсов, и технических, и, к сожалению, людских. Из училища его распределили в только сформированную отдельную гвардейскую артиллерийскую бригаду реактивных минометов, позднее ставших известными как «Катюша». Было отцу неполных 19 лет. В этой бригаде и прослужил до конца войны.

Когда отец уходил на войну, его и его однокашников провожали всем селом. И эта традиция сохранилась до сих пор – провожать в армию и встречать после нее. Мулла вручил отцу такой талисман, словно оберег, в виде полумесяца со звездочкой в кожаном чехольчике, сказав: «Рамазан, это тебе поможет». И когда отец один раз прибыл в краткосрочный отпуск, а потом вернулся с войны, первое, что сказал мулла, было: «Видите, это всевышний так распорядился».

В бригаде, где служил отец, обеспечивалась строжайшая секретность для сохранения государственной тайны по применению минометов «Катюша». Поэтому и отбор туда был очень серьезный, особенно офицерского состава. Отец попал в разведку, которая заключалась в тщательной проверке местности, откуда будет производиться стрельба, в корректировке и наблюдении за сопредельной стороной, в получении информации от захваченных солдат и офицеров фашистской армии. В нашем селе долгое время проживали немцы-колонисты, общение с которыми позволило отцу изучить хорошо немецкий язык, благодаря чему он мог сам допрашивать и опрашивать пленных. Скрупулезность, присущая отцу, позволяла ему, как он рассказывал, получать информацию по крохам, чтобы избежать упреждающего удара немцев по позициям, выпустить мгновенно определенное количество ракет по противнику, мгновенно собраться и с места уйти. На это давалось 10-15 минут. Поэтому он выходил и на передний край, ведя наблюдение за сопредельной стороной. Во второй фазе войны они уже выходили за линию фронта, оттуда вели корректировку и возвращались назад. Вот такие функции.

Защищать Родину – великое дело. Хочу сказать, это особое национальное свойство осетин – неумение отступать. Что такое проявить трусость? Это «харам», стыдно. И внуки, и правнуки будут стыдиться тебя, если ты позволишь себе дрогнуть перед лицом врага.

Читая о событиях военных лет, не устаешь поражаться тому необычайному мужеству и крайней готовностью к самопожертвованию, которая была у людей. Сейчас, когда так много говорят о нелюбви к советской власти, не могу не спросить: что, по-Вашему, двигало людьми, не жалеющими своих жизней ради Родины?

Это была одна необъятная страна, частичка души и сердца каждого. Мой дед был тем, кого называют раскулаченными. И естественно, отцу, служившему в армейской фронтовой разведке, приходилось тяжело. Сказывалось происхождение. И даже в партию его приняли только в 1943 году, хотя он исправно служил и был не раз награжден. Но ни разу в жизни не слышал я от отца отрицательных слов по отношению к советской власти, к Советскому Союзу. Хотя поводов обижаться у него было достаточно.

Линия фронта располагалась на северо-востоке от нашего села, в полутора километрах. Там стояли немцы. А в 10 км разворачивалась знаменитая битва – сражение у Эльхотовских ворот – там, где враг уже споткнулся и не мог дальше идти к Владикавказу. Значение этой битвы колоссальное, и, на мой взгляд, пока еще не оценено в полной мере. Немцев заперли в ущелье, благодаря этому сражению колоссальные силы были оттянуты от Сталинграда, что сыграло ключевую роль в нашей победе под Сталинградом. Однако отец мой сражался в другом месте. Одна миллионная личного состава.
Повторюсь, дед мой не любил советскую власть. У него в доме на стене висел портрет Карла Маркса, и почти каждый день, глядя ему прямо в глаза, дед медитировал с ним и так говорил (по-осетински): «О неверный, из-за тебя весь мир перевернулся!». Он называл его «Карк Марк» и всегда повторял: «Советская власть – нехорошая власть, ничего доброго она людям не сделала. Но те, кто воюет, они защищают Родину, а не власть». И поэтому, когда линия фронта вплотную подошла к нашему селу, он каждое утро сам, или вместе с кем-нибудь из мужчин, резал барана или гуся, или индюка. Варили большой чан бульона, разливали в посуду, и мои тетки, его дочери, все это тащили на передовую или на железнодорожный узел, где размещались раненые. И так каждый день.

Как складывалась судьба Вашего отца после возвращения с войны?

Отец пришел с фронта в сентябре 1946 года. Офицер, старший лейтенант. Орденоносец.

Из служебной карточки полковника Р.С.Увижева. К 1946 году имел следующие награды: орден Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией», “За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги».

Так как образование у отца было финансовое, он пошел работать фининспектором. Выявлял нарушения, недоимки, был очень принципиальным. И уже тогда его стали изучать как кандидата на службу в органы безопасности. Я думаю, поводом к этому стал такой факт из истории нашей семьи: один из наших родственников, служивший в райотделе НКВД Кировского района, в 1942 году принял неравный бой с заброшенным немецким десантом. Уничтожая противника, мой двоюродный дядя погиб в 4-х км от родного села. И сегодня его фамилия высечена на мраморе здания УФСБ по Республике Северная Осетия-Алания. Видимо, это сыграло решающую роль при принятии решения о поступлении отца на службу, несмотря на то, что он был родственником раскулаченных ссыльных. Но тем не менее имел прекрасные рекомендации: фронтовик, офицер, орденоносец.

Начав службу, отец поступил в Высшую школу КГБ СССР им.Ф.Э.Дзержинского (ныне Академия ФСБ России). Это был первый послевоенный набор офицеров, которые получали высшее юридическое образование. Очень многие выпускники этого факультета впоследствии стали руководителями территориальных органов, служили в центральном аппарате. Окончив обучение, отец возглавил следственное отделение отдела КГБ на Орджоникидзевской железной дороге. Был следователем.

К слову сказать, когда в 1989 году началась очень активно реабилитация жертв политических репрессий и пересмотр дел, я, используя свои возможности, узнал, что из лиц, осужденных по уголовным делам, которые расследовал мой отец, ни один не был реабилитирован. То есть следствие велось тщательно, и осуждены они были законно. Я всегда очень щепетильно относился к этим вопросам, и знать это было важно для меня.
Так постепенно отец продвигался по служебной лестнице, дослужился до начальника 2-го отдела УКГБ по Северо-Осетинской АССР.

Как случилось, что Р.С.Увижев приехал служить в Магадан?

В 1956-м году прошел ХХ съезд партии, развенчали культ личности. И сразу последовали кадровые перестановки, организационные решения. Некоторое время отец находился в распоряжении управления. В 1961 наряду с сокращением Советской армии почти на два миллиона военнослужащих, аналогичные изменения были проведены и в органах государственной безопасности. Отцу на выбор для дальнейшего прохождения службы предложили Томск, Тюмень или Магадан. Он выбрал Магадан. Был к тому времени уже подполковником, имел семью – жену и трое сыновей, я старший.
Приехал сюда сначала один. В городе должности для него не оказалось, отправили в Ягодное уполномоченным, то есть руководителем подразделения. Тогда это называлось не районное отделение, как сейчас, а аппарат уполномоченного УМГБ в Ягоднинском районе. И численность была немалой: 4 старших оперуполномоченных, 8 оперуполномоченных. Шел 1962-й год.

Чуть позже приехали и мы всей бригадой. Мать и нас трое, маленьких детей. На перекладных добирались до Магадана, здесь нас встретил водитель. Мне было 10 лет. Я хорошо помню тот апрельский день: уезжали из дома – там все в цвету, в Магадане холодно, а в Ягодном и вовсе снег лежит. Мать поначалу плакала, но особо не поплачешь, делать нечего. Маленький домик, распределили функции – кто за дрова отвечает, кто за что, так и зажили.
Спустя некоторое время переехали в Магадан. Отец стал заместителем начальника 2-го отдела. Структура управления МГБ тогда была совсем другой. Оперативный отдел один – 2-й, контрразведка, состоял из нескольких отделений, которые решали различные задачи. Остальные отделы вспомогательные – секретариат, административно-хозяйственный и прочие. Это уже позже, в 1967 году, появилось 5-е управление МГБ, идеологическое, и соответствующий отдел в территориальных органах.

Свою службу в Магаданской области отец начинал во время активной работы по выявлению государственных военных преступников, которых здесь было немало среди спецпоселенцев. Розыском их занималось управление МГБ: в то время было примерно около пятисот тысяч разыскиваемых дезертиров и изменников Родины. Работа эта длилась еще очень долго. Я пришел на службу в 1977 году, и мы еще работали по этому направлению и отыскивали предателей, каждый год выявляли несколько госизменников. Находили людей, которые во время войны уничтожали мирное население, а после меняли фамилии, «хоронили» себя, используя чужие документы. Наша задача состояла в том, чтобы отыскать их, провести розыскные мероприятия, а суды проходили на территории тех регионов, откуда эти люди присылались к нам. Я хорошо помню толстенные синие розыскные книги, содержавшие сведения о найденных преступниках. К сожалению, они уже уничтожены, а могли бы дать полнейшее представление о той огромной работе, которую проделали здесь органы безопасности.

Таймураз Рамазанович, Вы выросли на живом общении с теми, кто перенес на своих плечах тяготы страшного лихолетья. Основу послевоенного состава Управления МГБ на Дальнем Севере составляли фронтовики. Разное можно услышать о чекистах советского времени, и далеко не всегда эти мнения положительные. Расскажите, какими были они, представители органов безопасности того времени, и что означало для них быть патриотами, служить своей Родине?

Фронтовиков в управлении было много, и они часто собирались у нас дома. Неспешно закусывая и выпивая, вспоминали военное время. Когда мне удавалось подползти поближе, я с удовольствием слушал их разговоры. Поэтому их реакцию на те или иные события я очень хорошо помню. Это были люди боевой закваски.

И мы, малолетние дети сотрудников управления, росли, имея перед глазами личный пример этих особенных людей. Нашему воспитанию и обучению уделялось тогда очень большое внимание.

Мы никогда не болтались бесхозно. В управлении был организован радиокласс для детей сотрудников. Учились работать, как настоящие радисты. Выходили на связь, передавали и получали сообщения. Обязательно – тактическая, строевая подготовка. В летнее время нас вывозили заниматься военной топографией: дают тебе карту, компас, и прокладывай маршрут. Потом собираешь группу и идешь по этому маршруту. Если уперлись в скалу – значит, так проложил маршрут, ищи, где ошибка, разбирайся.

После восьмого класса те, кто изъявлял желание в дальнейшем связать свою судьбу с армией или служить в органах безопасности, приступал к еще более серьезным занятиям. Физическая подготовка, очень жесткие требования. И так до выпускного класса.
Я считаю, что именно такая форма воспитания позволила многим из нас определиться со своим будущим. И большинство из поколения моих сверстников пошли в войсковые училища, стали впоследствии старшими офицерами.

Вернемся к рассказу о Вашем отце.

Прослужив в магаданском управлении МГБ-КГБ более 15 лет, в 1976 году отец уволился со службы году по возрасту. Вернулся в родную Осетию, жил там. Конечно, огромной катастрофой была для него перестройка. И еще большей трагедией стал бы последующий распад советского государства. Он всю жизнь исправно служил, и не мог принять этого.

Очень переживал за государство. Когда в начале 80-х годов Горбачев стал активно двигаться вверх, отец сказал мне: «Этот человек погубит нашу родину, сынок».

В 1984-м или 85-м году отец написал пространный документ по Кавказу, доказывая, что при такой политике мы потеряем Кавказ, что сепаратистские движения там набирают силу, и к власти могут прийти радикально настроенные фундаменталисты. Направил в центр. Конечно, ответа никакого не получил.

В 1986-м году, в июле я приехал в командировку в Ингушетию, и заехал домой проведать своих. Застал отца каким-то странным, несколько отрешенным. Он уже не интересовался, чем я занимаюсь. И он мне говорит: поехали в село родовое съездим. Ну, поехали.

У нас с ним заведенный порядок, и его я строго придерживаюсь до сих пор, и сына Шамиля приучаю: мы никогда сначала не заходим к живым, всегда сперва едем на кладбище, проведать тех, кто там лежит, а только потом уже едем в село... Мы с отцом поднялись, посидели, он всплакнул немного. И потом вдруг говорит: «Вот мое место… Ты знаешь, время потихоньку меня берет: вот инфаркт, потом инсульт, вот рука не очень действует, пальцы отнимутся, потом рука…потом вторая, я буду лежать, ты будешь меня кормить… Это дело так не пойдет...» Я начал всячески ругать его, говорить, что уволюсь и буду ухаживать за ним, как это заведено по нашим обычаям. Но отец категорически запретил делать мне это. Он сказал: «Ты должен служить. Кто бы ни пришел к власти, запомни: ты служишь не власти, а государству». Однако я для себя решил, что вернусь из командировки, отчитаюсь и возьму отпуск, приеду сюда к родителям…

Но не довелось. Рамазан Саламгериевич Увижев умер в августе 1986 года. Его похоронили по мусульманским обычаям, как вспоминает Таймураз Рамазанович, тишайшим летним днем, когда спелые груши под собственной тяжестью падали с веток, шмякались на залитую солнцем землю и растекались соком, и только жужжали в жаркой тишине пчелы…

Таймураз Рамазанович, вся жизнь Вашего отца – пример беззаветного служения Отечеству, так же, как и Ваша. Как воспитывается эта особая преданность Родине, заставляющая ставить честь превыше всего? Расскажите на примере Вашей семьи.

Главным в нашей семье был дед. В детстве я панически боялся его. Мне было 2 года, когда он умер, но помню его очень хорошо. Иногда я таскал у него леденцы. И он, поскольку догнать не мог, начинал меня расхваливать, подзывать к себе. Я не шел, а мать ловила меня с плачем, потому что приказ поступил. «Выбирай, виноградная лоза или крапива», - говорил дед. И если я не плакал во время наказания, то он звал соседей и хвалил меня, говоря: «Видите, какой волчонок растет. Он наш, наш, не тех…». «Теми» он называл осетин-христиан, из которых была моя мать. И если я начинал плакать, говорил матери: «Аня, забери его, этого поросенка».

По-русски дед говорил очень плохо. Он знал чеченский, кабардинский, ингушский и грузинский языки. А по-русски говорил плохо потому, что не хотел. Иногда старшая сестра отца, учительница, приходила по вечерам и читала ему по-русски. Он очень любил сказки Пушкина, особенно сказку про Конька-Горбунка. И всегда удивлялся, как это русские могли такого коня вывести.

Отец мой родился, когда деду было 70 лет. И мне кажется, дед мог бы еще дольше прожить. Но когда уже было ему 102 года, полез он на крышу поправлять разложенные для сушки абрикосы, упал, напоролся на плетень. Я, двухлетний, видел это, закричал. Сняли его, прооперировали поврежденную печень, но не помогло. Помню, как его заворачивали перед захоронением, и я проверял его глаза – холодные ли. Тогда дед был для меня самый злой человек, и я все не мог поверить, что наказаний больше не будет. Но эти пятиразовые молитвы, к которым приучил меня мой дед, навсегда дисциплинировали меня.

Мой отец всегда говорил, что служба превыше всего. После школы я работал на заводе, потому что отец считал, что необходимо знать жизнь основного класса – рабочего. Не лезь в мужские дела, говорил отец матери, когда я собирался служить в армии, а она не хотел этого.
Я с детства был воспитан на запахе офицерской формы, на этом особом запахе кожи, портупеи. Никому, кроме меня, не доверял свою парадную форму отец. Я знал порядок расположения всех наград, начищал пуговицы, чистил сапоги. Уже взрослым, в звании старшего офицера, в одной из бесед с отцом на служебные темы он сказал мне напутственное слово: «Везет тебе и твоим ровесникам, Таймураз. Живете в мирное время, внешней агрессии в отношении СССР не предвидится. Служите исправно, берегите Родину, и мои и ваши внуки будут жить в счастливое время». Уверен, что отец не пережил бы всех перемен последних 22 лет истории нашего государства.

Я счастливчик, как и мой отец. Я тридцать с лишним лет исправно прослужил Родине. Не просто как мог, и исправно. Дети мои законопослушны. Старший сын Шамиль продолжает службу в органах безопасности, в отделе, где его дед был долгое время начальником. Сейчас изучает осетинский язык, который не знает, и иногда обвиняет меня в этом. Хотя он единственный из внуков жил с дедушкой и бабушкой, и я всегда говорил ему, что он пуповиной связан с дедом. Теперь вот наверстывает упущенное.

Таймураз Рамазанович, 20 декабря 2012 года отмечалось 95-летие со дня образования органов безопасности современной России, с того дня, когда была создана Всероссийская чрезвычайная комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Сотрудников ФСБ и сегодня очень часто называют чекистами. Как Вы считаете, насколько верно применять этот термин в наше время к тем, кто сегодня служит в ФСБ?

Наверное, я бы поостерегся переносить термин «чекисты» на реалии сегодняшнего времени. Само название – ВЧК – содержит в себе слово «чрезвычайная», то есть наделенная чрезвычайными полномочиями. В надвигающемся хаосе, коллапсе производства, противостоянии сверженного класса и новой власти невозможно было управлять огромной страной без такого органа, как ВЧК. Вопрос первоначально был вынесен на политбюро, и после обсуждения принят декрет СНК. Не зря ведь называли органы ВЧК «карающим мечом революции», предназначенным защищать интересы господствующего класса. Господствующим классом, нравится это кому или нет, тогда был победивший пролетариат. Многие говорят, что ВЧК – это кровавый палач, связывают с ее деятельностью массовые репрессии. Но без тщательного изучения причинно-следственных связей невозможно относиться к этому этапу истории объективно. Жестоко обходились с врагами и белые и красные. Хотя сегодня больше предпочитают говорить о красных.
Безусловно, традиции надо поддерживать. Это, если не быть пафосным, беспредельная преданность Родине-матери, высокий профессионализм, необходимость пожертвовать собой, если уж так сложилось, и других вариантов нет.

Поэтому я бы так сказал, отвечая на этот вопрос: наследниками традиций называть нас можно и нужно. И лучшее, что практикой наработано, брать на вооружение. Но и те эпизоды, которые весьма драматичны в истории органов безопасности и нашего государства – их замалчивать нельзя, но и освещать надо очень объективно, без надрыва в голосе, чтобы не забывать и чтобы повторно на этот круг не забежать. Моя бы воля и властные полномочия, я бы рассекретил материалы, касающиеся репрессий периода с 1917 по 1953 год включительно. Иначе информационный вакуум часто заполняют недобросовестные люди, желающие очернить нашу историю.

Недавно вашему внуку исполнился год. Вы бы хотели, чтобы он стал военным?

Да. Если все будет нормально, то конечно, будем делать из него офицера. Независимо какого. Служить Родине – это великая честь.

Марина Терентьева

Услышав недавно новость о начале военного призыва, я серьезно задумался – а что сейчас для молодого поколения значит «служить Отечеству»? Подразумевает ли это исполнение своего «почетного долга» в виде службы в армии? Или сейчас у молодежи вообще нет такого понятия – «служить Отечеству»? А если есть, то как они себе представляют это служение?

Конечно, служить в армии большинство не хотело и в советское время – отмазывались, кто как мог. Одно время отдушиной было поступление в вуз – студентов не призывали. Потом, однако, эта «халява» на время закончилась – брать стали всех, хотя и недолго. Я как раз попал в тот период, когда призывали без разбора. И с первых дней ощутил, что практика былого льготного отношения к студентам во многих случаях сыграла недобрую шутку – к весеннему набору и вообще к призывникам из вузов «деды» относились крайне жестко, здесь работал принцип социального расслоения – те, кто не смог поступить в институт, пытались в армии отыграться на тех, кого вдруг из института призвали в армию. Я довольно хорошо помню презрительные высказывания типа «покажи, высшее образование, как правильно надо очки в сортире драить».

Доказывать свое право на жизнь было сложно, но это было возможно, хотя и не для всех. Мне тоже пришлось нелегко, я заработал на своей шкуре не один десяток шрамов. Но уже буквально через пару лет после демобилизации я мог сказать (и говорю до сих пор): военная служба – лучшая школа жизни, хотя и очень жесткая. И главные тяготы совсем не в какой-то там дедовщине, самое сложное – психологическое общение с разнородным коллективом, с представителями разных социальных, возрастных и национальных групп. Это – уникальный опыт, которого в других условиях приобрести невозможно. Здесь нельзя быть подлым, жадным, трусливым и продажным. Здесь необходимо бороться – не за выживание, как это может показаться вначале, а за себя самого – чтобы самому стать лучше, чем ты есть.

Я никогда не любил и сейчас не люблю «мозги цвета хаки». Но я, закончив университет, согласился пойти служить – правда в другой ипостаси, без муштры и строевой, но с все той же дисциплиной и с еще большей ответственностью. Я служил и продолжаю, будучи уже гражданским человеком, СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ.

Чтобы служить своему Отечеству не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Предвидя ухмылки определенной части читателей, сразу скажу, что по моему мнению служить Отечеству – это пытаться сделать его лучше. Служить Отечеству – это служить его народу (то есть, и себе), Это совсем не значит выслуживаться перед властью – она там, наверху, а народ – здесь, вокруг. Я не хочу ждать, когда у власти дойдут руки до решения проблем моего города, улицы, дома, семьи. Я не хочу, пряча глаза, проходить мимо тех, кому нужна помощь – здесь и сейчас. Если в моих силах помочь кому-то – я должен это сделать, потому что я тем самым не просто помогаю другому, и даже не просто помогаю самому себе почувствовать себя человеком – я, может быть, помогаю еще кому-то со стороны сдвинуться с мертвой точки и последовать моему примеру (по крайней мере, я на это очень рассчитываю).

Это в моем понимании и есть служение Отечеству обычного гражданина. Но я точно так же, при необходимости, готов встать «под ружье» и защитить свое Отечество - благо, я знаю, как это делать с 18 лет. А что может знать и что может защищать поколение, воспитанное на презрении к своей стране и ее защитникам? Впрочем, в этом вопросе самое главное слово – «воспитанное», ведь воспитали-то мы сами. Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Радует только, что не все одинаковы.