Актуальность методической разработки. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

М етодика (греч. methodike) –совокупность форм, методов и приемов работы учителя, Т.е., технология профессионально-практической деятельности преподавателя. Соответственно, для того, чтобы разработать ту или иную методику, нужно определить для себя основную цель (область) обучения: ЧЕМУ вы хотите научить ребенка?
Это может быть какое-то одно умение, либо это может быть система умений. Это может быть один урок, либо целая образовательная программа. Это может быть внеклассное мероприятие, или строго регламентированное занятие в рамках учебного времени. Тем не менее, принципы построения подобных разработок практически одинаковы.

Создание любой методики – это своего рода проект.
А любой проект содержит базовые позиции, по которым идет учитель, обучающий ученика.
(Иными словами, ЧТО необходимо предусмотреть, начиная обучающий процесс.)

Какие это позиции?
Перечислим их кратко.

1 - Цель (для чего или чему хотим научить). Чем конкретнее, тем лучше. Еще лучше - если помимо общеучебных достижений, вы укажете и личностные - то есть, на развитие каких личностных качеств ребенка направлен ваш проект.
Обязательно указать возраст детей.

Пример: научить рисовать елку детей 5-6 лет. Данная методика будет способствовать также разитию воображения (мышления, трудолюбия и т.д.).

2 - Задачи (т.е., способы достижения цели).

Пример: научить держать кисти, создавать эскиз, определять цветовую палитру, размешивать краски и т.д.

Чем подробнее вы продумаете этот этап, тем проще будет выстраивать последующую работу: есть вероятность, что вы не споткнетесь неожиданно на каком-то «неумении» ребенка, которому вы забыли его научить.

3 - Теоретическая база: Методологическая основа и Принципы (т.е., те основополагающие идеи, на основе которых вы будете строить свою методику): дидактические (Д), методические (М), психологические(П).

Пример: принцип наглядности, принцип системности, принцип последовательности (Д); принцип самостоятельности (М); учет индивидуальных особенностей (П).

Обязательно обоснование соответствия выделенных принципов и возраста (почему для детей ЭТОГО возраста подходят именно ЭТИ методы).

Пример: в связи с тем, что для детей 5-6 лет очень важно развитие воображения, обучение будет строиться на принципе самостоятельного выбора предмета рисования.

Методологическая основа (пример): теория развивающего обучения; теория поэтапного формирования умственных действий и т.д.

4- Практическая база: Содержание, способы, ресурсы. (Что делаем и как)
Здесь описывается по шагам формирование того или иного умения.

Обязателен подготовительный этап – проводится ли предварительная диагностика детей (Как? Кем? Когда? Если это анкеты, то должен быть образец. Если это известный тест – то указать автора; если не очень известный – приложить его к проекту.)

При этом очень подробно дается:

-план занятий и временнАя разбивка (чем занимаемся в течение какого времени; желательно не забыть про разминку, если это план урока);

-инструменты, необходимые для реализации (бумага, линейки, методические пособия, кисти и т.д.);

-пространство (комната, класс, спортзал, улица и т.д.);

Непосредственно способ организации работы (работа в мини-группах; выполнение индивид.заданий; коллективная работа и т.д.)

-кадры (на какой уровень подготовки преподавателей рассчитана эта методика);

-степень участия педагога (какая часть работы выполняется самостоятельно детьми, какая – совместно с учителем; в какой последовательности);

Способы создания комфортной обстановки во время процесса обучения;

Описание действий, связанных с привлечением сторонних помощников – других педагогов, родителей, воспитателей и т.д.; описать их конкретные функции;

Способы аттестации (начальной, промежуточной, итоговой – например: тест, опросник, исследовательская работа, творческое сочинение, проект праздника, экзамен, контрольная (какая?) все диагностические документы должны быть ПРИЛОЖЕНЫ к вашей методике (проекту));

Способы коррекции , в случае обнаружения неудовлетворительных промежуточных результатов аттестации;

Способы поощрения детей; (ни в одном учебнике по педагогике вы этого пункта не найдете, а жаль! Я считаю его обязательным.)

- нормативная база (в соответствии с гос.стандартом общего образования; на основе «Закона о дополнительном образовании» или о платных образовательных услугах и т.д.)

5 - Ожидаемый результат и способы его диагностики.
Иными словами, нужно предоставить объективно проверяемые достижения детей.
Здесь должна быть корреляция с Целью методики. То есть, если учили рисовать елку, то здесь описывается способ проверки ЭТОГО уровня рисования (какой должна быть «правильная» елка, степень допустимой погрешности).

6- Возможность тиражирования опыта (Кто может воспользоваться данной методикой и при каких условиях).

Например: этой методикой могут пользоваться и студенты-практиканты, и родители учеников при проведении досуга.

Понятно, что здесь приведены лишь самые основные принципы создания авторского проекта или методики. Для более подробного изучения можно воспользоваться книжками:

1.Азимов.Э.Г.,Щукин А.Н. Словарь методических терминов.СПб,1999
(http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov)

2.Педагогические технологии:Учебное пособие для студ.пед.специальностей/ Под общей ред.В.С.Кукушкина.Ростов-на-Дону, 2002г.

Приятной работы!:)

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами”, "папка специалиста”.

Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок различных аспектов педагогической деятельности.

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество материалов, боле или менее подробно описывающих различные виды портфолио, его примерную структуру, шаблоны для оформления в электронном виде.

Однако большинство ресурсов ограничивается только перечислением формальных требований к содержанию и оформлению портфолио, и не дает ответов на возникающие у педагогов вопросы.

Существует множество подходов к распределению по разделам информации о различных аспектах педагогического труда, которые отражены в различных вариантах структуры портфолио.

Например, здесь очень подробное описание различных видов портфолио

Сегодня я хочу остановиться на пункте, который обязательно присутствует во всех структурах портфолио педагога - «Методические разработки». Этот пункт может входить в разные разделы, например, «Методическая работа», «Творческое досье», «Самообразование», «Распространение и обобщение собственного педагогического опыта» и т.д.

Приступая к заполнению портфолио, нужно четко разделить методические разработки и дидактические материалы. Многие педагоги не понимают разницы между этими видами материалов, между тем она весьма существенна.

Методическая разработка -это продукт, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, воспитательному мероприятию. Методическая разработка (урок или внеклассное мероприятие) должна отвечать следующим требованиям:

  • · содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;
  • · авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;
  • · материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
  • · язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;
  • · ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;
  • · содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
  • · Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Электронные приложения необходимо корректно записать на диск.
  • · Обязательны ссылки на использованную литературу. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Структура методической разработки:

1.Титульный лист с указанием названия, темы методической работки, информации об авторе.

3.Введение - раскрывается проблема, которой посвящается методическая разработка, обосновывается актуальность темы, определяются особенности содержания.

4.Основная часть.

4.1.Описание методической разработки урока:

  • цели урока;
  • план урока (с указанием форм, методов, используемых педагогических технологий, межпредметныхи метапредметных связей, требований к знаниям учащихся по итогам урока);
  • методические рекомендации по подготовке и проведению урока;
  • материально-техническое обеспечение содержания урока.

4.2.Описание методической разработки внеклассного мероприятия:

  • цели мероприятия;
  • сценарий воспитательного мероприятия;
  • методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей;
  • требования к месту проведения мероприятия;
  • материально-техническое обеспечение мероприятия.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Пример оформления методической разработки:

Дидактический материал - особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. (Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М., 1960. с.335 (Статья «Дидактический материал))

В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.).

С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др.

На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.

В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.

Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.

Дидактические материалы, которые педагог помещает в портфолио, нужно сопроводить аннотацией - на каких занятиях и с какой целью применяется данный материал, каковы наиболее эффективные способы его использования. В некоторых источниках такая аннотация называется методическим сопровождением.

Так популярная в наше время презентация к уроку также является дидактическим материалом, и при ее распространении также необходимо наличие методического сопровождения.

Вот пример оформления дидактического материала с методическим сопровождением:

............... .

Шанцева Н.С. Дидактический материал по стилистике русского языка

Данный теоретический и практический материал по стилистике русского языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1)Принципы методики обучения систематики.

2)Методы и приёмы обучения систематике.

3)Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Использованная литература:.....

Из всего вышесказанного следует, что конспект обычного (традиционного урока), а также самоанализ занятий методической разработкой не является. В методической разработке обязательно должна быть новизна, инновационность, цель и результат - в противном случае это просто копирование чужого опыта.

В данной статье мы рассмотрели только один из пунктов портфолио учителя. Надеюсь, этот материал был полезен для Вас!

И. Широкова

Вам понадобится

  • - опыт работы по теме;
  • - конспекты проведенных занятий;
  • - результаты педагогических экспериментов.

Инструкция

Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.

Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия - например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.

Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли высокого уровня развития у всей группы . Исходя из этих данных, определите направление работы.

Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме, организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите, насколько эффективна предложенная вами методика.

После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической разработки. Некоторые разделы можно начать заранее. Например, аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение .

Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом ваши предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение - довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.

Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах диагностики или начального и результирующего экспериментов.

В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях. Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше - тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.

Екатерина Дурникова
Требования к оформлению методической разработки

1. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензий) (вверху страницы) ; название работы (в центре листа; сведения об авторе (Ф. И. О., должность, квалификационная категория, педагогический стаж работы) (справа внизу) ; год написания разработки (по центру внизу) .

Аннотация

Указываются :

Проблема, которой посвящена методическая разработка ;

Вопросы, которые она раскрывает;

Потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка ) .

Введение

Раскрываются :

Новизна методической разработки ;

Цель методической разработки ;

Условия применения (что нужно для того чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

Трудоемкость, ограничения, риски.

Основная часть

Заключение

Приводятся :

Основные выводы по теме разработки ;

Информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

Информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. выписка из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий и пр. обязательно помещается в приложении.

Список литературы

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями . Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет –ресурсы) . Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Приложения

Приложения пронумеровать;

Указать название каждого приложения;

Каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение» , которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1»

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте не обязательны)

Этот процесс имеет ярко выраженный индивидуализированный характер, поэтому не терпит следования жестко регламентированным правилам и предписаниям. И все же есть ряд принципиаль­ных вопросов, которые необходимо учитывать.

Таким образом, методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов и общей квалификации исследователя. Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Обосновать методику исследования невозможно, во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную структуру.

В ходе исследования, как правило, составляется программа исследования , в которой отражается: какое психолого-педагогическое явление исследуется, по каким показателям, какие критерии при этом выбираются и используются, какие методы исследования применяются.

Методика это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее, при прочих равных условиях, будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитываются рациональность применения разработанной методики, достаточность и соответствие ее задачам исследования.



На выработку методики влияет много факторов и, прежде всего, предмет, цели и задачи исследования. Важно ясно и точно представлять то, что предстоит изучить, выявить.

Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является – поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержание специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений, временные рамки и технологии нововведений. При реализации поисково-преобразующего этапа исследования требуется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто необходима более детальная проработка внедренческих документов, последовательности исследовательских процедур, их координация и синхронизация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соответствующую замыслу технологию. Их следует вводить комплексно.

Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего этапа исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построение модели потребного будущего.

Практическое преобразование предполагает “запуск” того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий, средств обучения и воспитания и т. п.



Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных результатов и оценки эффективности аппарата и процедур исследования. Вносятся изменения в практическую работу (компенса­ция недостатков, коррекция программ, уточнение тактики инди­видуального подхода и др.), логику и методы исследования.

Психологический или педагогический эксперимент , предусмотренный методикой в рамках поисково-преобразующего этапа исследования, – наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно подробно прописываются все этапы деятельности исследователя:

1) выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

2)планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.;

3)анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.

Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отличие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явления, а в какой-то степени вскрывает и его внутренние связи, движущие силы, механизм этого движения. В нем неповторимая конкретность дополняется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении, или между отдельными явлениями.

Научный подход к анализу фактов требует рассматривать их всесторонне, во всех отношениях, в многообразии диалектических связей внутри их и между ними.

Сбор и накопление фактов – один из ответственных этапов психолого-педагогического исследования, так как только научные факты дают возможность придти к определенным теоретическим выводам.

теоретические и практические выводы . Эти выводы должны быть: во-первых, всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследования; во-вторых, целесообразными и правомерными; в-третьих, вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения; в-четвертых, апробированными и реальными для внедрения в массовую педагогическую практику.

При формулировании выводов важно не допустить две нередко встречающиеся ошибки: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка, ограниченные выводы, или непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно значимые выводы.

Оценка и интерпретация полученных результатов, прежде всего положительных, но также причин ошибок и неудач, позволяют сформулировать предварительные теоретические и практичес­кие выводы.

Предварительные выводы уточняются, проверяются опытной работой. Этого элемента методики исследования нельзя недооценивать. К сожалению, еще не редки случаи, когда исследователь спешит представить первые результаты как окончательные, завершенные, особенно, если они сформулированы в виде готовых однозначных решений. Поспешные действия, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, ущемляют престиж науки. Поэтому опытная проверка основных результатов исследования должна быть обязательной. Только после такой проверки результатов исследования появляется возможность, на основе теоретических выводов, выдвинуть практические рекомендации, определить условия их успешной реализации. Важно, чтобы эти рекомендации вытекали из материала исследования, были конкретными и реальными для психолого-педагогической практики.

Пример: необходимо исследовать систему работы по проф. отбору в вуз:1. подготовительный (беседа, анализ документов, обобщение независимых характеристик)2 методы наблюдения, диагностических бесед, анкетирования и др.3 кзамены. 4 работа приемной комиссии по приему абитуриентов в вуз.

Оформление результатов научного труда.

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования, должны быть оформлены в виде соответствующего научного труда либо различных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи и т. д.).

Оформление обычно выступает как заключительный этап процесса.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как лучше это сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала:

- концептуальная направленность - определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание воспитания как комплексного, интегративного явления, предполагающего мобилизацию всего арсенала средств и возможностей общества для формирования личности, не только адекватной сегодняшним требованиям, но и опережающей его развитие. Это понимание целей воспитания как формирования личности, способной к самореализации, самоутверждению, к преобразованию самой себя и окружающей действительности, умеющей адаптироваться к изменяющейся ситуации и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Идеи могут быть результатом интеграции иногда противоположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для достижения концептуального единства следует ясно определить, какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие будут взаимообогащать и дополнять друг друга, где следует определить приоритеты, как расставить акценты,

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явления, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития.

- Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге аспекты должны интегрироваться.

- Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолированное от социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Обязателен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

- Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным, так как в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна. Следует все же стремиться к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина, для чего целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать, излагая материал.

- Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске, и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подходы. Быть может, это формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализировать ошибки.

- Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает и которые в его представлениях однозначно верны, и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств - самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты.

- Конструктивность рекомендаций . Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований позволяет обеспечить содержательность и глубину изложения.

Обоснуем требования к логике и методике изложения исследовательского материала .

Выделяют три основных методических варианта изложения содержания научной работы:

♦ воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

♦ воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

♦ теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложения результатов исследования.

Диссертации (лат. dissertatio - рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследования.

Кандидатская диссертация представляет собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация - решение крупной научной проблемы или разработка нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат, в котором кратко (1-2 печатных листа) излагается содержание диссертации.

Научный отчет (отчет по научно-исследовательской работе - НИР) - официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Она содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика - научная новизна, теоретическая и практическая значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения - научный.

Монография - научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы - формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты приобретают умения по изучению педагогического опыта, учатся анализировать теории по выбранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие - учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стандарта, а также программы учебной дисциплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог получить представление об основных направлениях работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важные, но частные вопросы. Издание результатов научной работы большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Рецензия - критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей:

♦ введение;

♦ теоретическое обоснование;

♦ описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта;

♦ их анализ и обобщение;

♦ заключение;

♦ библиография.

Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

В заключении делаются выводы, формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, даются практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения делаются для первоисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для других случаев исключения должны быть особо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований - посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам) - они должны выйти на новый уровень обобщения и конкретизации. Целесообразно сразу, не откладывая, уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литературы (библиографию).


Исследования в области психологии и педагогики - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.

Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, - сложный процесс, основную работу по которому необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Этапы психолого-педагогического исследования:

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, а также как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза исследования.

На втором этапе работы выбираются методы и разрабатывается методика исследования, проверяется гипотеза, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические рекомендации.

Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти следует указать, что логика каждого исследования специфична.

Первый этап: выбирают область, сферу исследования, что обусловлено как объективными (актуальность, новизна, перспективность и т. д.), так и субъективными факторами (опыт, научные и профессиональные интересы, способности, склад ума исследователя и др.). Важно четко определить, в какой области психологии или педагогики будет вестись исследовательская работа: обучение, воспитание, педагогическая культура преподавателя, формирование качеств личности и т. д.

С целью уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап - пробное (пилотажное) исследование. Он предваряет этап разработки методики исследования.

Надо: изучить, что уже исследовано этой области, провести качественный анализ, дать собственную оценку их научным психолого-педагогическим концепциям. Особое внимание обратить на основные понятия, используемые в исследовании (четкость, однозначность, понятность, не допускать двойного толкования).

Избрав направление научной работы, исследователь определяет проблему и тему исследования (должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявить исследовательскую проблему - категория, означающая нечто еще не известное науке, то, что предстоит открыть, доказать. Проблема - новое решение актуальной научной психологической или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования . Ее актуальность определяется приоритетностью, научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки для успешной работы в целом. Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное - социальную, практическую ценность его исследования на продолжительный период времени. Это связано с тем, что смена темы научной работы при современном уровне и темпах развития науки вообще и психологии и педагогики в частности иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад.

Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки .

Опыт показывает, например, что окончательно формулировать тему научной работы целесообразно после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы впоследствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы.

Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве объекта - совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска, являются для этого исследования наиболее существенными. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Закономерности - самый сложный предмет исследования любой науки, цель развития ее как теории.

Исходя из темы и проблемы научного труда, его объекта и предмета определяются цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования - «ступеньках», пройдя по которым можно достичь намеченной цели. Постановка конкретных задач осуществляется в творческом поиске решения частных вопросов исследования, без чего невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. Формируется гипотеза исследования - научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Формирование гипотезы - сложный и мало исследованный процесс. Здесь многое зависит от способностей исследователя, таких его личностных качеств, как творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения и др. Все эти качества дают возможность обнаружить необходимые факты, обеспечить полноту их изучения и на этой основе выявить несоответствие (противоречие) накопленного фактического материала существующим в науке объяснениям.

Второй этап: вырабатывается методика исследования. Этот процесс имеет ярко выраженный индивидуализированный характер, поэтому не терпит следования жестко регламентированным правилам и предписаниям.

Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели. Исходя из этого, в исследовании мало выбрать совокупность методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов.

Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Формальный подход к определению методики - переписывание одних и тех же методов из одного научного труда в другой - мало что дает, так как последние не находят полной реализации в ходе исследования и содержательного отражения в тексте научной работы.

Невозможно обосновать методику исследования, во-первых, без уяснения, в каких внешних феноменах проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого феномена. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет определенную структуру. Ее основными элементами являются:

♦ теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

♦ исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

♦ субординационные связи и зависимости между ними;

♦ совокупность применяемых методов, их координация;

♦ порядок применения методов и методических приемов;

♦ последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.

Методика -модель исследования, развернутая во времени.

Третий этап. Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержание специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности к осуществлению их на практике. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы «носители» нового), временные рамки и технологии нововведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или методик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспитании и развитии учащихся и др.

На поисково-преобразующем этапе исследования требуется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие - нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств, на этом этапе необходимо детально разработать документы, способствующие внедрению инноваций, последовательность исследовательских процедур, обеспечить их координацию и синхронизацию.

Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный методикой в рамках поисково-преобразующего этапа исследования, - наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента может быть разработана специальная программа, в которой достаточно подробно описываются все этапы деятельности исследователя, а именно:

♦ выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых (изменяемых и неизменяемых) условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

♦ планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т. д.;

♦ анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.

Особое внимание при проведении эксперимента обращается на условия и факторы, обеспечивающие представительность выборки и репрезентативность результатов.

Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отличие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явления, а в определенной степени вскрывает его внутренние связи, движущие силы и механизм. Неповторимая конкретность факта дополняется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении или между отдельными явлениями.

Сбор и накопление фактов - один из ответственных этапов психолого-педагогического исследования, так как только научные факты дают возможность прийти к определенным теоретическим выводам.

Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы. Эти выводы должны быть:

♦ всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследо