Положение человека в обществе определяет социальный статус. Социальный статус человека

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Теоретические основы для подготовки

К практическому занятию

Социальная политика государства в условиях действия рыночного механизма фор­мирования доходов.

Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реаль­ный доходы. Функциональное и персональное распределение доходов.

Дифференциация доходов: причины и факторы. Измерение дифференциации до­ходов и оценка их глобальных тенденций.

Распределение личных доходов. Персональное распределение доходов. Причи­ны дифференциации доходов.

Социально-экономическая структура общества. Идентификация доходного, имущественного и социального статусов граждан.

Уровень жизни. Система показателей оценки уровня жизнии бедности. Социаль­но-экономическая мобильность и общественный прогресс. Государственное пере­распределение доходов: концепции, цели и инструменты. Экономическая эффектив­ность и равенство, Альтернативные концептуальные подходы государственного перераспределения доходов.

Система социальной защиты населения России в переходный период к рыночной экономике: декларации, реальное содержание и последствия.

Основные понятия, необходимые для изучения темы

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика обладает рядом функций:

1) компенсаторная – направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

2) элективная – направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

3) кумулятивная – накапливает социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Тест 1

1. Предположим, что государство решило достичь полного равенства в доходах. Это говорит о том, что:

а) всё общество станет богаче;

б) экономическая эффективность значительно сократится;

в) отпадёт необходимость в подоходном налоге любого типа;

г) как равенство, так и экономическая эффективность возрастут.

2. Когда государство осуществляет трансферты в натуральной форме, оно:

а) переводит деньги непосредственно реципиенту;

б) позволяет реципиенту снизить свои налоговые обязательства государству;

в) передаёт товары и услуги, для которых оплата не требуется;

г) осуществляет трансферт только пожилым и инвалидам.

3. Что из указанного ниже включается в функциональное распределение дохода:

а) доход труда в форме зарплаты;

б) доход капитала в форме процентов;

в) рентный доход земли;

г) прибыль.

4. Необходимость социальной политики связана с тем, что:

а) рыночный механизм не гарантирует минимальный уровень благосостояния всем гражданам;

б) у государства всегда имеются свободные финансовые ресурсы для поддержки наиболее бедных слоев населения;

в) одним из требований международного права является поддержка малоимущих слоев населения;

г) политическая нестабильность часто является следствием социальной напряжённости.

5. Из перечисленного ниже не относится к непосредственным задачам социальной политики:

а) развитие социальной инфраструктуры;

б) территориальное планирование;

в) создание условий для всестороннего развития человека;

г) установление ставок налога на доходы физических лиц.

6. В понятие социальной инфраструктуры входят:

а) услуги жилищно-коммунального хозяйства;

б) учреждения здравоохранения;

в) фирмы, оказывающие консультационные услуги малому бизнесу;

г) платные автодороги.

7. Развитие человеческого потенциала страны предусматривает следующие меры:

а) создание условий для реализации основных социально-экономических прав человека;

б) формирование экономических стимулов для развития предпринимательства;

в) повышение уровня образования;

г) социализация и профессиональная ориентация молодежи.

8. В настоящее время в России оказывается социальная поддержка следующим категориям населения:

а) инвалиды;

б) многодетные семьи;

в) лица без гражданства;

г) учёные, занимающиеся общественно значимыми исследованиями.

9. Величина прожиточного минимума предназначена для покрытия следующих расходов:

а) оплата коммунальных услуг;

б) санаторно-курортное лечение;

в) удовлетворение физиологических потребностей в питании;

г) обучение и повышение квалификации.

10. Наиболее высокий уровень социальной защиты населения достигнут в таких странах, как:

а) Норвегия, Швеция;

б) Швеция, США, Канада;

в) Франция, Германия;

г) Великобритания, Франция.

11. Основными принципами, гарантирующими право каждого человека на труд, в любом государстве являются:

а) равноправие субъектов на рынке труда;

б) свободный выбор профессии и сферы приложения труда;

в) законодательное регулирование условий труда;

г) равенство всех граждан перед законом.

12. В настоящее время в России установлено, что продолжительность рабочего времени в неделю не может превышать:

а) 36 часов;

б) 48 часов;

в) 40 часов;

г) 42 часов.

13. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у работника после ___ месяцев работы в организации:

14. Основным локальным нормативным актом, регулирующим вопросы трудового права на предприятии, является:

а) Трудовой кодекс;

б) коллективный договор;

в) правила внутреннего трудового распорядка;

г) трудовое соглашение.

15. На международной арене вопросами нормативного регулирования и контроля соблюдения прав граждан на труд занимается:

в) ЮНЕСКО;

16. К негативным последствиям социальной политики можно отнести следующее:

а) пособие по безработице затягивают поиск работы, приводят к росту притязаний безработного;

б) неоправданный рост социальных расходов ведёт к дефициту госбюджета;

в) снижение реальной заработной платы;

г) расширение теневой экономики из-за нежелания выплачивать заработную плату в полном размере и платить с неё налоги.

17. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

а) реальный совокупный доход и доход на душу населения;

б) минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата;

в) уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

г) децильные коэффициенты, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

18. Характер распределения доходов в динамике выражается при помощи:

а) коэффициента Джини;

б) кривой Лоренца;

в) уровня благосостояния населения;

г) кривой Лаффера.

а) изменение величины прожиточного минимума;

б) динамику стоимости товаров и услуг в объёме их реализации в текущем периоде;

в) изменение стоимости потребительскх благ в объёме их реализации в базовом периоде;

г) переход от минимальной потребительской корзины к рациональной.

а) стоимости потребительских благ в объёме их реализации в базовом периоде;

б) изменения структуры потребительской корзины;

в) изменения структуры расходов «средней семьи»;

г) стоимости товаров и услуг в объёме их реализации в текущем периоде.

Тест 2

1. Номинальная заработная плата – это:

а) начисленная заработная плата;

б) заработная плата за вычетом налогов и других платежей;

в) заработная плата плюс денежные поступления из других источников;

г) всё перечисленное.

2. Реальная заработная плата – это:

а) количество товаров и услуг, приобретенных за номинальную заработную плату;

б) заработная плата. Оставшаяся после вычета налогов и других платежей;

в) сумма расходов семьи в течение месяца;

г) все ответы верны.

3. Имеются следующие данные о динамике цен:

Таблица 34

Предположим, что рост уровня номинальной заработной платы для работников, заключающих трудовые договоры на двухлетний период начиная с 2009 года, обусловлен зависимостью: ΔW / W = 0,1 (где W – номинальная заработная плата). В этом случае можно утверждать, что реальная заработная плата:

а) будет иметь тенденцию к снижению;

б) останется неизменной;

в) увеличится в 2010 году более значительно, чем в 2009 году;

г) увеличится в 2009 году более значительно, чем в 2010 году.

4. Номинальные доходы населения страны за год выросли на 50%. Если уровень цен за этот же период вырос на 25%, то реальные доходы населения:

а) увеличились на 20%;

б) снизились на 20%;

в) увеличились на 25%;

г) снизились на 25%.

5. Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение уровня заработной платы;

в) изменение цен факторов производства;

г) ни одно из вышеназванных не подходит.

6. Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом наклона в 45º, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут:

а) иметь одинаковые значения;

б) иметь отрицательные значения;

в) неодинаковые значения;

г) противоположные значения.

а) неравенства доходов в обществе;

б) сходства между доходами семей;

в) сопоставимости доходов семей;

г) равенства доходов в обществе.

8. Уровень жизни определяется:

а) текущими доходами, накопленным материальным имуществом;

б) количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно;

в) системой минимальных потребительских бюджетов – физиологических, прожиточных и социальных минимумов;

г) все ответы верны.

9. Объектами социальной политики служат:

а) условия жизни и труда человека;

б) межгрупповые и межличностные отношения;

в) социальная структура;

г) все ответы верны.

10. Социальная политика проводится государством с использованием определяемых при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов, а именно:

1) законодательной и нормативной базы;

2) налоговых рычагов и стимулов;

3) административных решений;

4) финансово-кредитного механизма.

11. Совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения – это:

а) социальная политика;

б) социальная стратегия;

в) социальная тактика;

г) экономическая политика.

12. Абсолютная бедность – это:

а) уровень душевых доходов в домохозяйстве, при котором не достигается величина прожиточного минимума или иного показателя, который используется для оценки уровня жизни;

б) уровень душевых доходов в домохозяйстве является недостаточным по собственной оценке домохозяйства;

в) уровень душевых доходов в домохозяйстве ниже среднего по региону или иному континууму, который используется для расчета средней величины

г) все ответы верны.

13. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

а) оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

б) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

в) формирования федерального бюджета.

г) все ответы верны.

14. В целом по Российской Федерации и в субъ­ектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется:

а) ежегодно устанав­ливается Правительством Российской Федерации;

б) не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

в) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Россий­ской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязатель­ным платежам и сборам;

г) нет верного ответа.

15. К основным направления социальной защиты населения не относится:

а) социальная защита детей, детства и отрочества;

б) социальная защита пенсионеров;

в) социальная защита нетрудоспособных граждан;

г) социальная защита семьи.

16. Что из перечисленного не относится к основным принципам построения государственной политики на рынке труда в странах с рыночной экономикой:

а) признание права собственности человека на его способности к производительному и творческому труду;

б) ответственность государства за обеспечение полной занятости населения (предоставление каждому желающему трудиться рабочего места);

в) наличие государственных гарантий в области содействия трудоустройства граждан и материальной поддержки лиц, признанных в установленном порядке безработными;

г) все ответы верны.

17. Бюджет социальной политики является сложным образованием и состоит из:

а) консолидированного государственный бюджета;

б) средств работодателей;

в) бюджетов домохозяйств;

г) все ответы верны.

18. Модель государственного патернализма:

г) нет верного ответа.

19. Либеральная модель социальной политики:

а) ориентирована на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование альтернативных видов этих отношений;

б) базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых;

в) предполагает, что в случаи возникновения экстремальных (форс-мажорных) ситуаций по природным (землетрясения, наводнения и т.п.) или техногенным причинам (аварии, теракты и др.) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов.

г) нет верного ответа.

20. Экономический эффект социальной политики – это:

а) отношение затрат на социальную политику к результату (социальному эффекту), который был обусловлен этими затратами;

б) разность между результатом социальной политики (социальным эффектом), выраженным в стоимостных единицах, и затратами, которые обеспечили этот результат;

в) разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) периоды времени;

г) отношение социального эффекта социальной политики к показателю, характеризующему состояние социальной сферы в начальный (базовый) период времени.

Практические задания

Верны ли следующие утверждения (да или нет)?

1. Одной из задач социальной политики является улучшение условий труда и жизни людей.

2. Социальная политика не учитывает материальные интересы членов общества.

3. Повышение эффективности экономической деятельности работников – основная социальная функция экономической политики.

4. Низкие личные доходы существуют потому, что в экономике наблюдается спад.

5. Этническая принадлежность определяет дифференциацию доходов в современной России.

6. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.

7. Охрана здоровья населения страны является одним из принципов проведения социальной политики.

Примеры решения задач

Задача 1

Штатный работник ООО "Вега" имеет ежемесячный доход в сумме 7 тыс. руб. В бухгалтерию подано заявление о наличии двоих детей в возрасте до 18 лет. Рассчитайте размер ежемесячных вычетов и сумму налога на доходы физических лиц.

Решение

Для наглядного представления сведём все данные в таблицу 35 и внесём величину ежемесячного дохода, обозначив размеры стандартных вычетов, руб.:

Таблица 35

Месяц Ежемесячный доход Стандартный налоговый вычет Стандартный налоговый вычет на детей Налогообла-гаемая база
Январь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Февраль 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Март 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Апрель 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Май 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 4 600
Июнь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Июль 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Август 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000
Сентябрь 7 000 2 ∙ 1 000 = 2 000 5 000

Окончание табл. 35

Стандартный налоговый вычет на работника в размере 400 руб. ежемесячно вычитается из полученного дохода до того месяца, пока совокупный доход с начала года не достигнет 40 тыс. руб. Стандартный налоговый вычет на одного ребенка составляет 1000 руб. до того месяца, пока совокупный доход не достигнет 280 тыс. руб. Как показывают расчёты, проведённые в таблице, стандартный налоговый вычет на работника действовал до мая включительно, а на детей – в течение всего года. Определим величину налога на доходы физических лиц за год:

58 000 руб. ∙ 13% / 100% = 7 540 руб.

Задача 2

Предположим, в некоторой стране заработная плата работника равна 130 тыс. ден. ед. Если налоговая база для работника нарастающим итогом с начала года составляет до 100 тыс. ден. ед., то ставка налога на социальное обеспечение составляет 35%. Если же данная налоговая база находится в интервале от 100 до 300 тыс. ден. ед., то ставка налога составляет 20%. Определите величину социального налога для работника в данной стране и долю налога в доходах работника.

Решение

Налог с дохода 100 тыс. ден. ед. равен 0,35 ∙ 100 = 35 тыс. ден. ед. Заработная плата работника превышает порог 100 тыс. ден. ед. на 30 тыс. ден. ед. Налог с этой суммы равен 0,2 ∙ 30 = 6 тыс. ден. ед. Следовательно, величина социального налога равна: 35 + 6 = 41 тыс. ден. ед. Отношение налога к доходу равно:

41 / 130 = 0,315 (31,5%).

Задача 3

Общий размер заработной платы в текущем месяце составил 150 тыс. руб. Рассчитайте сумму взносов в Пенсионный фонд России, федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Решение

1. Определим величину взносов в Пенсионный фонд России по страховой части трудовой пенсии: 150 тыс. руб. ∙ 10% = 15 тыс. руб.

2. Определим величину взносов в Пенсионный фонд России по накопительной части трудовой пенсии: 150 тыс. руб. ∙ 4% = 6 тыс. руб.

3. Определим величину взносов в федеральный бюджет: 150 тыс. руб. ∙ 20% = 30 тыс. руб.

4. Определим величину взносов в Фонд социального страхования: 150 тыс. руб. ∙ 2,9% = 4350 руб.

5. Определяем величину взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 150 тыс. руб. ∙ 1,1% = 1650 руб.

6. Определим величину взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования: 150 тыс. руб. ∙ 2% = 3 тыс. руб.

Задача 4

По данным двух стран определите индекс развития человеческого потенциала для каждой из них, сравните результаты и сформулируйте выводы о соотношении уровня жизни этих стран.

Таблица 36

Решение

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) служит интегральным обобщающим показателем уровня жизни населения, разработанным специалистами программы развития ООН. ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, достигнутый уровень образования и реальный ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. ИРЧП определяется по формуле средней арифметической из индексов трёх указанных показателей:

I РЧП = (I ОПЖ + I ДУО + I ВВП) / 3.

Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

где Х факт, Х min , Х max – фактическое, минимальное и максимальное значения i-го показателя соответственно.

Для расчёта индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам:

Следовательно, для страны А:

Для страны Б:

Индекс достигнутого уровня образования рассчитывается как средняя арифметическая из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения i 1 (в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений i 2 (для лиц моложе 24 лет) с весом 1/3:

При исчислении индексов грамотности Х min принимается равным нулю, а Х max =100%.

Таким образом, для страны А:

Для страны Б:

При расчёте индекса реального ВВП на душу населения Х min принимается равным 100 долл., Х max = 40 000 долл.

Для страны А:

Для страны Б:

В результате для страны А:

Для страны Б:

Чем ближе значение ИЧРП к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране. Как показывают расчеты, в стране А качество жизни выше, чем в стране Б, хотя и значительно ниже оптимального значения.

Задача 5

Дневная заработная плата – 120 руб. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 руб. за день; интенсивность труда возрастёт на 10%, а заработная плата – на 5%. Что такое "цена часа труда"?

Решение

Первоначально цена часа труда составляла 15 руб. (120 / 8). При увеличении продолжительности рабочего времени с 8 до 10 часов и повышении повременной заработной платы до 130 руб. цена 1 часа труда снизится до 13 руб. (130 / 10).

Для анализа динамики заработной платы под воздействием роста интенсивности труда надо вспомнить, что интенсивность труда выступает в качестве скрытой формы удлинения рабочего дня на эту же величину (10%). Поэтому повышение интенсивности труда на 10% равнозначно удлинению рабочего дня до 8,8 часа (8 + 8 ∙ 0,01). При этом дневная заработная плата повысилась до 126 руб. (120 + 120 ∙ 0,05). Поэтому под воздействием роста интенсивности труда на 10% и повышения заработной платы на 5% цена часа труда сократилась с 15 до 14,32 (126 / 8,8).

Цена часа труда – это особая форма выражения стоимости рабочей силы, которая вводится, чтобы определить действительный размер повременной заработной платы.

Задачи

1. Средняя заработная плата в прошлом году составила 3 000 руб., а в текущем году увеличилась до 4 000 руб. При этом инфляция в прошлом году составила 18%, в текущем году уменьшилась до 14%. Определите, как изменилась реальная заработная плата за эти годы.

2. По данным двух стран определите индекс развития человеческого потенциала для каждой из них, сравните результаты и сформулируйте выводы о соотношении уровня жизни этих стран.

Таблица 37

3. Номинальная заработная плата работников бюджетной сферы в условной стране за 10 лет выросла на 910%. Средний темп роста цен за этот же период составил 50% в год. Определите индекс реальной заработной платы работников бюджетной сферы.

4. В условной экономической системе в предыдущем году было потреблено продуктов питания на 150 трлн ден. ед., а товаров длительного пользования на 110 трлн ден. ед. В текущем году объёмы потребления этих товаров составили 161 и 117 трлн ден. ед. соответственно. Цены в текущем году выросли по продуктам питания на 103%, по товарам длительного пользования на 105%. Определите индекс общего роста цен в данной экономической системе.

5. В современных экономически развитых государствах большую роль играет социальная поддержка населения. Представим, что вашей студенческой группе поступил заказ от правительственных органов на разработку и проведение опроса «Вы нуждаетесь в социальной поддержке государства?»

Совместно разработайте анкету для мини-опроса (10 – 12 вопросов), включая в нее вопросы, раскрывающие потребность домохозяйств в конкретных видах государственной социальной помощи. После заполнения анкет осуществите коллективную обработку анкет и дайте индивидуальные содержательные комментарии к полученным результатам.

6. Рассмотрите представленную на рисунке схему и ответьте на несколько вопросов.

Рис. 10. Схема распределения доходов

а) Какой процесс отображен на этой схеме?

б) На какие микроучастки можно разделить этот процесс?

в) Отобразите эти микроучастки и сформулируйте нормативы (контрольные показатели), через которые можно измерить и интерпретировать данный процесс.

7. Предположим, что первые 20% семей располагают 4,6% национального дохода страны. Доля следующих 20% семей составляет 10,8%. Третьи 20% семей имеют 16,9% дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20% населения, потребляет 24% дохода. Наконец, на оставшиеся 20% семей приходится 43,7% национального дохода. Постройте кривую Лоренца и определите с ее помощью коэффициент Джини.

8. По свидетельству международных аналитиков, существует тесная прямая связь между темпами экономического роста страны и ее успехами в борьбе с бедностью. Экономисты, изучающие рыночную экономику, обычно исходят из того, что средняя склонность людей к сбережению доходов ради будущего потребления увеличивается по мере роста их доходов. И наоборот, чем беднее люди, тем меньше они могут себе позволить заботиться о своем будущем и делать сбережения. Такая же закономерность обычно прослеживается и в экономическом поведении частных фирм или даже правительств. Неудивительно поэтому, что в более бедных странах, где большая часть доходов расходуется на удовлетворение текущих, зачастую неотложных, потребностей, общий уровень национального сбережения оказывается, как правило, ниже. Низкий уровень валовых внутренних сбережений препятствует росту валовых внутренних инвестиций, а без дополнительного инвестирования невозможно поднять эффективность экономики и повысить доходы. Так замыкается «порочный круг бедности».



Рис. 11. "Порочный круг бедности"

Рассмотрите схему, изображенную на рисунке, и ответьте на вопросы:

1. Означает ли, что бедные страны навечно обречены вращаться в этом замкнутом круге?

9. В условной экономической системе 8 домашних хозяйств, причем доход i-го домашнего хозяйства может быть выражен уравнением 20 + 3·i. Определите квартильный коэффициент.

10. Определите социальную и экономическую эффективность проведенной в условной стране политики занятости, если известно, что численность безработных, снятых с учета по все основаниям в течение года составила 500 тыс. чел., численность безработных на начало следующего года была 5 млн чел., а расходы бюджета государственного фонда занятости населения составили 5 млрд ден. ед.

Примечание

Расчет социальной эффективности политики занятости может производиться по следующей формуле:

СЭПЗ = ЧБСУ/ЧБк,

где СЭПЗ – социальная эффективность политики занятости в определенном календарном периоде; ЧБСУ – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение календарного периода, чел.; ЧБк – численность безработных на конец периода, чел.

Экономическую эффективность государственной политики занятости можно рассчитать двумя способами.

При первом способерасчета определяются удельные (в расчете на единицу социальной эффективности политики занятости) расходы бюджета политики занятости:

ЭЭПЗсэ = РГФЗН/СЭПЗ,

где ЭЭПЗсэ - экономическая эффективность политики занятости (по социальной эффективности) в определенном календарном периоде, ден. ед../ед. социальной эффективности; РГФЗН - расходы бюджета ГФЗН за тот же календарный период, ден. ед.

Второй способоценки экономической эффективности государственной политики занятости предполагает использование более традиционного показателя годовых расходов бюджета политики занятости в расчете на безработного, снятого с учета в течение отчетного периода. В этом случае формула для расчета экономической эффективность политики занятости следующая:

ЭЭПЗбсу = РГФЗН/ЧБСУ,

где ЭЭПЗбсу - экономическая эффективность политики занятости (по числу безработных, снятых с учета), ден. ед./чел.

Как и в случае с показателем экономической эффективности политики занятости (по социальной ее эффективности), чем больше расходы средств ГФЗН, тем ниже экономическая эффективность политики занятости.

Задания для самостоятельной работы

Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов насе­ления и эволюция социальной структуры общества.

Программы борьбы с бедностью в разных странах.

Распределение доходов между семьями. Черта бедности и обеспеченности.

Абсолютная и относительная бедность, физическая нищета.

Генезис и эволюция системы социальной защиты населения.

Домохозяйство как объект экономической и социальной политики.

Концепция социально-ориентированного рынка. Разработка и последствия применения в разных странах.

Социальный статус, доходы и имущество

Наиболее значительная категория жителей (более четверти от их общего числа) трудится в качестве специалистов (со специальным образованием). Среди мужчин старше 40 их доля достигает почти 45%. Чуть менее четверти всего населения составляют пенсионеры. Но среди немолодых женщин их более 47%. Служащие без специального образования – это одна пятая населения. Рабочие – одна десятая, при этом женщин до 40 лет на рабочих должностях – 22%. Управленцы в целом составляют менее 6% взрослого населения, но среди женщин до 40 лет их доля – почти 10%. Среди этих женщин управленцев вдвое больше, чем предпринимателей. А среди мужчин того же возраста бюрократов и буржуа поровну – по 7%. (Примечательно, что вообще все предприниматели этого пояса Москвы – моложе 40 лет). Наш опрос не мог захватить крупных предпринимателей, как и крупных начальников (они редко ходят по улицам). Но если говорить о мелких и средних чиновниках и бизнесменах, то в московском населении в целом бюрократов в два раза больше, чем капиталистов . Что касается доходности среднего и мелкого бизнеса по сравнению с доходностью средних и мелких руководящих должностей, то обратим внимание на следующее: среди зажиточного населения чиновников втрое больше, чем предпринимателей, а среди бедной части – их вдвое меньше чем предпринимателей .

Имущественное положение москвичей, проживающих в изучаемой зоне, видно из их ответов на традиционный набор вопросов Левада-центра. Рядом приводятся результаты опроса населения всей Москвы, осуществленного в том же месяце.

Из сравнения видно, что в общих чертах материальное положение изучаемого контингента и населения Москвы совпадает (рис. 3). Однако среди населения этой зоны несколько меньше доля наиболее зажиточных граждан. Есть основания полагать, что значительная часть этого контингента проживает внутри Третьего транспортного кольца, по-другому – в центре, а не на периферии Москвы.

Рисунок 3. Каков уровень доходов Вашей семьи?

Что касается общего баланса материального положения, то видно, что доля зажиточных составляет около одной десятой, почти половина московских жителей живет в положении ограниченного достатка. Остальные – жители со скромными возможностями. Существенно, что тех, кто сообщает о значительных материальных трудностях, немного, явно менее 1/10. Хотя говорить о наличии значительного «среднего класса» не приходится, но надо обратить внимание на очень высокую концентрацию (85%) оценок на двух позициях именно в середине шкалы. Несравненно меньше наполнение крайних позиций. (Впрочем, заметим еще раз, что самые богатые, как и совсем нищие, как правило, недопредставлены в таких опросах. Их достижимость очень мала).

Важный момент: среди родившихся в Москве доля покупающих «дорогие вещи» - 51%, среди приехавших в Москву, пусть и давно, она равна 44%, в еще более высокодоходной категории перевес, пусть небольшой, снова в пользу «коренных» москвичей. В менее зажиточных группах картина обратная. Очевидно, что социальный и иной капитал, накапливаемый более чем одним поколением в московской семье, выше, чем тот, который может быть накоплен на протяжении жизни одного поколения в условиях того же города. Другой фактор – относительно более старший (средний) возраст приезжих, нежели «коренных», соответственно, более высокая доля пенсионеров, что в свою очередь, объясняет более низкие располагаемые доходы.

Вот каковы источники доходов у москвичей, проживающих в этой зоне (рис. 4):

Рисунок 4. Каковы основные источники доходов Вашей семьи?

Доходы от предпринимательской деятельности выше всех у молодых мужчин (7%), у остальных категорий они составляют совсем малую долю. Заработки лиц свободных профессий или от свободных занятий везде ничтожно малы. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности выше всех у женщин моложе 40 лет (8%). Доходы от сдачи квартир внаем достигают 5% у более зажиточных. Им есть что сдавать и это их делает еще богаче. 77% москвичей живут на зарплату, среди мужчин старше 40 лет этот показатель достигает 95%, около трети живут на пенсию – собственную или члена своей семьи (о таком существовании сообщают, ни много ни мало, 38% женщин до 40). В сегменте менее зажиточных значение пенсии – 48%, в сегменте более зажиточных в два с лишним раза ниже – 21%. Отметим еще раз, что массовый достаток в Москве создается службой, а не бизнесом. Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты. Напомним, что это зарплата, если она высокая, - зарплата руководителей, чиновников.

Опрос дает информацию о том, чем располагают москвичи, проживающие в изученной зоне (рис.5).

Рисунок 5. Что из перечисленного имеется в Вашей семье?

Отметим прежде всего очень высокий для России уровень автомобилизации. Даже в семьях незажиточных 37% располагают какой-то машиной . (Из других опросов известно, что в этом сегменте сконцентрирован парк неновых и просто старых отечественных автомобилей). Но второго автомобиля там нет ни у кого. Среди более зажиточных семей одним автомобилем располагают 63%, вторым и более – 17%.

Две и более квартир имеют 13% мужчин моложе 40 лет – вдвое больше, чем у женщин их возраста и почти вдвое больше, чем у мужчин старше 40. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди «некоренных» москвичей – в полтора раза меньше. Незажиточное население тоже в какой-то мере (5%) владеет таким ресурсом.

97% жителей района проживают в отдельных квартирах, доля проживающих в коммунальных квартирах колеблется от 1% для более зажиточных до 4% для наименее зажиточных. При этом 78% сообщают, что квартира принадлежит им или членам их семьи, еще 13% ответили, что квартира принадлежит их родственникам. Показательно, что среди родившихся в Москве владельцы составляют 84%, среди родившихся вне Москвы – 69%. Для последней категории жить в квартире, принадлежащей родственникам, приходится 17%, для москвичей – только 10%. Неприватизированное (муниципальное, ведомственное) жилье в среднем у 7%, но среди менее зажиточной части в таких условиях проживают 11%, а среди более зажиточных – менее 5%.

Показательно распределение разных по состоятельности жителей по этажам (рис. 6). Среди менее зажиточных в пределах 5 этажей живут 52%, из них 18% на 1-2 этажах. А среди более зажиточных в пределах пяти этажей – 43%, в том числе на первых двух – 12%. Среди первой категории на 11 этаже и выше проживают 16%, а среди второй – 19%. Можно предположить, что более бедное население гораздо чаще, чем зажиточное, размещается в пятиэтажках, построенных давно, а более зажиточное – в более новых домах более высокой этажности.

Рисунок 6. На каком этаже Вы живете?

Весьма интересна картина владения загородным жильем, недвижимостью вне Москвы. Как видно, наиболее распространенный вид загородных владений – домик на садовом участке. Он имеется у 38% более зажиточных и 22% менее зажиточных москвичей. Дом в деревне, наоборот, чаще имеется у более бедных (16%), реже у более зажиточных (13%), аналогично он есть у 16% родившихся не в Москве и у 13% урожденных москвичей. Ясно, что часть приехавших сохранила связь со своими корнями в деревне, ясно и то, что их отставание от москвичей в динамике урбанизации сказывается на их накопленном в Москве капитале.

Приехавшие некогда в Москву частично сохранили недвижимость в других местах (7%), у «коренных» москвичей ее можно встретить вдвое реже.

Коттеджи, загородные дома в целом имеются у примерно 8% опрошенных. (В очередной раз напомним, что наиболее богатые москвичи, во-первых, реже всего живут в изучаемых районах, во-вторых, те, из них, кто там живут, скорее всего не охвачены опросом).

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень , утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни , установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке , определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке , устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(см. текст в предыдущей редакции)