Практические советы студентам. Советы первокурсникам


Очень легко запутаться и потеряться под грузом всего, что ожидается от вас, как от студента. Если вы начинаете осознавать, что не справляетесь, вы можете чувствовать внутреннее противление к учебе. Поэтому не лишним будет еще раз обратиться к некоторым практическим советам, которые помогут вам в не перегореть, а получить максимум из тех возможностей, которые открываются перед вами. Мы с вами уже говорили о стратегии из семи шагов для успешного обучения. Теперь мы с вами рассмотрим некоторые практические советы , которые также будут вам полезны.

Совет №1 : Используйте календарь для организации учебного процесса

В большинстве случаев от студента, обучающегося онлайн, ожидается мультизадачность. Поэтому очень важно выработать систему, которая поможет быть вам более организованными. Неплохо завести календарь, в котором отметить сроки выполнения заданий в курсе, а если курс вы проходите в асинхронном режиме, то самим установить реалистичные сроки выполнения заданий. В этом календаре можно согласовать учебу с другими обязанностями по работе, в семье, служении. Все это может казаться простым и незначительным, но на самом деле это может вам помочь. В большинстве онлайн-курсов указывается время, которое студенту нужно будет тратить на учебу еженедельно, скажем 5 часов в неделю. Это время учитывает все задания и шаги по изучению курса, и рассчитывается на основании средних показателей, принятых в аккредитационной организации. Скажем на чтение 10 страниц текста требуется 1 час времени. На написании 200 слов также должен уходить один час.

Совет №2 : Учитесь определять достижимые цели

Когда вы начинаете учиться онлайн, то смотря на весь объем заданий, вам может казаться, что поставленная цель – завершить весь курс — недостижима. Когда вы, записавшись на курс, открываете учебный план курса, и видите, сколько страниц вам нужно прочитать, сколько лекций пересмотреть, сколько написать работ, выполнить заданий, то вы можете решить, что все это слишком сложно. Поэтому очень важно уметь разбивать весь путь на небольшие шаги, так, чтобы каждый шаг казался выполнимым. Это поможет снизить уровень стресса и заниматься учебой с большим удовольствием. Вам не нужно все делать сразу, курсы разбиты на недельные блоки, каждый блок на шаги, и каждый шаг легко выполним. При таком графике вы не будете ощущать перегруз и сможете завершить курс в срок.

Совет №3 : Всегда внимательно читайте отзывы преподавателя

Как только вы окажитесь зарегистрированным на онлайн-курсе, вам тут же начнут приходить письма от преподавателя. Это могут быть как письма приветствия и ободрения, так и отзывы с анализом выполненных вами заданий. Чтобы успешно закончить курс, очень важно, чтобы вы внимательно читали все письма, которые вы получаете от преподавателя или ведущего курса, даже если вам кажется, что вы все хорошо выполняете. Ведущий курса заинтересован в вашем успехе, его задача помогать вам в процессе обучения, чтобы в итоге вы получили отличную оценку.

Совет №4 : Планируйте отдых в обучении, чтобы не перегореть. Даже самые амбициозные и энергичные студенты способны

Перегореть и потерять интерес к учебе. Если нечто подобное случится с вами, вы можете утратить желание заниматься тем, что раньше доставляло вам радость. В такой ситуации вы можете отстать, и потом вам будет казаться, что уже невозможно все наверстать, и лучше бросить обучение. Есть простой совет, который поможет вам избежать подобного в онлайн-обучении. Совет всем известный, но тем не менее часто игнорируемый. Планируйте перерывы и отдых в учебе. Планирование отдыха может показаться странным занятием, но это поможет вам затем приступить к учебе с удвоенной силой. Даже 10-минутный перерыв может оказаться очень полезным. Используйте это время на то, что вам нравится – проверку новостей в соцсетях, или на разговор по телефону с хорошим другом. Но пусть это действительно будет полноценным отдыхом, не тратьте перерывы на выполнение других важных дел по работе или по дому.

Совет №5 : Фокусируйтесь на обучении

Сегодня так много различных устройств, на которых можно учиться онлайн, что может возникнуть искушение смотреть видео лекцию на планшете и параллельно смотреть телевизор, или слушать радио, или выполнять какую-то работу на компьютере. Такой подход не всегда полезен. Вам кажется, что вы экономите время, занимаясь двумя делами одновременно, но в случае с онлайн-обучением, вы недостаточно концентрируетесь на учебе и многое упускаете. Потом вам может понадобиться просмотреть лекцию еще раз, или перечитать страницы учебника, и оглянувшись, вы поймете, что никакой экономии нет. Преподаватель тщательно отбирал самый нужный материал, когда готовил для вас онлайн-курс. И будет заметно, продуманы ли ваши сообщения на форуме, или они написаны поверхностно, так как ваш мозг в это время был занят другими делами. В наше время мы настолько привыкли к мультизадачности, что фокусироваться нужно учиться. Нужно сознательно удалять от себя все, что нас может отвлекать. Может не нужно учиться в той же комнате, где работает телевизор, или на время выключить свой телефон, чтобы текстовые сообщения вас не отвлекали. Вы сами можете понять, как вам лучше выстроить процесс обучения, чтобы вы могли больше сконцентрироваться на учебе.

Совет №6 : Готовьтесь к тестам и экзаменам

В онлайн курсах вам нужно будет сдавать тесты и экзамены. В каких-то курсах тестов будет больше, в каких-то меньше, но они обязательно будут. Хотелось бы дать несколько советов, которые помогут вам лучше с ними справиться. Во-первых, не откладывайте сдачу тестов, сдавайте тесты по горячим следам. Во-вторых, составляйте конспекты, делайте пометки во время просмотра видео лекций и чтения учебника. Это поможет вам выделить основные моменты, которые наверняка могут быть в тесте или на экзамене. Далее в этом курсе вы научитесь технике конспектирования. В-третьих, посмотрите заранее, что за тест вас ждет. И наконец, найдите время перед тестом или экзаменом, чтобы повторить изученный материал. Преимущество онлайн-обучения как раз в том, что вы можете сами определять, когда вы будете сдавать тест, и сколько времени вам нужно на подготовку.


И последнее. Помните, что все, что вы пишите, делаете на курсе – демонстрирует ваш характер и вашу христианскую зрелость. Насколько внимательно вы изучаете материал, темы заданий. У вас не будет возможности удалить сообщения на форуме или загруженные работы, поэтому не пишите ничего, за что потом может быть стыдно. От вас не ожидается, что вы всегда будете давать правильные ответы, но от вас ожидается старание и усердие, уважительное отношение к преподавателю и другим студентам.

Итак, школа осталась позади. Теперь вы на новом этапе развития, наступила новая эра в вашей жизни - обучение в университете. Вы сразу поймете, что в ВУЗе требования к вам будут очень сильно отличаться от школьных. Вам будет сложно - но и интересно тоже. Университет - это возможность увлеченно заниматься только любимыми предметами. Есть в ВУЗах определенные правила игры. Какие советы первокурснику оказываются самыми полезными?

Как выучить все

Университетское образование довольно коварно - время от момента, когда вам дают знания, до момента, когда ваши знания проверяют, достаточно длинное. Поэтому без использования методик повторения вам будет очень сложно запомнить материал. Это особенно актуально для школьных отличников, которые могут ощутить сильный стресс от невозможности запомнить все. На самом деле возможность есть, но она оказывается реальной только для тех, кто готовится каждый день и регулярно повторяет материал.

Работайте с материалом

Хорошие советы студентам-первокурсникам обязательно включают некоторые техники тайм-менеджмента. Обязательно приучите себя бороться с прокрастинацией или откладыванием. Если вам сложно заставить себя прочитать огромный материал, разделите его на части и составьте график прочтения. Психологически это намного легче, чем думать, что вам нужно прочитать 200 страниц, к примеру. Такие объемы для университета норма, поэтому хорошо бы освоить технику просмотрового чтения. Я не говорю о скорочтении, потому что скорочтение не помогает хорошо усваивать материал. Но вот искать нужное стоит поучиться.

Живите ярко

Качественные советы первокурснику часто дает человек, работающий в социально-психологической службе. Нередко при университетах проводятся тренинги ораторского искусства, лидерства, уверенности в себе. Они чаще всего бесплатны. Обязательно запишитесь и «попробуйте тренинги на вкус». Вы приходите в университет не только учиться и тусоваться. Еще очень важна К вашим услугам благотворительность, музыкальные кружки, спортивные секции, КВН и конкурсы. Студенческий этап жизни часто запоминается не как череда зачетов и экзаменов, лучшие воспоминания - это смешные выступления, победы на конкурсах и соревнованиях, межуниверситетские олимпиады по предметам.

Не превращайтесь в зомби

Советы первокурснику также включают довольно скучное напоминание. Несмотря на уменьшение контроля, не пропускайте занятия и лекции. И обязательно общайтесь на лекции с преподавателем. Это добавит вам баллов на экзамене. Часто вопросы в процессе лекции, пусть даже и не очень умные, выделяют вас из сотен. И вы можете получить на экзамене на балл больше, чем реально заслуживаете, только за то, что не отмалчивались. Что интересно, участие в лекции добавит вам баллов уважения и со стороны однокурсников. Да и лекторы очень любят активных студентов, даже если они с преподавателем не согласны. Никому не нравится читать лекции сотне зомби, которые только и делают, что смотрят на часы.

Советы первокурснику просты: учитесь работать с объемными материалами, не откладывайте работу, участвуйте в жизни ВУЗа и подавайте голос на лекциях.

1. Главное - стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе - это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
. Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») - это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
. Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов - это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует студенту и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие - просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием - научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», - советует Г. Селье (Селье, 1987. - С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали (главное - это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее - «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее - ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, - чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше - не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе - процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его - это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно - выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Вам завидуют многие, вы - первый курс! Вы – свежая кровь и новые люди в университете. Впереди у вас много новых знакомых и друзей, и вас ожидает абсолютно другой, новый образ жизни.

Теперь все шутки про студентов и сессии будут про вас. Как, например, та, что единственным вашим желанием будет – выспаться. И это - правда. Ведь для того, чтобы освоить новые знания понадобится много времени, как дневного, так и ночного. Зато, когда начнёт болеть голова от огромного количества информации, вы точно убедитесь, что она у вас не пустая.

Желательно сразу подружиться с одногруппниками. Вместе и к парам легче готовиться, и учиться, ведь вам предстоит общаться с ними целых 5 лет. Так что с фарса и самолюбия начинать не стоит. На самом деле одногруппники не такие ужасные, как кажется в начале (им тоже страшновато), будьте искренними и доброжелательными с вашим окружением в университете.

Не переживайте по поводу неудач – терпение и труд всё перетрут. Пока вы «зеленые», лучше показать себя с самой лучшей стороны. Чтобы стать по праву настоящими студентами, вам надо сдать первую сессию.

Любите преподавателей своих и декана своего, как самого себя. Помните, что преподаватель может читать у вас не один курс, и вы можете с ним ещё встретиться на протяжении учебы. Так что уважайте преподавателей и ищите свой подход к каждому из них. Тут работает верное правило: сначала ты работаешь на зачётку, а потом зачётка работает на тебя.

Залог хорошей учёбы – это посещение всех пар. Недоучил – бывает, а вот если пару прогулял, то это уже неуважение к преподавателю и университету.

Контрактники, вы что, зря деньги платили, чтобы не получить отведенное для вас время и знания? Вы часто платите за еду, и не съев её, уходите?
С бюджетниками все понятно: если стипендия мила, будь добр, стремись учиться.

Главное помнить, что вы делаете это для себя, а не «за вон того парня», как говорится.

Делайте всё, что в ваших силах, и тогда проблем не возникнет. Это даст вам огромный опыт для жизни и в изучении самых разных предметов. Зато, овладев новыми знаниями, вы вырастете в своих глазах, да и родители будут гордиться вами.

Не допускать ошибки проще, чем их исправлять. Помните, вы должны преодолеть этот путь достойно. Главное никогда не сдаваться! Как говорится: тяжело в учении, легко в бою. О том, как выжить в студенческом в общежитии, можно почитать .

Успехов вам на новом этапе жизни!

В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!

Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.

(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )

Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.

Приступим-с.

Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:

1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?

2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?

3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?

4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?

Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:

1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?

2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?

3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?

Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.

Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:

Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.

Ситуация Б:все с точностью наоборот.

— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.

— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.

Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?

Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:

1. Минимизировать потери времени в универе.

2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.

3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.

4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).

Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.

Минимизация потерь времени:

  • в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
  • чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
  • в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
  • на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.

Выжимание из вуза всего, что можно:

  • повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
  • путевка на юг;
  • знакомства и связи.

За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!