Самые распространенные стереотипы поведения ученика. «Ты же будущий боец!»: как обстоят дела с гендерными стереотипами в школе

При обучении в одном классе детей погодок (девочка старше, чем брат) родители-азербайджанцы говорят учителю: "Девочка должна стараться хорошо учиться, мальчик как может и хочет, так пусть и учится. On все равно будет начальником". Этот пример говорит о существовании различных требований к воспитанию девочек и мальчиков в разных культурах. Эти требования семья приносит в школу. Мучитель должен, по мнению родителей, соответствовать этим пожеланиям.

Учитель как ведущий субъект образовательного и воспитательного процесса в школе играет важную роль, транслируя учащимся через учебную деятельность, своим примером и своей личностью определенные гендерные представления, стереотипы и гендерные установки.

Гендерными стереотипами согласно словарю гендерных терминов А. А. Денисовой (2002 г.) являются общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Причины возникновения стереотипов могут быть следующие.

  • 1. Перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений и недоучет информации разных источников. При этом гипотетическое высказывание превращается в обобщенное утверждение. Например, на основании высказывания "В женщине природой заложен материнский инстинкт и на протяжении столетий ведущая роль по уходу за ребенком отводилась матери" делается вывод: "Все женщины хотят быть матерями, и все матери любят своих детей".
  • 2. Утрирование особенностей детей разного пола. Убеждения о некоторых особенностях мальчиков и девочек лежать в основе педагогической деятельности, направленной на усиление, использование этих особенностей в обучении, а не компенсацию слабо развитых качеств. Убеждения принимаются как руководство к действию, учитель начинает идти на поводу у убеждения. Например, если мальчик отстает в развитии речи и вербального интеллекта, то следует обратить особое внимание на развитие именно этого аспекта, а не пренебрегать этим в обучении мальчиков. Если девочке проще работать по алгоритму, это нс значит, что другие виды работ ей не доступны и их не следует развивать.
  • 3. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов. Так, в соответствии со стереотипом мы ожидаем от мальчиков и девочек проявления гендерно-типичных качеств. Но девочка может быть активной, смелой и решительной, а мальчик – нежным, кротким и робким вопреки ожиданиям окружающих могут быть противоположными.

Как преодолеть гендерные стереотипы? Одной из задач современного образования должно стать смягчение жестких полоролевых стереотипов в воспитании. Родители и учителя могут разъяснять то, что пол имеет существенное значения лишь для репродуктивной сферы. В других сферах жизнедеятельности важными являются культурные и этнонациональные традиции. Родители и учителя могут демонстрировать модели поведения и деятельности, свойственные обоим полам.

Одним из путей преодоления гендерных стереотипов в образовании может стать формирование психологической андрогинности школьников, т.е. стимулирование и развитие личности мальчика и девочки, гармонично сочетающей в себе психологические характеристики женственности и мужественности, способной к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Л. В. Штылева в своей монографии предлагает критерии формирования психологической андрогинности (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Критерии и индикаторы формирования психологической андрогинности у школьников

Критерии

Индикаторы

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала

Психологически андрогинные дети легко берутся за выполнение как "мужских", так и "женских" занятий, не разделяют их, не "маркируют" речью.

В общении и поведении проявляют в зависимости от ситуации как "типично маскулинные" качества (решительность, настойчивость, смелость), так и "типично фемининные" – заботливость, внимательность, чуткость

Адаптивность, легкий (бесконфликтный) переход от одних видов деятельности к другим (от типично маскулинных к типично фемининным и наоборот)

И мальчики, и девочки по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее "полоролевой статус".

Учащиеся стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на "мужские" и "женские", поддерживают друг друга в процессе обучения

Позитивное восприятие лиц как своего, так и другого пола в различных ситуациях взаимодействия

  • 1. При выборе партнеров для учебных упражнений и игр учащиеся легко создают смешанные по полу группы.
  • 2. Между мальчиками и девочками в классе поддерживаются ровные и доброжелательные отношения.
  • 3. Дети заводят друзей как своего, так и другого пола.
  • 4. Учащиеся не используют в общении между собой гендерно окрашенные прозвища, определения.
  • 5. Резкие, отрицательные замечания относительно "правильного мужского" и "правильного женского" не получают поддержки в классе.
  • 6. Проявления культурного и индивидуального разнообразия в поведении женщин и мужчин (сверстников и сверстниц) воспринимаются детьми как естественное право личности на самовыражение

Цель социализации по эгалитарным правилам – личность, которая характеризуется:

  • 1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
  • 2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
  • 3) гендерной сензитивностью (эмоционольно-коммуникативный компонент).

Таким образом, мы можем констатировать следующее: учителя ценят в учениках, мальчиках и девочках, практически одинаковый набор качеств. Прежде всего, это доброжелательность, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей степени – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках учителя ценят любознательность, при этом у девочек это качество практически не называется. К мальчикам требования предъявляются недостаточно определенные – соответствующие модели поведения женского типа, и в то же время недостаточно внимания уделяется развитию волевых качеств.

Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей. Именно поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать.

Необходимо помнить о существующих различиях между мальчиками и девочками:

  • – в темпе и особенностях психофизиологического созревания;
  • – нейропсихологических особенностях;
  • – формировании произвольной регуляции поведения и произвольности внимания;
  • – некоторых особенностях по функционированию интеллектуальных операций (зрительное восприятие, пространственная ориентация и др.);
  • – личностных характеристиках.

Однако эти различия не столь существенны. При этом разброс индивидуальных показателей внутри гендерных групп (мальчиков или девочек) превышает разброс между группами.

При обучении ребенка необходимо опираться на универсальные закономерности развития. Во-первых, реальные различия в развитии, обучении и воспитании мальчиков и девочек не столь велики, несмотря на бытующие в обыденном сознании стереотипы, и во многом обусловленные не биологическим полом, а заданными культурными, социальными нормами и системой воспитания. И, во-вторых, разброс индивидуальных различий превалирует над половыми.

Девочек и мальчиков надо обучать и воспитывать, учитывая их особенности, как природные, так и сформированные в результате социализации. Обучение зависит не только от интеллектуальных способностей учеников, но и от отношения школьника к учителю, учителя к ученику, от их психологической совместимости, близости их когнитивных стилей, стратегий переработки информации, темповых характеристик учащихся. Родителям и учителям надо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер может влиять на то, чего от детей ждут учителя и родители, а это может повлечь за собой разное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут сформироваться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые ограничивают их возможности. Педагоги и родители могут и должны создавать среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

  • Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.
  • После просмотра очередного фильма про школу мы осознали, что сценаристы и режиссеры, кажется, далеки от реальности и погрязли в стереотипах. Давно надоевших персонажей, вроде ботаников, популярных девочек и даже эмо всё продолжают и продолжают показывать в кино. Мы вспомнили 10 типичных образов школьников, о которых давно пора забыть.

    1. Эмо

    Мрачные мальчики и девочки с длинными черными челками и черно-розовыми гетрами на руках действительно обитали в школах несколько лет назад. Ребята, называющие себя эмо, а то есть эмоциональными, погруженными в себя и страдающими от несчастной любви, давно выросли, вынули из ушей тоннели и закрыли свои татуировки офисными рубашками. Поэтому грустных эмо оставим для американских фильмов и сериала Валерии Гай Германики «Школа». А вот эксплуатировать этот образ в 2014 году должно быть как минимум стыдно.

    Кем заменить?

    Никем, просто забыть. Ну ладно, можем предложить любителя рок-музыки. Только без цепей и ирокезов. Футболки с названием рок-группы будет достаточно.

    Кадр из сериала «Школа»

    2. Гот

    Еще один, но более древний вариант эмо, – это гот. Парни или, что печальнее, девушки, которые носят рюкзаки с изображением группы «Ария» или Evanescence, мартинсы, кожаные плащи и распущенные сальные волосы. Да, и, конечно, такие персонажи во всех фильмах должны быть единственными в своем роде и страдать от одиночества. Нет, нет и еще раз нет.

    Кем заменить? Эмо. А как мы уже писали – эмо надо забыть. Кажется нам, пора придумать новый и не такой избитый вариант неформала.

    3. Рэпер

    Да, это тоже привет из 90-х годов. Причем, рэперы-афроамериканцы в какой-нибудь провинциальной школе в США – это вполне себе нормально. Примером того может послужить тот же «Полу-Нельсон» с Райаном Гослингом. А вот русские парни в широких штанах, пытающиеся «мутить» русский рэпчик – это как-то странно. В любом случае, деление персонажей по их музыкальным предпочтениям – вещь, в принципе, весьма сомнительная.

    Кем заменить? Забыть и оставить для гетто.

    Кадр из фильма «Выпускной»

    4. Ботан/Лузер/Гик

    Чаще всего в этом амплуа очень любят показывать девочек. Без очков, брекетов и несуразных кардиганов такой персонаж просто не может существовать в представлении сценаристов и костюмеров. Они будто специально пропагандируют стереотипный образ ботанички или гика, который, в общем-то, как и все другие, не может существовать в таком чистом и утрированном виде. И вообще, быть гиком сейчас, между прочим, – модно.

    Кем заменить? Оставить и добавить сарказма, как у Дарьи.

    5. Королева выпускного

    Да, это та самая стерва, которая встречается с капитаном футбольной команды, которой за просто так делают домашние задания пресловутые ботаники и которая уверена, что титул королевы выпускного у нее в кармане. Любая американская комедия про школу никак не может обойтись без этого персонажа. Ах, забыли, в конце фильма эта стерва должна осознать свою неправоту, либо быть поверженной добрыми и честными лузерами или новенькой. Кстати, о последней тоже стоит поговорить.

    Кем заменить? Оставить, но не создавать утрированный образ. Меньше розового и больше мозгов.

    Кадр из фильма «Дрянные девчонки»

    6. Новенькая

    Как создать интригу и заставить зрителя досмотреть фильм до конца? Все просто. Нужно, чтобы в школу пришла новенькая, с которой готовы дружить только странные непопулярные ребята, а красотки – вставлять палки в колеса. Но ее же это никоим образом не устраивает! Наш любимый вариант развития событий – это когда новенькая вступает в банду красоток, становится ее лидером, да еще и уводит парня у уже бывшей королевы выпускного.

    Кем заменить? Новенькая – есть новенькая. Но разве она не может просто подружиться с ребятами? Ах, да, забыли, тогда кино будет скучным.

    7. Мачо/Тупой качок

    Тот самый качок, играющий в футбол в американском варианте, ну или симпатичный сынок богатых родителей в российском. Как правило, такие парни ведут себя как настоящие придурки, чем еще больше привлекают нас, беззащитных и жаждущих приключений на свою пятую точку, девочек. Мачо, как и злобная королева выпускного бала, должен либо получить по заслугам, либо оказаться весьма неплохим парнем или в него превратиться. Эти варианты, в особенности чудесное преображение, случаются только в кино. В жизни же, как это ни печально, все совсем иначе. Придурки остаются придурками.

    Кем заменить? Нормальным парнем. Не слишком плохим и не приторно хорошим. Есть такие, честно.

    Кадр из фильма «Мачо и ботан»

    Аксенова Э.А. 1

    Карелина О.В. 1

    1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипное мышление свойственно не только детям, но и взрослому поколению. Так, родителя и учителя в школе нередко придерживаются негативных стереотипов о современных детях, полагая, что их поколение было лучше и более ответственным, а современных школьников ничего не интересуют кроме интернета и улицы.

    Стоит отметить, что современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

    Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить. Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исходя из этого, цель данного исследования : выяснить, каких стереотипов о подростках придерживаются учителя и родители, что думают о школе и о роли образования в их жизни сами подростки.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

    Изучить различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека, с точки зрения учёных - психологов.

    Узнать, какие стереотипы у хорольских школьников, их родителей и учителей.

    Проанализировать пути возникновения и работы стереотипов.

    Выяснить, как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими.

    Гипотеза: существующие стереотипы у современных подростков, их родителей и учителей имеют более негативный характер, чем позитивный.

    Объект исследования: стереотипы учащиеся 5-9 классов, родителей учеников, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района.

    Предмет исследования: характер и процесс воздействия стереотипов на жизнь человека.

    Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе школьных учителей, психологов и родителей.

    Глава 1. Стереотипы и их влияние на жизнь человека

    Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Так что же такое стереотипы? Существуют различные определения. «Стереотип - устойчивый образ какого-либо человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми». Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т.е. упрощают и сокращают процесс восприятия . В другом источнике стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно» . В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по - разному. Однако общая их идея одинакова - это устоявшееся мнение насчёт людей, национальностей, поступков или действий .

    Анализ статей, опубликованных в сети интернет, показал, что большинство исследователей, авторов научных публикаций отмечают негативные влияния стереотипов на жизнь людей. «Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно» .Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д..

    Выделим положительное и негативное влияние стереотипов на поведение людей.

    Стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий.

    Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов.

    Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: укоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

    За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

    Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

    Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

    Стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определённую модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может привлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия, и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только помогают определить правильные жизненные ориентиры, но настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и «чужих».

    Стереотипы мышления настолько сильны, что мы принимаем их за безоговорочную истину и обычно не сомневаемся в правильности тех или иных своих убеждений. Иногда мы называем это своим характером или мировоззрением. Невозможно представить себе, как выглядело бы наше существование, если бы, каждый раз заново, нам приходилось решать как вести себя на дороге или в театре, на лекции в университете или среди болельщиков на стадионе. Однако нередко мы имеем дело с такими стереотипами, которые блокируют наше развитие и продвижение в той или иной области. Чаще всего, они проявляются как страхи и опасения. Например: страхи, связанные с получением денег, избегание риска, страх перед сотрудничеством, боязнь успеха и т.д. Это так называемые ограничивающие убеждения. Каждый из нас, при желании, может найти их в своём репертуаре. Естественно, что как в профессиональной деятельности, так и в личном развитии, изменение ограничивающих стереотипов приносит неизмеримую пользу. Именно поэтому множество тренингов, семинаров и мастер классов уделяют этой теме такое серьёзное внимание.

    Глава 2. Стереотипы хорольских подростков о школе и об образовании

    В ходе данного исследования был проведён социологический опрос среди подростков (учащихся 5-9 классов) МКОУ школы №3, их родителей, учителей данной школы и учителей истории Хорольского района (Приложение 1, с. 20-21. Анкеты 1 - 3.)

    Всего: 165 респондентов.

    Для проведения соц.опроса, мною были разработаны анкеты для различных категорий респондентов. Подросткам было предложено выразить своё мнение о стереотипах, связанных с образованием и обучением в школе. Предложенные стереотипы были взяты из личного опыта, общения со сверстниками и со страниц СМИ.

    Одним из самых распространённых стереотипов о школе является следующий: « В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся». Большинство опрошенных (47%) частично согласны с данным утверждением. Удивил тот факт, что около половины подростков (43%) считают, что многие знания, получаемые в школе, пригодятся в дальнейшей жизни.(Приложение 2, с 22. Диаграмма 1.)

    Во все времена многие ученики были не довольны тем, что в школе много задают домашнего задания. Современные школьники также придерживаются данного мнения. Причём, даже некоторые родители поддерживают своих детей в этом вопросе. Интересно, что только 29% опрошенных подростков считают, что в школе много задают на дом. Большинство же респондентов (60%) лишь частично согласны с данным утверждением. Скорее всего, только некоторые учителя, по их мнению, много задают на дом.(Приложение 2, с.22. Диаграмма 2.)

    В общении со сверстниками, родителями и их знакомыми, в сети интернет, в телевизионных передачах часто можно услышать, что в школе очень сложно учиться. Данная фраза была предложена учащимся в ходе анкетирования. Поразило то, что всего 15% полностью согласны с данным мнением, частично согласны - более половины подростков (54%). (Приложение 2, с.22. Диаграмма 3)

    Многие ученики считают, что все учителя много требуют от них. Действительно ли это так? Большинство опрошенных частично согласны с этим утверждением (45%). Возможно, всё- таки не все учителя очень требовательны. Только 16% ребят полностью поддерживают предложенное высказывание. (Приложение 2, с.23. Диаграмма 4.)

    Не все ученики удовлетворены своими оценками, возможно, поэтому некоторые считают, что многие учителя занижают оценки. Как выяснилось, чуть больше половины респондентов (54%) согласны с данным утверждением, причём, только 19 учащихся высказали полное согласие (Приложение 2, с.23. Диаграмма 5).

    В 2014 году в нашей школе была введена школьная форма. На сегодняшний день большинство подростков (69%) утверждают, что школьная форма никак не влияет на успеваемость. Только 12 респондентов полностью поддерживают учителей в данном вопросе (Приложение 2, с.23. Диаграмма 6).

    Для многих учащихся, их родителей, и даже учителей слова ОГЭ и ЕГЭ наводят ужас и вызывают панику. Значительная часть родителей внушают своим детям мысль, что если они будут плохо учиться, то не сдадут экзамены, тем самым формируя стереотип, что экзамены сдавать очень сложно. Учителя тоже постоянно пугают, если мы не будем учиться, то не сдадим экзамены. Сами же подростки ещё не сталкивались с экзаменами, только учащиеся 5-7 классов писали ВПР и комплексные работы, которые по своей структуре немного напоминают экзамен. Как показало анкетирование, больше всего переживают за будущие экзамены, учащиеся 8 «А» класса. Выпускники же школы настроены более оптимистично. В то же время все девятиклассники в той или иной степени согласны с мнением, что экзамены сдавать очень сложно. Причём, во всех классах большинство опрошенных полностью придерживаются данной точки зрения.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 7.)

    Другим устоявшимся стереотипом в современном обществе, в формировании которого значительную роль играют родители, является следующий: « не имея высшего образования, невозможно построить карьеру». Что же думаю подростки по этому поводу? Более трети респондентов (38%) полностью согласны с данным убеждением. Только 23% считают, что и без высшего образования можно добиться успеха в работе и финансового благополучия.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 8.)

    Ещё в 90-х годах XX века в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы. За плату могли получить высшее образование в государственных вузах те студенты, которые недостаточно хорошо сдали вступительные экзамены. Сегодня в высшие учебные заведения поступают на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Многие же учащиеся получают низкие балы по результатам итоговой аттестации и родители вынуждены платить за обучение, желая, чтобы их дети получили именно высшее образование в выбранном ими учебном заведении. Причём, некоторые специальности можно получить только на платной основе. Что же думают ученики по этому поводу? Большинство респондентов (34%) не согласны с тем, что обучение в вузах платное и всё зависит от денег. Полностью согласны с данным утверждением всего (20%) ребят. Как видим, данный стереотип не закрепился в сознании подростков.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 9.)

    Выпускники школы стремятся поступить в вузы для того, чтобы получит престижную и по их мнению, (или мнению родителей) - высокооплачиваемую профессию. С точки зрения школьников, самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: юрист (24 ч.), депутат (19 ч.), полицейский (12 ч.), военнослужащий (11 ч.), врач (10 ч.). Сегодня в сети интернет можно найти много публикаций, в которых перечисляются самые престижные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире. Списки несколько различаются, но есть ряд профессий, которые указываются в топ-10 чаще всего: юристы, программисты и специалисты IT-технологий, врачи, банкиры и предприниматели, дизайнеры и артисты, экономисты и аудиторы, менеджеры, инженеры, лётчики и космонавты . Как видим, мнение детей по некоторым позициям совпало с данными соц.исследований, размещённых в сети интернет. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 10)

    Самые модные профессии для хорольских подростков связаны с творческой деятельностью: дизайнер (32 ч.), стилист (16 ч.), видеоблогер (16 ч.), модель (15 ч.) , модельер (14 ч.). (Приложение 2, с.25. Диаграмма 11). Самыми скучными профессиями подростки считают профессии библиотекаря (13 ч.), учителя (10 ч) и дворника (9 ч.). По приведённым результатам видно, что стереотип, связанный с профессией библиотекаря, наиболее устоявшийся в сознание различных возрастных категорий населения. Очень удивил тот факт, что учащиеся назвали профессию учителя скучной. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 12)

    Известное детское стихотворение В. Маяковского « Кем быть» заканчивается следующими словами: « Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!». Какие же профессии, по мнению ребят, являются самыми нужными? Первое место «присудили» врачу - 47%, «серебро получили» сотрудники полиции - 30%, замыкают тройку самых нужных профессий пожарные (21%), чуть меньше учащихся указали в своих анкетах профессию учителя в данном списке (Приложение 2, с.26. Диаграмма 13).

    Таким образом, итоги социологического опроса, проведённого среди 5-9 классов, показали, что большинство респондентов придерживаются следующих взглядов о школе: знания, которые дают в школе, в дальнейшем пригодятся; большинство учителей немного задают домашнего задания; учиться в школе не очень сложно.

    Данные результаты не ответствуют наиболее устоявшимся стереотипам о школьном образовании в современном российском обществе.

    Глава 3. Взгляды учителей и родителей на подростков

    Взрослые привычно жалуются, что современные дети испорчены интернетом, компьютерными играми, Голливудом и ни во что не ставят традиционные ценности. Конфликт поколений, ничего нового. Так было всегда.

    В современном мире существуют различные стереотипы о подростках, большинство из которых - негативные. Так, большинство взрослых считают, что многие подростки курят, пьют и все ругаются матом. Своё мнение о подрастающем поколением высказали в ходе анкетирования учителя МКОУ СОШ №3 с.Хороль, учителя истории Хорольского района и родители учащихся 5-9 классов.

    Большинство респондентов, как среди родителей, так и среди учителей, уверены, что многие подростки курят и пьют. Полностью согласны с данным стереотипом 38% опрошенных, частично - 43%. На самом деле, некоторые учащиеся даже до занятий или на переменах выбегают покурить за угол школы или к магазину. Классные руководители и администрация школы стараются бороться с курильщиками, но принимаемые ими меры лишь ненадолго останавливают любителей вредных привычек. Курили старшеклассники и в советской школе, сейчас же снизился возраст курильщиков, и всё чаще можно встретить с сигаретой представительниц прекрасного пола (Приложение 2, с.26. Диаграмма 14)

    На улице, в школе, в кинотеатре и в других общественных местах можно часто услышать нецензурные слова. Причём, среди любителей бранной лексики встречаются не только подростки и старшеклассники, но и даже учащиеся более младшего возраста. Большая часть учителей и родителей (58%) считают, что многие подростки используют в речи нецензурные слова. Некоторые (23%) думают, что все подростки ругаются при помощи матершинных слов (Приложение 2, с.26. Диаграмма 15).

    На протяжении нескольких лет (2010 -2016 гг.) психолог Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей. «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» - пишут родители и воспитатели в анкетах . Родители и педагоги Хорольского района лишь частично согласны с тем, что « подростки не уважают взрослых» (60%). Около четверти опрошенных более оптимистично оценивают подростков, не согласившись с данным высказыванием (Приложение 2, с.27. Диаграмма 16). Стоит отметить, что «уважение к взрослым» и «желание выполнять указания взрослых» - высказывания не однозначные. Одной из психологических особенностей подростков всегда являлось стремление к самостоятельности и критичное отношение к указаниям взрослых.

    Один из самых устойчивых стереотипов о современных детях - «подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете». Полностью придерживаются данного мнения только 9 респондентов, большинство же опрошенных (58%) - не совсем согласны (Приложение 2, с.27. Диаграмма 17). На самом деле, многие мои одноклассники, знакомые посещают различные секции, ходят в школу искусств, участвуют в организации классных, школьных и районных мероприятий в свободное от учёбы время, и им некогда сидеть подолгу в интернете, если только для общения.

    Одной из особенностей подросткового возраста является снижение мотивации к учению, появляются другие интересы и увлечения. Очень часто можно услышать, что у современных школьников особенно у подростков - нет интереса к учёбе. Как выяснилось, учителя и родители также придерживаются данной точки зрения. Половина всех опрошенных частично согласны, а одна треть родителей полностью согласны с предложенным утверждением (Приложение 2, с.27. Диаграмма 18).

    Во все времена для подростков было характерно стремление к самостоятельности. Причём, по мнению некоторых подростков, самостоятельность - это непослушание, стремление всё делать по-своему. По сравнению с предыдущими поколениями сегодня школьники стали более безответственными и распущенными. Так считает и взрослое население Хорольского района. 83% респондентов, в той или иной степени согласны с этим стереотипом. (23% - полностью, 60% - частично). (Приложение 2, с.28. Диаграмма 19)

    Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, сейчас редко увидишь детей за чтением книг, некоторые ребята даже не утруждают себя чтением текстов учебников для выполнения домашнего задания. Наблюдается снижение техники чтения учащихся и затруднение осмысления прочитанного. 67% родителей, 52% учителей абсолютно согласны с тем, что школьники мало читают и обладают низким уровнем культуры. Как видим, учителя в данном вопросе настроены более оптимистично - 45% не совсем согласны с этим мнением (Приложение 2, с.28. Диаграмма 20).

    Учителям было предложено оценить уровень знаний современных школьников. Так, большинство педагогов (72%) считают, что уровень знаний учащихся ниже, чем был 10-20 лет назад, из них - 38% полностью согласны с данным утверждением. (Приложение 2, с.28. Диаграмма 21). Одной из причин снижения уровня знаний, по мнению родителей и педагогов, является усложнение школьных программ, учебников. 65% опрошенных родителей абсолютно уверены, что школьные программы усложнились, и стало сложнее освоить изученный материал. Учителя Хорольского района не так категоричны в данном вопросе: только 41% согласны с родителями. Большинство педагогов (45%) лишь частично согласны с этой точкой зрения. (Приложение 2, с.29. Диаграмма 22)

    Наряду с негативными стереотипами о подростках можно услышать и мнение о том, что современные дети стали лучше развиты, более уверенны в себе. Во время просмотра телевизионных передач « Лучше всех», «Пусть говорят», «Синяя птица» и видеороликов в сети интернет, удивляешься способностям и талантам детей. Большинство респондентов (54%) лишь частично согласны с утверждением, что «Современные школьники лучше развиты, у них шире кругозор», четверть опрошенных так не считают. При этом, 83% педагогов уверены, что у современных подростков больше возможностей для всестороннего развития (Приложение 2, с.29. Диаграмма 23). По-видимому, учителя думают, что некоторые хорольские дети не используют те возможности, которые сейчас хорошо представлены в Хорольском районе: занятия спортом, музыкой, танцами, робототехникой и т.д.

    «Многие родители считают, что дети, переходя в старшие классы, могут обходиться и без их помощи». Данное утверждение можно часто услышать от учителей, и поэтому в ходе анкетирования, педагогам было предложено высказать своё мнение. Полностью согласны с предложенным стереотипом 58% опрошенных (Приложение 2, с.29. Диаграмма 24). По моим наблюдениям только некоторые родители нашего класса регулярно посещают родительские собрания, принимают участие в мероприятиях класса и школы. Хотя ещё несколько лет назад, когда мы были учащимися начальной школы, фактически все родители активно участвовали в жизни класса и школы. Возможно, многим родителям, не хватает времени на то, чтобы уделять больше внимания школьной жизни ребёнка.

    Как показал социологический опрос, стереотипы о современных подростках абсолютно у всех респондентов сформировались на основе личных наблюдений.

    Из всего выше перечисленного следует, большинство родителей и педагогов избегают крайностей в оценивании современных подростков. В большинстве предложенных вопросов, основная часть респондентов высказывают частичное согласие со стереотипами. Несмотря на то, что, по мнению и учителей, и родителей, школьные программы усложнились, ученики мало читают, и уровень их знаний ниже, чем был у школьников 10-20 лет назад. При этом у современных подростков по убеждению взрослых, больше возможностей для всестороннего развития и расширения кругозора.

    Заключение

    В ходе данного исследования были изучены различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека. По мнению учёных - психологов, стереотипное мышление - бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе.

    Как показал социологический опрос, большинство школьников не придерживаются негативных стереотипов о школе, учителях и объёме домашнего задания. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования в отношении подростков не нашла своего подтверждения. Самым поддерживаемым стереотипом у учащихся является стереотип об экзаменах. Подавляющее большинство респондентов уверены, что экзамены сдавать очень сложно.

    Взрослые респонденты оказались менее оптимистичны в своих оценках подрастающего поколения. Большая часть родителей и педагогов считают, что у современных подростков уровень знаний ниже, они мало читают, курят и используют в речи нецензурные слова. Также значительная часть подрастающего поколения, по их мнению, не уважает взрослых и стали более безответственными и распущенными. Свои взгляды взрослые усиленно внушают детям. Впрочем, так было во все времена. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н.э.) высказывался о молодёжи следующим образом: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Как видим, проблема взаимоотношений поколений не является новой и остаётся актуальной в современном мире, в котором подростки подвержены значительному влиянию СМИ и современных технологий.

    Стереотипы подростков приобретают отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего — с раннего детства. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта.

    Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стремление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

    Список использованных источников и литературы

    Результаты социологического опроса среди учащихся 5-9 классов, родителей, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района. - Хороль. - 2017

    Справочная и учебная литература

    Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 - 111 с.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. - М.: Bako, 2016 - 240с.

    Интернет - источники

    Закон о запрете на использование нецензурной брани принят Госдумой. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/(15.11.2017)

    Круподёрова О.Е. Преодоление стереотипов у современных школьников. - Режим доступа: https://infourok.ru(20.11.2017)

    Особенности современных подростков - Режим доступа: studwood.ru https://studwood.ru/ (20.11.2017)

    Психология жизни. - Режим доступа: http://lichnorastu.ru (19.11.2017)

    Работа и вакансии. - Режим доступа: http://www . SuperJob.ru (19.11.2018)

    Словари и энциклопедии. - Стереотип. - Режим доступа: https://dic.academic.ru (24.11.2017)

    Советы - твой журнал. - Режим доступа: https://sunmag.me/sovety/ (19.11.2017)

    Цитаты великих и известных людей. - Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_molodezh.html(19.11.2017)

    Школьники назвали самые востребованные профессии. - https://rg.ru/2012/02/07/opros.html (20.11.2017)

    Школьные знания. - Режим доступа: https://znanija.com/task/ (22.11.2017)

    Приложения

    Приложение 1. Анкеты для участников образовательного процесса

    МКОУ СОШ №3 с. Хороль

    Анкета 1 (для учеников)

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    1) В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

    2) В школе много задают домашнего задания.

    3) В школе очень сложно учиться.

    4) Все учителя много требуют от учеников.

    5) Многие учителя занижают оценки

    6) Школьная форма никак не влияет на успеваемость

    7) Экзамены сдавать очень сложно

    8) Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

    9) Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

    10) Профессии:

    А) Самые высокооплачиваемые профессии:

    Б) Самые модные профессии:

    В) Самые скучные профессии:

    Г) Самые нужные профессии:

    Анкета 2 (для родителей)

    В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    2. 1) У школьников нет интереса к учёбе.

    2) Школьники стали более безответственными и распущенными.

    А) Полностью согласен

    3) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    4) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

    5) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

    6) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

    Анкета 3 (для учителей)

    В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

    А) Полностью согласен

    Б) Частично согласен

    В) Не согласен

    Г) Затрудняюсь ответить

    1) Многие подростки курят, пьют.

    2) Все подростки ругаются матом.

    3) Подростки не уважают взрослых.

    4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

    1) Уровень знаний современных школьников ниже, чем 10-20 лет назад.

    2) У школьников нет интереса к учёбе.

    3) Школьники стали более безответственными и распущенными.

    4) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    5) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

    6) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

    7) У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

    8) Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

    9) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

    Приложение 2. Диаграммы по результатам социологического опроса

    Диаграмма 1 .В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

    Диаграмма 2 . В школе много задают домашнего задания.

    Диаграмма 3 . В школе очень сложно учиться.

    Диаграмма 4. Все учителя много требуют от учеников.

    Диаграмма 5 . Многие учителя занижают оценки

    Диаграмма 6. Школьная форма никак не влияет на успеваемость

    Диаграмма 7. Экзамены сдавать очень сложно

    Диаграмма 8. Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

    Диаграмма 9. Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

    Диаграмма 10. Самые высокооплачиваемые профессии

    Диаграмма 11. Самые модные профессии

    Диаграмма 12. Самые скучные профессии

    Диаграмма 13. Самые нужные профессии

    Диаграмма 14. Многие подростки курят, пьют.

    Диаграмма 15. Все подростки ругаются матом.

    Диаграмма 16. Подростки не уважают взрослых.

    Диаграмма 17 . Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

    Диаграмма 18. У школьников нет интереса к учёбе.

    Диаграмма 19. Школьники стали более безответственными и распущенными.

    Диаграмма 20. Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

    Диаграмма 21. Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал

    Диаграмма 22. Школьники лучше развиты, у них шире кругозор

    Диаграмма 23. У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

    Диаграмма 24. Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

    Автор: Круподёрова Оксана Елизаровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова», город Абакан, Республика Хакасия .

    Преодоление стереотипов у современных школьников.

    Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипы мешает индивидуальному развитию человека. Стандартно мыслящий человек не может быть полноценной творческой личностью, так как полностью или частично лишён самостоятельности в суждениях. Он больше подходят для безропотного выполнения однотипных механических действий. В современном стремительно развивающемся, изменчивом мире востребованы не просто исполнители чьих-то идей и планов, люди, действующие по шаблону, а люди творческие, инициативные, способные принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях

    Из наиболее распространённых причин формирования стереотипов в процессе обучения в школе можно выделить следующие:

      Информационные стереотипы – это общественные стереотипы, которые возникают при отсутствии каких-либо информационных знаний в сознании человека, аспекты которых, косвенно рассматриваются в стереотипе. Школьники также зачастую прибегают к ним, так как это проще, нежели искать информации.

      Особую роль в формировании стереотипов играют СМИ. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из их мышления индивидуальные установки. Не критический подход к информации в СМИ, способствует зарождения множества стереотипов. Не обладая достаточным жизненным опытом ученики, воспринимают всю информацию за чистую монету.

      Стереотипы авторитетности – это общественные стереотипы, которые основаны на стереотипе, о том, что какие-либо люди, обладают большим объёмов информационных знаний, в какой-либо области, чем знания у человека подверженного данному стереотипу, что они всегда предоставляют объективную информацию и не могут ошибаться. Часто в качестве такого авторитета школьники, особенно младших классов, воспринимают своего учителя или одноклассника-отличника.

      Причиной стереотипов может быть страх. Совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь его осуждения. Тем самым принимаем чужое мнение, боясь совершить ошибку и сделать себе больно.

      Большую опасность представляют для подрастающего поколения этнические и религиозные стереотипы, которые существуют в нашем обществе в форме предубеждений и предрассудков

      Стереотипы навешивания определенных «ярлыков» характерны и для учеников и для учителей. Это проявляется в том, что объекту познания приписываются свойства без попыток выявления его индивидуальных особенностей. При оценке людей человек использует так называемые правила идентификации, из которых, например, вытекает, что люди, имеющие определенные физические свойства или ведущие себя определенным образом, имеют определенные личностные качества.

      Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика отцу во дворе.

    Как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими ?

    Во –первых необходимо научить детей распознавать стереотипы. Один из первых исследователей, Уолтер Липман, описал четыре свойства стереотипа:

      стереотипы всегда проще реальности. Они описывают сложнейшие явления простыми фразами.

      стереотипы чаще всего не подтверждаются, либо частично подтверждаются жизненным опытом, а воспринимаются как непреложные истины, полученные извне (СМИ, авторитетные люди), без критики.

      большинство стереотипов ложны, так как приписывают конкретному лицу черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности к какой либо группе.

      по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, имеют сильное эмоциональное воздействие.

    Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y ». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д.. Особенно важно, различать и бороться с этническими стереотипами, которые наиболее опасны для общества.

    Научить ребёнка мыслить не стереотипно означает:

      научить школьников выделять причинно-следственные связи;

      выделять ошибки в рассуждениях;

      уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

      избегать категоричности в утверждениях;

      выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

      уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

      подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

      отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

    Для того, чтобы избежать формирования стереотипов у каждого педагога найдётся достаточный арсенал средств. Так нетрадиционные формы уроков по истории и обществознанию урок-дискуссия, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, семинары, применяемые мной, позволяют не просто научить учащихся выражать своё мнение, но и аргументировано его отстаивать, сопоставлять с другими точками зрения, выявлять правильность или ошибочность суждений. При этом важно научить ребёнка уважать чужое мнение, прислушиваться к нему, положительно воспринимать критику в свой адрес. Эмоциональная реакция на любое замечание по существу, должна быть неизменной. Это путь к самосовершенствованию. Особую роль в борьбе со стереотипами играет проблемно-поисковый метод обучения, проектная технология, которые способствуют альтернативному восприятию материала, критическому анализу источников. В игровой форме закладывают основы критического мышления у детей младшего и среднего звена. Например, игра «оптимисты» (те, которые должны найти положительные аспекты каких либо процессов и явлений) и «пессимисты» (те, которые должны найти отрицательные аспекты), учит сомневаться в оценки фактов. Для старшеклассников также используются игровые технологии. Например, игра «Журналист» с написанием критической заметки в газету или журнал, позволяет в целом не только критично относиться к СМИ, но и отделять факты от их субъективной интерпретации. Успешно борется со стереотипами деловая игра «дилетант» и «профессионал». Известно, мнение дилетантов основываются на стереотипах и имеют характер неаргументированных убеждений. Именно это свойство в ходе игры должны обнаружить дети и сделать выводы. Воспитательный аспект игры заключается в выработке негативного отношения к стереотипам, стремлению их избегать. Преодолению стереотипного восприятия материала способствует определённые задания по работе с текстом. Например, найдите в тексте мнение автора. Согласны вы с ним или нет. Какие идейно-политические взгляды он выражает, обоснуйте ваше мнение. Составьте логическую цепочку. Найдите фактическую ошибку и объясните её и т.д.. В преодолении стереотипов важна мотивация, т.е. желание их преодолеть. Поэтому ученик, безусловно, должен знать о негативном влиянии стереотипов, таких как ложность, предвзятость, консерватизм, расизм.

    В современном обществе широко распространены весьма спорные этнические, национальные стереотипы. Этнокультурные стереотипы – это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, китайские церемонии, африканский темперамент, медлительность эстонцев, польская галантность – стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого представителя. Это мешает видеть индивидуальность человека, ведь все мы разные. Стереотипы могут принимать форму негативных этнических предубеждений и предрассудков. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и соответствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности. Предрассудок в свою очередь отличает большая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реальном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. К таким стереотипам относятся, например, расовая дискриминация. В истории человечества было много трагических событий, которые стали следствием негативных предрассудков относительно той, или иной национальности. Подобные настроения в обществе могут выливаться в столкновения, войны. Необходимо подрастающему поколению говорить об этих фактах, воспитывать у них толерантность.

    Таким образом, для того, чтобы воспитать личность самостоятельную и творческую, толерантную мы должны научить ребёнка высказывать своё мнение по любому вопросу, отстаивать свою точку зрения опираясь на логику и факты, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки, исправляться и двигаться вперёд. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта. Типичным примером подобных стереотипов можно считать убеждение некоторых педагогов в том, что все двоечники – это люди, которые в жизни ничего не добьются. Или,например, что отличники обладают исключительно положительными личностными качествами характера, что может не соответствовать действительности. Особенно живучи в школе гендерные стереотипы. Принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Педагоги часто ставят в укор мальчикам, что они поступает не по -мужски, а девочкам, что они ведут себя не как девочки. Некоторые учителя до сих пор, склонны приписывать технические способности мальчикам, а гуманитарные девочкам, соответственно выстраивать свои требования. В соответствии с представлениями о мужских и женских ролях распределять вид занятий. Лишь серьёзная работа над собой позволяет педагогам, имеющим большой стаж работы избегать категоричности и полярности в мышлении, консервативности взглядов. Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стр емление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

    Стереотипы начинают формироваться в семье. Родители, волей неволей, делясь своим жизненным опытом с детьми, навязывают им свои стереотипы. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего - с раннего детства. С помощью логического мышления родители смогут научить своего ребёнка отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения . Также необходимо научить ребёнка критически мыслить.

    Вот некоторые советы, которые дают психологи. Они помогут развить критическое мышление у детей:

      В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически.

      Приучать ребёнка развивать мышление разными способами и в игровой форме. Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

      Не принимать ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Просить ребенка подумать и назвать настоящую причину. Помочь ему, задавая наводящие вопросы.

      Позволить ребенку сомневаться. Ребёнок сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

      Ребёнок указывает на ошибку в рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Необходимо поощрять такие разговоры.

      Стараться приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы .

    В заключении хочется сказать, что стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе. Эффективность борьбы с ним определяется тем, насколько раньше человек осознаёт необходимость этого. В школе, когда ещё идёт процесс формирования личности гораздо легче выработать основные подходы по преодолению стереотипов, нежели впоследствии, когда личность будет уже сформирована. Таким образом, на педагогов возлагается огромная ответственность - воспитания поколения свободно мыслящих людей, над которыми не давлеют стереотипы.

    16 лет, Пермский край

    О нарушении прав я начала задумываться пару лет назад, когда случайно забрела на группу с историями девушек. Речь шла об ужасных вещах - изнасилованиях, домашнем насилии, а преступники не были наказаны из-за того, что полиция не нашла состава преступления или девушкам никто не поверил. Я задумалась: где справедливость, если такие вопиющие преступления остаются безнаказанными?

    С тех пор я стала чаще замечать свинское поведение мужского пола по отношению к женскому, которое у нас в стране, видимо, считается нормальным: девушкам присвистывают вслед, трогают их - просто потому, что так захотелось. Девушки обычно просто терпят это. Недавно я сама столкнулась с похожей ситуацией. Я люблю одеваться красиво - не для кого-то, а для себя. В один прекрасный день, когда я шла по центру города в короткой юбке и на каблуках, до моей ноги дотронулся неприятный пожилой мужчина. Первая реакция - шок, со мной такого раньше не происходило, я даже не смогла отреагировать, а тот мужчина успел уйти. Возмущение, которое я так и не выразила, весь остаток дня крутилось у меня в голове. Но это стало для меня уроком, впредь я буду знать, как вести себя в такой ситуации: если такое произойдет, я постараюсь пресечь такие действия, а затем вразумить человека.

    Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать»

    В колледже я то и дело замечаю неравное отношение к мальчикам и девочкам. У нас в группе всего три мальчика, на пары из них обычно ходит только один. Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать». На географии нам рассказывали о неравенстве зарплат мужчин и женщин за одинаковую работу. Кто-то выкрикнул: «Ну и правильно!» Другие рассмеялись. В нашей почти полностью женской группе ни одна не выразила своего несогласия. Неужели только я сочла это несправедливым? Еще в школе меня поражало, когда учителя-женщины говорили о том, что девочкам главное - найти хорошего мужа, а хорошо учиться - это дело второе.

    В социальных сетях, опять же, сталкиваюсь с несправедливостью. Вот опрос: «Кто должен быть главным в семье?» Варианты ответа: «мужчина» и «оба равны». Варианта ответа «женщина» даже не предусмотрено, а больше половины ответивших проголосовало за мужчин.

    Я очень рада, что в моей семье родители действительно равны. Никто никому не приказывает, уж тем более не применяют силу. Но и у меня недавно состоялся неприятный разговор с мамой: мне объясняли, что я будущая женщина, что я должна буду найти себе вторую половину мужского (обязательно!) пола, завести детей. Потому что в этом якобы мое предназначение. Когда я попросила привести аргументы, мне ответили, что так заведено.

    От патриархального склада никуда не деться, мы живем в стране, где обычная жизнь тесно связана с церковью и традициями. Все будто забыли, что мы светская страна. У меня появляется ощущение, что наши органы власти судят людей по «Домострою», где жену можно и ударить.

    А еще некоторые девушки не уважают друг друга. Пока мужчины видят это, они будут считать, что тоже могут неуважительно обращаться к девушкам.

    Я не знаю, когда этот беспредел закончится, но сейчас мне неприятно жить в обществе, где царит сексизм и гомофобия.

    17 лет, Иваново

    Когда я загорелся идеями феминизма, многие считали это очень странным, потому что я мальчик. Сегодня мое мировоззрение - это совокупность взглядов против дискриминации по какому-либо признаку. Во мне изменилось многое, но вокруг меня мало что сдвинулось с места.

    Да, глупо отрицать, что во «взрослом» мире господствует гендерное неравенство. Но хуже дела обстоят в мире детей, которым навязывают стереотипы и установки. Нас воспитывают по стандартной системе: «Мальчики, вы сильные, вам не дозволено пускать слезы. Девочки, вам следует быть утонченными принцессами».

    На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых

    Школа часто злоупотребляет правом воспитывать детей. Начинается все со школьной формы. Твой внешний вид - одна из самых доступных форм самовыражения - жестко регламентируется другими. Дальше идет разделение на «М» и «Ж». На уроках технологии девочек учат готовить, а мальчиков - быть плотниками. Лично мне было ужасно обидно, что я не могу научиться готовить что-то вкусное, хотя считаю это прекрасным занятием. Вместо этого я должен заниматься дурацкой работой, которую сегодня за деньги выполняют наемные рабочие. На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых. Мальчики, конечно, заведомо были сильными, поэтому физрук всегда кричал нам вслед: «Не сдавайся, ты же будущий боец. За кем будет стоять твоя жена?»

    В старшей школе я стал меньше ощущать на себе это давление. Может, потому что учителя решили, что к этому времени мы уже стали «правильными»?

    С друзьями - особая ситуация. Их головы уже промыты, стереотипы глубоко пустили корни. Они не хотят видеть рамки, в которые их загнали. На меня огрызаются, когда я пытаюсь учитывать мнение и мальчиков, и девочек. Личная жизнь будто уже прописана кем-то наперед, и все следуют этим инструкциям.

    В семье дела обстоят по-другому - тут все родные, не с кем бороться. Родители мои, воспитанные в 70-х годах, конечно же, переносят гендерные установки на меня и моих братьев. Но стоит ли винить их в этом? В глазах отца мы будущие бизнесмены, предприниматели, руководители на высоких постах.

    Кто-то может сказать, что только так мы сможем сохранить человечество и нормальное общество. Но кто определил эти стандарты и почему мы не можем их нарушать? Сейчас люди вдруг задумались о сохранении каких-то истин. Но если взглянуть в историю, окажется, что «истины» всегда были разными.

    Именно в феминистических и в схожих с ними идеях я вижу выход из ситуации. Мне кажется, активисты должны нести эти идеи в школы. Нужно менять воспитание - не радикальным образом, а постепенно. Только так возможно воспитать общество, в котором не будет неравенства.

    17 лет, Забайкальский край

    Я живу в военном городке, где почти все семьи состоят из жены и военнослужащего мужа. В таких семьях глава - мужчина, его считают защитником, а женщина обязана сидеть дома и выполнять все домашние обязанности. Работы здесь особо нет, шансов для саморазвития - тоже. В этих семьях даже не знают о равноправии. Если об этом заходит речь, итог один: муж - добытчик, жена сидит дома - значит, не устает, нечего строить из себя угнетенную.

    Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета

    Половина мальчиков, насмотревшись на это, непременно хотят стать военными. Им не сложно добиться этой цели. Своим девушкам парни сразу дают понять, что они должны дожидаться их из армии. А потом в любой момент она должна будет бросить учебу, работу и приехать к нему в богом забытый городок, чтобы начать свою карьеру служанки.

    Я пытаюсь донести окружающим (в школе в том числе), что это ненормально. Все воспринимают это как шутку. Самое ужасное, что девушки реагируют так же, как парни. Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета.

    Я думаю, что права женщин систематически нарушают только из-за того, что идеи феминизма - это как тайный клуб, о котором говорят шепотом, да и то не всем. Если бы все истории про изнасилования, похищения и избиения доносились до народа, то все было бы гораздо лучше. Женщины бы чаще задумывались, что такое количество преступлений - не просто случайность.

    17 лет, Минск

    В 13–14 лет я стала задумываться о том, сколько гендерных стереотипов меня окружает. Я совсем не понимала, почему люди поощряют такое, и боролась с неравенством, даже не зная, что такое феминизм. Когда я узнала, что существует такое движение, я сразу стала его поддерживать.

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие»

    В школе гендерных стереотипов полно, и это печально. Школа должна быть местом, где учат не только математике и истории, но и уважению. Даже учителя поддерживают неравенство, что уж говорить об учениках?

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие». А открытый урок о подвиге белорусских женщин в военные годы наша классная руководительница завершила словами: «Смысл жизни женщины - это создание семьи, воспитание детей». Она вообще довольно религиозная женщина, постоянно говорит, что девочки должны быть слабыми и дарить свою красоту только мужу.

    Однажды в классе я сказала, что женщина не обязана рожать. Мой одноклассник ответил: «Если женщина не рожает, то зачем она вообще нужна?» Печально все это.

    По рассказам одноклассниц, я лишний раз убедился в зашоренности нашего общества: истерики и требования от дочерей «родить внучат», ограничение общения с противоположным полом, оскорбления на почве ориентации - этот набор стереотипов и без того всем известен.

    Неуважение к собственным детям, ученикам, да и просто к людям, неприятие какого-либо мнения, кроме своего, боязнь нового - вот лишь краткий список недугов, которыми поражено наше общество.