Интеллектуальные вопросы о вов для детей. Интеллектуальная игра на тему "По страницам Великой Отечественной Войны" материал (10 класс) на тему

Познавательная игра-викторина «Дорогами войны»

Цель: расширение кругозора и повышение интереса учащихся к Великой Отечественной войне.

Задачи: воспитание чувства патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны; привлечение учащихся к чтению произведений о ВОВ; популяризация литературы о ВОВ.

Оборудование:

плакат с фотографиями о войне, выполненный детьми;

выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне;

выставка книг о Великой Отечественной войне;

компьютер, экран;

записи песен о войне;

презентация;

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим игру-викторину «Дорогами войны» в преддверии великого праздника - Дня Победы. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей, положивших свои жизни в годы ВОВ.

Слайд 2

Четыре долгих года шла на нашей земле самая страшная, самая кровопролитная война в истории человечества. Война… А что это за слово?

(Выходят чтецы и на на фоне музыки «Священная война» читают стихи)

1 - Война - это боль, огонь и слёзы (слайд 3)

2 - Война - это кровь и жгучий металл (слайд 4)

3 - Война - это разлука и распри народа (слайд 5)

Вместе - Подвиг народа и память на все века (слайд 6)

Ведущий: Очень много книг написано о ВОВ, очень много фильмов создано об этой страшной войне! В нашей школьной библиотеке тоже имеются книги о ВОВ. Некоторые из них я вам сейчас представлю. (Обзор книг)

«Куда не долетали снаряды», Калинин Ю.Н. - эта книга - сборник рассказов о военном детстве, о становлении характера, об истинных и ложных ценностях.

«Белый голубь», Жариков А.Д. - книга о подвигах невыдуманных героев, их мужестве, отваге, безграничной преданности своему Отечеству.

«Звезда», Казакевич Э.Г. - лирическая повесть о жестоких буднях войны, о тяжелой и самоотверженной службе армейских разведчиков.

«Солдаты Бессмертия», Кованый В. - книга учёного, врача, общественного деятеля - посвящена подвигу медиков в годы ВОВ. Рассказывая о героическом труде солдат в белых халатах, автор, сам участник Великой Отечественной, призывает к сохранению мира на Земле.

«Во имя Родины» - эта книга посвящается представителям различных национальностей, совершившим беспримерные подвиги в годы ВОВ.

«Великая Отечественная в письмах» - в этом сборнике собраны письма, написанные героями и участниками войны на различных фронтах своим родным и близким. Так же сборник иллюстрирован множественными фотографиями.

«Озарённый первым салютом» - красочный фотоальбом, в котором собраны фотографии военных и послевоенных лет.

«Якутия: во имя Великой Победы» - книга-фотоальбом о воинах-якутянах, участвовавших в войне 1941-1945 годов. Здесь собрано очень много фотопортретов и аннотаций о боевом пути якутских ветеранов войны.

« Говорят погибшие герои » - со страниц этой книги говорят те, кто погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Письма и документы, представленные в этом сборнике, писались в последние минуты жизни - в застенках гестапо, в тюрьмах и концлагерях, во время тяжёлых боёв. В этих письмах звучит страстный призыв к победе над фашизмом. Патриоты завещают потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества, за прочный мир между народами.

Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Давайте не будем забывать о подвигах нашего народа в ВОВ, и всегда будем помнить о тех, кто подарил нам великий праздник - День Победы!

Слайд 7

Я уверена, ребята, что каждый из вас, так или иначе, соприкасался с темой войны. И сегодня мы узнаем, кто же всё-таки из вас большой знаток этой темы. А тот, кто знает совсем немного, тот поймёт, что необходимо углубить свои знания о войне, т.к. это наша история и мы просто обязаны её знать и помнить! Миллионы солдат отдали свои жизни во время ВОВ, за то, чтобы мы с вами сейчас жили мирно и счастливо! А этого забывать нельзя!

Чтецы:

1 - Вы думали: история - забвенье,

Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот высший суд, где нет прощенья,

Где срока давности не признают.

2 - Вы думали история, что сказочка,

Где можно всё напутать, переврать.

Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать!

Ведущий: Да, ребята, историю не прервать и не изменить. Её надо знать, помнить и чтить!..

Слайд 8

Прежде, чем мы перейдем к вопросам нашей игры-викторины, вначале давайте познакомимся с правилами общения на игре: (ребята громко зачитывают)

С уважением относимся друг к другу.

Любое мнение заслуживает внимания.

Пока один говорит, все остальные его слушают.

О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Ведущий: Ну, а теперь я познакомлю вас с условиями игры-викторины: в игре всего пять туров, в каждом туре по пять вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Четыре тура отборочных, в них могут принимать участие все присутствующие. По итогам каждого тура выявляются победители, которые будут играть в последнем туре между собой за победу.

Слайд 9

Ведущий: Итак, я объявляю 1-ый тур, который называется «Разминка». В этом туре вам, ребята, необходимо отгадать загадки. Вы готовы?

С ним солдаты в бой идут.

Он солдату верный друг.

Стреляет, стрекочет

Во врага попасть хочет (автомат)

Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

Летит - лается, Упадет - рассыпается (Снаряд)

В кобуре лежит, молчит,

А в бою заговорит.

Громко стреляет,

Командиру жизнь спасает (пистолет)

По полю ползет,

Пушкой ведет,

Страх нагоняет,

Во врага стреляет (танк)

Слайд 10

Ведущий: Второй тур называется «Даты и цифры Великой Отечественной», т.е. в этом туре все вопросы будут связаны с датами и какими-то другими цифрами, относящимися к ВОВ.

2. Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)

3. Сколько дней длилась ВОВ? (1418)

5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)

Слайд 11

Ведущий: Ну, а третий тур нашей игры-викторины носит название « Страницы боевой славы» . Внимательно слушаем вопросы третьего тура.

1. Назовите имя Верховного главнокомандующего советских войск в ВОВ. (И.В. Сталин)

2. Государство, которое без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины 22 июня 1941 г.: (Германия).

3. Какое оружие, применяемое в годы ВОВ, называлось ласковым женским именем? (Катюша)

4. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы ВОВ? (Орден Отечественной войны)

5 . Какой город в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград)

Слайд 12

Ведущий: следующий, четвёртый тур называется « Литературно-музыкальный ». В нем собраны вопросы, которые связаны с названиями песен и стихотворений о военной тематике, а так же с именами их авторов.

1. Из какого произведения взяты эти строки?

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Ком память, кому слава,

Кому тёмная вода -

Ни приметы, ни следа. (Поэма «Василий Тёркин», А.Т. Твардовский)

2. Как называется песня, из которой взяты эти строки?

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла. (Катюша)

3. Кто написал музыку к знаменитой песне «День Победы»? (Д. Тухманов)

4. Как называется песня, из которой эти строки?

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали как могли. (День Победы)

5. Кто написал одно из самых популярных стихотворений в годы ВОВ «Жди меня»? (К. Симонов )

Ведущий: Итак, по количеству жетонов выявляем победителей четырех туров, которые будут играть в последнем, пятом туре.

Слайд 13

Последний, пятый тур называется « Погоня за лидером ».

Какая битва привела к коренному перелому в войне и подорвала военную мощь Германии? (Сталинградская)

Как называлась единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами с сентября 1941 по март 1943 г.? По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие. (Дорога жизни )

В каком городе находится знаменитый Мамаев курган? (г. Волгоград )

Пограничная застава, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков? (Брестская крепость )

Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»?

(Г. К. Жукову )

Слайд 14 . Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.

Использованная литература

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. - М.: Современник, 1988.

Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. - Волгоград: Учитель, 2005.

1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. - М.: Политиздат, 1990.

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. - М.: Советская Россия, 1983.

Яковлев Н.Н. Весна Победы. - М.: Педагогика, 1985.

В 2010 году вся наша страна отмечает великую дату-65-летие со дня славной Победы советского народа над фашистской Германией! Наша задача заключается в том, чтобы не допустить забвения подвига советских людей, наших соотечественников. Сегодня в мире и на постсоветском пространстве есть особая категория людей, которые хотели бы переписать историю, расставить другие акценты, по новому осветить события Второй мировой войны. Что можем сделать мы, педагоги, для того, чтобы не допустить предательства по отношению к 27 миллионам погибшим в этой войне? Говорить, показывать и рассказывать всю правду о войне, всеми доступными способами. Предлагаем вопросы познавательной викторины для учащихся 8-11 классов. Задания интересные, ребятам придется многое перечитать и познакомиться с новой литературой. Желаем успеха!

С уважением

ШМО учителей истории

и обществознания МОУ СОШ № 6.

Познавательные задания:

После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?

(Битва под Москвой)

Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны?

(Сталинградская битва)

Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года и в результате которой армия Паулюса была рассечена и капитулировала? («Кольцо»)

2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при

форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»). О какой битве идет речь?

(Форсирование Днепра)

После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования?

(Курская битва)

Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашисткой

Германией в Великой Отечественной войне?

Курильских островов, а также выразили готовность признать преобладающее советское влияние в

Маньчжурии и Внешней Монголии.

Вопрос: Кто из западноевропейских политиков сказал, что «именно русская армия выпустила

кишки из германской военной машины?»

Ответ: У. Черчилль.

Вопрос: Кому принадлежат слова: «Мои соотечественники знают, что... именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении».

Ответ: генералу де Голлю.

22 июня 1941 г. и 20 июля 1941 г. – даты начала и конца героической обороны на Буге.

Вопрос: О какой обороне идет речь?

Ответ: Оборона Брестской крепости.

6 декабря 1941 г. и 22 января 1942 г. – дни начала и конца одного из самых гигантских сражений ВОВ, которое впервые закончилось поражением немецко-фашистских войск.

Вопрос: О каком сражении идет речь?

Ответ: Битва за Москву.

Свыше трех месяцев продолжалась героическая оборона города на великой русской реке.

Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942 г., закончилось 2 февраля 1943 г.

окружением и разгромом 33-тысячной группировки гитлеровских армий.

Вопрос: Под каким названием вошла эта битва в историю ВОВ, как называется памятник –ансамбль героям битвы?

Ответ: Сталинградская битва. Мамаев курган в Волгограде.

Осенью 1942 г. группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток обороняла один из домов

Сталинграда, превратив его в неприступный опорный пункт. Дом сохранен как музей и назван

именем сержанта.

Вопрос: Назовите его?

Ответ: Дом Павлова.

Одним из первых героев ВОВ стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он

направил горящий самолет на вражескую автоколонну . Произошло это на 5-й день войны.

(Гастелло.)

В августе 1943 г. на Курской дуге летчик, лейтенант, провел невиданный в истории авиации

воздушный бой – один против 20. Он сбил 9 фашистских самолетов.

(Гвардии лейтенант А. К. Горовец)

Беспримерный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского

писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских

самолетов.

(.)

В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 г. рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру

вражеского дзота.

(А. Матросов.)

Что такое план «Барбаросса»?

(план нападения Германии на СССР)

Какую войну предполагал вести Гитлер против СССР?

(молниеносную).

Немецкая армия вела наступление в тех направлениях. Охарактеризуйте их.

(Центр: наступление на Москву; Юг: выйти через Киев и Одессу к Севастополю; Север: Ленинград.)

Кто осуществлял командование фронтом в декабре 1941 года?

(Г. Жуков)

Как назвали немцы план наступления на Москву?

(«Тайфун»).

Какой советский летчик впервые совершил таран в ночное время?

(В. Талалихин, 7 августа 1941 года)

Назовите город-герой, который ни разу не был захвачен врагом?

(Санкт - Петербург)

Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?

Какой из своих романов закончил писать в день начала Великой отечественной войны?

(«Хмурое утро»).

Какая военная операция Советской Армии, проведенная в годы ВОВ, условно называлась «Багратион»?

(операция по освобождению Белоруссии)

Какой приказ подписал А. Гитлер 15 апреля 1943 года?

(«Цитадель» о наступлении на советско-германском фронте)

В каком чрезвычайном комитете в годы войны была сосредоточена вся полнота власти? (ГКО)

В мае 1943 года была распущена мощная международная организация, которая вызывала недоверие со стороны союзников, как она называлась?

(Коминтерн).

Какое новое вооружение появилось у гитлеровской армии накануне Курской наступательной операции?

(танки «Пантера»).

Менее чем за месяц до начала курской битвы писал президенту США Ф. Рузвельту:

«Это ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитами с крайним напряжением всех своих сил… Нужно ли говорить о том, какое тяжкое отрицательное впечатление произведет оставление нашей армии… без ожидавшейся серьезной поддержки со стороны англо-американских войск». Чего ожидал от союзников?

(открытие Второго фронта в Европе).

Чем завершилась операция «Кутузов»?

(освобождением Орла).

Каким образом отметили наши войска взятие Орла и Белгорода?

(салютом в Москве 5 августа 1943 года).

Что такое дот?

(долговременная огневая точка)

Это оружие ВОВ наводило ужас на фашистов. Впервые было променяно в1941 году под Оршей.

(«Катюша»).

Это оружие активно применялось в Курской битве. Немецкие солдаты называли его адская мясорубка, а наши?

(«Катюша»).

Этот шедевр военной техники конструкторов, сыграл выдающуюся роль в войне. Что это было?

(танк Т-34)

Самолет У-2, который после смерти его изобретателя в 1944 году стали называтьПО-2. Как его называли наши солдаты?

(«кукурузник»).

Самоходные артиллерийские установки САУ, чем их конструкция отличается от танков? (башня танка вращается, а рубка САУ не вращается вокруг своей оси).

На вооружении немецкой армии была техника, которая носила звериные названия. Были «тигры» и «пантеры». Какая техника носила название «слон»?

(САУ «элефант»).

Чем завершилась битва на Курской дуге?

(был завершен коренной перелом в ходе ВОВ).

Какие страны освободили наши войска?

(Польша, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Австрия, Северная Норвегия, Германия).

Кто командовал нашими войсками в Берлинской операции?

(Жуков, Конев).

Руководил ли центр партизанскими войсками, или их действия были спонтанными?

(В 1942 году при ставке верховного главнокомандующего создается штаб партизанского движения) - - продолжение списка литературы к теме 1, содержание и список литературы к темам 2-7, содержание темы 8

  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 3 - список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 4
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 5 - продолжение списка литературы к теме 12
  • Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о светлом празднике, «День Победы», о героизме людей в годы Великой Отечественной войны.

    Сегодня мы проведем викторину, которая называется «Военная азбука», а помогут нам в этом буквы алфавита.

    Воспитатель открывает страницу книги с буквой и задаёт вопросы и даёт задания:

    А Назовите слова на военную тему, начинающиеся со звука А. (Автомат, атака, армия).

    Б Назовите город - герой, принявший первый удар немецко-фашистских войск. (Брест).

    Г Воин - победитель? (Герой).

    Е Что в солдатском котелке? (Еда).

    Ж Из какого материала сделан танк? (Железо).

    З Что на пилотке у солдат? (Звезда).

    И В каком месяце началась Великая Отечественная война (Июнь).

    К Военная посуда. (Котелок).

    Л Он металлическую птицу поднимет в облака, теперь воздушная граница надёжна и крепка. (Летчик).

    М Назовите город - герой, столица Беларуси. (Минск).

    Н Что получали солдаты за победу. (Награды).

    О Награда за отвагу. (Орден).

    П Что ждали с фронта родные от солдата. (Письмо).

    Р Назовите род войск. (Ракетчики).

    С Каким должен быть солдат? (Смелый,сильный…).

    Т Назовите военную технику. (Танк).

    У Какое слово кричали солдаты при наступлении? (Ура).

    Ф Что подняли в день победы над Берлином советские солдаты? (Флаг).

    Х Как называется «Мемориальный комплекс», возведенный в память о заживо сгоревших мирных жителях деревни. (Хатынь).

    Ц Куда попадает меткий стрелок? (Цель).

    Ч Отгадать загадку: «Неспроста стою на вышке, пробежать не дам и мышке,охраняю склад большой,а зовусь я …» (Часовой).

    Ш - Что есть на голове у танкиста и у пилота, у всех, кто опасною занят работой.(Шлем).

    Щ Какое слово спряталось в слове защитник? Чтобы это узнать нужно разделить его на слоги. (Щит).

    Э Угадайте название песни, под которую можно танцевать матросский танец. (Эх, яблочко).

    Ю Как называется круглая дата празднования Дня Победы. (Юбилей).

    Я Закончите фразу: «Я пойду служить в моря, поднимать там…» (Якоря).

    Викторина по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    для обучающихся 8-11 классов

    1. План нападения гитлеровской Германии на СССР? (Барбаросса)

    2. Чрезвычайный орган высшего военного управления, созданный 23 июня 1941г.?

    (Ставка Верховного Главнокомандования)

    4. Прорыв блокады Ленинграда состоялся ( 18 января 1943 года).

    5. Битва под Сталинградом проходила (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года).

    6. Сражение, после которого стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии? Наступил коренной перелом в годы войны.

    (Курская битва)

    7. Название военной операции по освобождению Белоруссии

    («Багратион»)

    8. Когда Красная Армия вышла на линию государственной границы СССР?

    (март 1944 года).

    9. Операция, в ходе которой Красная Армия завершила Великую Отечественную войну? (Берлинская наступательная операция)

    10. Назовите выдающихся советских полководцев, дважды награждённых высшим военным орденом «Победа»

    (Жуков Г.К., Василевский А.М.)

    11. Род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин

    (Авиация).

    12. Лётчик-ас, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в авиацию и продолжил участие в Великой Отечественной войне

    (Алексей Петрович Маресьев).

    13. Создатель пистолета ТТ, который признан, как один из лучших пистолетов времен Второй мировой войны?

    (Токарев Федор Васильевич).

    14. Диктор «Советского информационного бюро», объявленный Адольфом Гитлером своим личным врагом № 1.

    (Юрий Борисович Левитан).

    15. Этого полководца называли «советским Багратионом». Ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

    (командовал – Рокоссовский К.К. (принимал Парад Победы – Жуков Г.К.).

    16. Кем и когда было водружено Красное Знамя Победы над Рейхстагом?

    17. Настоящее имя разведчика Пауля Зиберта, ликвидировавшего 11 немецких генералов?

    (Николай Иванович Кузнецов).

    18. Крепость-герой, ставшая символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны (Брестская крепость).

    19. Город-герой, который за свою великую историю, которая началась в 863 году, отважно защищался во все времена, в т.ч. в Смутное время, от войск Наполеона и в 1941 году. (Смоленск.)

    20. Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя периода Великой Отечественной войны? Кто из морских офицеров её возглавлял?

    (длилась 250 дней с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г., общее руководство возглавлял вице-адмирал Ф.С. Октябрьский).

    21. В связи с освобождением, каких городов был дан первый за годы Великой Отечественной войны победный салют? (городов Орла и Белгорода)

    22. Столько городов носит почетное звание «Город-герой»?

    ( 12 городов и 1 крепость-герой - Брестская крепость)

    23. Впервые войска Красной Армии применили систему полевой реактивной артиллерии, прозванной «Катюша» в…

    24. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны?

    (Орден Отечественной войны)

    25. Высший военный орден, учрежденный указом от 8 ноября 1943 год

    (Орден «Победа»)

    26. Эту медаль называли солдатским орденом

    (медаль «За отвагу»)

    27. В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие?

    (А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова)

    28. Перечислите фамилии командиров, возглавлявших крупные партизанские соединения в тылу врага.

    (С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, С.В. Руднев, К.С. Заслонов).

    29. Девиз тружеников советского тыла

    («Все для фронта, все для победы над врагом»)

    30. Какая организация занималась вопросами эвакуации населения и промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны?

    (Совет по эвакуации при СНК СССР)

    31. Тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»

    (Челябинск, тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)

    32. Раскройте аббревиатуру ППШ.

    (пистолет-пулемет Шпагина)

    33. Какой танк был признан лучшим танком Второй мировой войны?

    (Танк Т-34)

    34. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

    (Союзническую армию: это фигуры советского, французского, американского и английского солдат)

    35. Название мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

    (Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»)

    36. Какое имя носит памятник русскому солдату в болгарском городе Пловдив.

    («Алёша»).

    37. Что такое «ленд-лиз»?

    ( В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь и получила такое название)

    38. Где, когда был открыт Второй фронт?

    результате высадки англо-американских войск в Нормандии, 6 июня 1944 года)

    39. Где и когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

    (в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина, в Карлсхорсте)

    40. В каком городе прошел международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии?

    ( Нюренберг)

    41. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы в период с 1941 по 1945 год?

    (три парада:7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, Парад Победы 24 июня 1945 года).

    42. Когда в Москве состоялся Парад Победы?

    43. За героизм, проявленный при преодолении этой преграды осенью 1943 года, 2438 воинов, были удостоены звания Героя Советского Союза. Что это за преграда?

    (Система укрепления «восточный вал» при форсировании р. Днепр).

    44. Когда и где был зажжён первый Вечный огонь в память о павших в Великой Отечественной войне.

    (Посёлок Первомайский Щёкинского района Тульской области 9 мая 1955 года)

    45. Стихи этой песни, ставшие главной песней Великой Отечественной войны, были напечатаны на третий день войны - 24 июня 1941года. О какой песне идет речь?

    ( «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача музыка А. Александрова)

    46. Эта симфония написана и исполнена в блокадном Ленинграде.

    (Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)

    47. Какой киногерой произнес эту фразу? В каком фильме?

    «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

    После боя сердце просит музыки вдвойне».(кинофильм «В бой идут одни старики», киногерой капитан Титаренко)

    48. Какому литературному герою принадлежат эти слова? Как называется это произведение? Кто автор?

    «Грянул год, пришел черед,

    Нынче мы в ответе

    За Россию, за народ

    И за все на свете».

    (герой Василий Тёркин из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»)

    49. Сколько участников войны из Тюменской области удостоены звания Героя Советского Союза? (97 или 105)

    50. Сколько человек из Тюменской области удостоены звания Полного кавалера ордена Славы? (13 или 14)

    51. В какие годы в Тюмени учился Герой Советского Союза легендарный разведчик Н.И. Кузнецов? (1926-1927 гг.)

    52. Как называется памятник, посвященный выпускникам школ города Тюмени 1941 года?

    («Прощание», второе название «Выпускникам школ города Тюмени, не вернувшимся с войны»).

    53. Как называли в народе танк А-40 «КТ», созданный в Тюмени в 1942 году?

    («Летающий танк»).

    54. Завод в городе Тюмени, выпускавший с первых дней войны минометы и мины калибра 82 и 120 мм.

    (Завод «Механик», бывший чугунолитейный завод промышленника Н. Д. Машарова)

    55. В память о каком событии в 2008 году в Тюмени был открыт сквер Сибирских кошек?

    (В феврале 1944 года тюменская милиция две недели собирала по городу котов и кошек для отправки в Эрмитаж, чтобы защитить хранилища музея от грызунов)

    56. Стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени, принимала участие в освобождении более 400 населенных пунктов в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Карелии и Норвегии.

    (368-я Краснознаменная стрелковая дивизия)

    57. В июле 1941 года в Тюмень прибыл поезд с необычным грузом. Груз был размещен в здании сельскохозяйственного техникума ныне Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Что это был за груз?

    ( саркофаг с телом В.И. Ленина).

    58. Перечислите не менее 5 улиц Тюмени, названных в честь героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

    (например, улицы Н. Ватутина, Р. Малиновского, О. Кошевого, З. Космодемьянской, А. Матросова, М. Джалиля, М. Цукановой, И. Федюнинского, Героев молодогвардейцев, ул. Краснодонцев, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, М. Мельникайте, Д. Карбышева, В. Хохрякова, В. Гнаровской, Н. Фёдорова, Ф. Щербакова, А. Логунова, М. Расковой, А. Маресьева, З. Безноскова, В. Худякова, Т. Чаркова и т.д.)

    59. Как называлось военное училище в Тюмени и где оно располагалось?

    (Первое Тюменское военно-пехотное училище, в здании Гостиного двора, по ул. Ленина,1)

    60. Сколько предприятий было эвакуировано в Тюмень в начале Великой Отечественной войны? Какую продукцию они выпускали?

    (22(28), выпускали катера, мотоциклы М-72 , аккумуляторы, миномёты, мины, реактивные боеголовки для легендарных «Катюш», электрооборудование для военной авиационной и наземной техники, лекарства для фронта и тыла и др.)

    Диана Свиридова

    О подвигах и славе!

    В минувшую неделю в МБДОУ № 41 «Почемучка» с детьми подготовительных групп № 12 и № 7, была организованна и проведена «Игра – викторина «Великая Отечественная война » »

    Целью данного мероприятия явилось формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Таким образом у детей дошкольного возраста сформируется осознанное отношение к празднику Победы. Они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. С уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.

    Данное мероприятие направлено на поддержание познавательного интереса к истории своей страны, любви к Родине, формирование чувства гордости за нее.

    В ходе мероприятия ребята не только показали свои знания и умения, они активно поддерживали инициативу ответов на вопросы викторины , самостоятельно рассуждали, реагировали на высказывания партнера. Также в ходе викторины ребята смогли показать свою ловкость, выдержку.

    При подведении итогов викторины , победители были награждены почетными грамотами.

    Воспитатель : Свиридова Д. А.

    МБДОУ д. с. № 41 «Почемучка»

    Игра – викторина «Великая Отечественная война »

    Подготовительная группа №12

    Описание работы : данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп при проведении викторин о Великой Отечественной войне .

    Цель : Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

    Задачи : Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны; прививать любовь к Родине, гордость за нее; активно поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины ; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

    Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.

    Оборудование : эмблемы для команд, звездочки, палочки, карточки с военными профессиями и карточки с изображением военной техники, снаряжения и одежды, бинт, карточки со словами для пословиц.

    Предварительная работа : Чтение с детьми литературы о ВОВ, знакомство с родами войск, рассматривание картин и репродукций на тему войны , просмотр телепередач, кинофильмов о ВОВ дома, беседы в детском саду и в семье, разучивание стихов и песен о войне , прослушивание СД - дисков на военную тему в исполнении известных певцов, составление совместно с родителями «Книги памяти» .

    Ход викторины:

    Героям Победы-спасибо!

    Спасибо Героям,

    Спасибо Солдатам,

    Что мир подарили,

    Тогда - в сорок пятом!

    Вы кровью и потом

    Добыли Победу.

    Вы молоды были,

    Сейчас – уже деды.

    Мы эту Победу –

    Вовек не забудем!

    Пусть мирное солнце

    Сияет всем людям!

    Пусть счастье и радость

    Живут на планете!

    Ведь мир очень нужен-

    И взрослым,и детям!

    Великая Отечественная война стала одним из самых тяжелых испытаний, которые выпали на долю советского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной . Поэтому в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов –защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Есть память, которой не будет конца. В последние годы во время празднования дня Великой Победы , мы с вами видим на улицах. на одежде людей. на автомобилях оранжево- черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

    Воспитатель : - Такая двухцветная лента называется «Георгиевской» .

    Она относится к ордену Святого Георгия,который традиционно являлся высшей военной наградой в России.

    Демонстрируется крупное изображение современного ордена. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым» и «» пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

    Сегодня у нас будет проходить игра , посвященная памяти о тех страшных днях Великой Отечественной Войны . Я приглашаю вас участвовать в викторине !

    Дети тянут листочки с номерами.

    Мы приветствуем две команды и их капитанов : команда «Пограничники» , команда «Моряки» .

    Капитан команды пограничников :

    Наша команда - «Пограничники» , наш девиз :

    Пограничники в дозоре -

    Вся страна спокойно спит,

    Потому что пограничник

    Мир и сон ваш сохранит!

    Капитан команды моряков :

    Наша команда - «Моряки» , наш девиз :

    Мы – ребята любим море.

    По морям и по волнам

    В боевом идем дозоре

    Нынче - здесь, а завтра – там!

    Воспитатель : Мы приветствуем также наших гостей и жюри. Желаем вам, ребята, успехов и победы! За победу в конкурсе команда будет получать звездочку. Чья команда больше соберет звездочек, та команда и победила.

    Под музыку команды занимают свои места.

    Воспитатель : Везде сражались наши воины : на суше, на море и в воздухе.

    На горах высоких,

    На степном просторе

    Охраняет нашу Родину солдат.

    Он взлетает в небо,

    Он уходит в море,

    Не страшны защитнику

    Дождь и снегопад. (В. Степанов «Наша армия» )

    О ком это стихотворение? (о солдатах) . Солдаты служили в разных родах войск. Назовите рода войск, участвующие в Великой Отечественной Войне .

    Команды по очереди называют рода войск. Побеждает команда, последней сказавшая название рода войск.

    1 конкурс «Разминка» -

    Каждой команде будет задано по два вопроса. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

    Разминка

    Первый вопрос первой команде.

    Как называется война , победу в которой мы празднуем 9 мая? (Великая Отечественная война )

    Когда началась война ? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)

    Сколько лет она продолжалась? (война продолжалась 4 года .)

    Второй вопрос второй команде.

    Как называлась наша страна в то время (Союз Советских Социалистических Республик (СССР) .)

    Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

    Как называется наша страна в настоящее время? (Россия, Российская Федерация) .

    Воспитатель : Скажите, у кого есть дедушки и бабушки, воевавшие на войне , кем они воевали и как? (Солдатами, медсестрами и т. д.) Давайте вспомним с вами военные профессии.

    2 конкурс «Военные профессии»

    1. Снова в бой машина мчится,

    Режут землю гусеницы,

    Та машина в поле чистом

    Управляется … (Танкистом)

    2. Самолёт стоит на взлёте,

    Я готов уж быть в полёте.

    Жду заветный тот приказ,

    Защищать, чтоб с неба вас! (Военный летчик)

    3. Родина дала приказ,

    И он сразу на Кавказ!

    Прыгнул ночью с парашютом -

    Дорога, порой минута! (Десантник)

    4. Заменит робота-машину -

    Сам обезвредит бомбу, мину.

    Совсем не должен ошибаться,

    Чтобы в живых потом остаться. (Сапер)

    5. У паренька сбылась мечта -

    Пришел служить он в роту.

    Теперь стреляет : "Тра-та-та!"

    Из пушки, миномета.

    Недавно служит паренек,

    Но самый лучший он стрелок. (Артиллерист)

    6. Уважения достоин

    Смелый и отважный воин :

    Трудно в тыл врага пробраться,

    Незамеченным остаться,

    Все запомнить, разузнать

    Утром в штабе рассказать. (Разведчик)

    «Был и он в войну солдатом ,

    Шел в атаку с автоматом,

    Города освобождал,

    Воевал и побеждал».(Герой)

    3 конкурс «Кому что нужно?»

    В войне принимали участие разные виды войск (авиация,флот, пехота,

    использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки. зенитные орудия, военные различных специальностей (летчики, моряки, танкисты, снайперы) .Бои велись на суше ,и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы где воевали :

    Военный флот? (На море, на воде.)

    Авиация? (В небе, в воздухе.)

    Пехота? (На суше, на земле.)

    Команды получают по две карточки с военными профессиями и карточки с изображением военной техники, снаряжения и одежды. Дети должны отобрать карточки, на которых изображены те предметы, которые требуются для той или иной военной профессии.

    Воспитатель : Наши защитники отечества , какие они? (мужественные, отважные, смелые, храбрые, бесстрашные) .

    4конкурс - эстафета «Города Герои»

    Воспитатель : - За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город –герой?

    (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны .)

    Ребята на территории Российской Федерации есть много городов-героев. Какие города вы знаете?

    Назовите не менее четырех.

    (Ленинград (ныне Санкт Петербург) ,Сталинград (ныне Волгоград, Одесса,Севастопль. Москва, Брестская крепость (крепость герой, Новороссийск, Керчь,Минск, Тула, Мурманск. Смоленск.)

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, кто в армии самый главный? (Командир) . От умелых действий командира зависит исход боя, жизнь солдат. У нас с вами тоже есть командиры – это наши капитаны.

    5 конкурс «Конкурс капитанов» .

    Команда «Пограничники»

    1. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (парад)

    2. Город-герой, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест) .

    3. Назовите высшее воинское звание? (Маршал)

    4. Рядовой, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А. Матросов) .

    5. Какое оружие называется женским именем? («Катюша» .)

    Команда «Моряки»

    1. Сколько лет длилась Великая Отечественная Война ? (4 года) .

    2. Назовите легендарный город-герой моряков? (Севастополь) .

    3. Государственная награда за заслуги перед Родиной. (Медаль.)

    4. Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран. (Н. Гастелло.)

    5. Зимняя верхняя одежда солдат? (Шинель) .

    Ведущий :

    Продолжает нашу викторину «Военная эстафета»

    6 Эстафета «Ловкие саперы»

    Инвентарь :по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.

    Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками. вторая пустая корзина находится за последним участником команды.

    Задание : по цепочке передать «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую. затем обратно.

    Воспитатель : Недолгими бывали передышки на фронте. И снова рвались снаряды, свистели пули. Медсёстры бесстрашно выносили с поля сражения раненых, перевязывали их раны, отправляли в медсанчасть. Их солдаты называли «боевыми подругами» .

    7 конкурс «Боевые подруги»

    Девочки имитируют действия медсестёр, перевязывают мальчикам «рану» на голове.

    Воспитатель : Я знаю пословицы о войне и мире : Войну хорошо слышать , да тяжело видеть. Дружно за мир стоять - войне не бывать . Друзья познаются в бою. Если хочешь мира, будь готов к войне .

    8 конкурс «Шифровка» .

    Детям даются карточки со словами, нужно из слов составить пословицу.

    1. Один в поле не воин.

    2. Сам пропадай, а товарища выручай.

    Подводятся итоги и награждаются победители.

    1. Спасибо героям,

    Спасибо солдатам,

    Что мир подарили,

    Тогда - в сорок пятом!

    2. Вы кровью и потом

    Добыли Победу.

    Вы молоды были,

    Сейчас - уже деды.

    3. Мы эту Победу -

    Вовек не забудем!

    Пусть мирное солнце

    Сияет всем людям!