Классный час"игры народов мира". Игры для классных часов (5класс) Игровые классные часы

Классный час для школьников «Путешествие на Машине Времени»

(Для работы, нужны, листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры).

— Дорогие ребята! Каждому человеку хочется знать, каким было наше прошлое? Какие события происходили? Какие люди раньше жили? А иногда хочется заглянуть в будущее и узнать, что там, впереди? К сожалению, этого не может знать никто. Никто из людей, кроме... нас с вами. Почему? Да потому, что ни у кого нет Машины Времени, а у нашего класса она есть! Мы с вами сегодня, сейчас, отправимся в прошлое, увидим будущее и вернемся в настоящее. Итак, вы готовы к путешествию на Машине Времени?

(Ребята отвечают, и весь класс делится на 4 команды — экипажи)

— Ребята, попробуйте ответить на вопрос: «Почему люди во все времена, с риском для жизни, отправлялись исследовать Землю?»

(Ребята дают варианты, ответов, учитель обобщает, записывая на доске мелом)

— Конечно, может возникнуть вопрос: «А не лучше было бы остаться дома?» Но вот ваши ответы (на доске) говорят об обратном. Жажда приключений — это одна из причин, по которой люди, с риском для жизни, отправлялись исследовать Землю:

Христофор Колумб (род. 29 октября 1451 года), мореплаватель, хотел найти новый морской путь в Индию. Он сбился с курса и вместо этого открыл Америку.

Испанский исследователь Эрнан Кортес сражался в Мексике с ацтеками за их золото и землю.

Другие исследователи, такие, как венецианец Марко Поло, хотели торговать с дальними странами.

Давид Ливингстон провел много лет в Африке в поисках истоков реки Нил.

Капитан Скотт соревновался с Амундсеном — кто из них первым достигнет Южного полюса. Скотт проиграл. На обратном пути он погиб.

Исследователям надо было суметь вернуться домой и показать другим людям, как пройти той же дорогой. Они рисовали карты, на которых изображали очертания суши, указывали, как далеко один пункт находится от другого и как туда добраться. На различных картах цвета и знаки имели разное значение. Сегодня существует много карт, условные знаки на них показывают, где что находится.

Задание №1 . Нарисовать один условный знак каждой команде, а остальные команды должны догадаться, что это?

(Дети рисуют знак, отгадывают, что он обозначает, объясняют его)

— Как хорошо, что вы умеете не только разбираться в знаках, но и сами создавать их! Настала пора отправляться в прошлое. Здесь мы встретим наших древнейших предков. Это были существа, подобные обезьянам и гораздо меньше нас ростом. Около 4 млн. лет тому назад эти первые люди начали ходить прямо и объясняться друг с другом. Позже древние люди научились охотиться на животных с помощью каменного оружия, жить в пещерах, добывать огонь, собирать орехи, семена, ягоды, ловить рыбу. Мы с вами прибыли как раз в тот момент, когда племя пещерных людей — кроманьонцев — готовится к охоте на мамонта.

Задание №2. Каждому экипажу воспроизвести танец — пляску подготовки к охоте на мамонта и показать ее нам.

(Ребята совещаются и изображают племя, готовящееся к охоте)

— Пропустив несколько тысяч лет, попадаем в средние века. В странах Европы, между 1000 и 1450 гг., правил король, владевший всей землей. Он отдавал землю самым важным людям: вассалам. В ответ те обещали повиноваться и сражаться за него. Крепостные крестьяне обрабатывали землю вассала и платили аренду деньгами, урожаем или работали на него. Иногда господин устраивал в большом зале пиры. Вся его семья и гости сидели за столом на возвышении. Бродячие музыканты, менестрели, играли для них на музыкальных инструментах и пели, восхваляя доброту, красоту и щедрость господина. Они слагали хвалебные песни, оды, его вещам, собакам, одежде и др.

Задание №З . Вы — менестрели Ваша задача — сложить хвалебную песнь предмету, указанному на карточке.

(На карточках написаны слова: «ТУФЛИ», «ШАПКА», «ЧАЙНИК»«ПЕРЧАТКА». Ребята вытягивают одно из слов и сочиняют четверостишие)

— В средние века сыновья знатного господина готовились стать рыцарями. Их учили хорошему поведению, правильным манерам. Они доказывали свою храбрость и ум.

Задание №4 . Вы должны будете также проявить свою смекалку и находчивость, отгадав загадки и дав ответы на вопросы.

(Вопросы задаются «по цепочке»: 1 вопрос — первой команде, 2 вопрос — второй команде и т.д., 5 вопрос — опять первой команде)

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Вырос лес, белый весь. Пешком в него не дойти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки да лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

Не вода и не суша — на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

И я в нем, и ты в нем, и он в нем, и все же...

Не я в нем, не ты в нем, не он в нем тоже. (Отражение)

То рыжая, то серая, а названьем — белая. (Белка)

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь. (Костер)

Шли двое: «Это черная?» — «Нет, красная!» — «А почему она белая?» — «Потому что зеленая!» (Красная смородина)

Стоят — вместе, ходят — врозь. (Ноги)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

Что за братец? Вот загадка!

У него за носом — пятка! (Носок)

Под вечер — одевается, под утро — раздевается. (Вешалка)

— Пока мы с вами выполняли «гимнастику для ума», отгадывая загадки, Машина Времени перенесла нас в эпоху Возрождения (1450 — 1750 г.г) В это время европейцев стали особенно интересовать искусства и знания. Они много занимались научными опытами, чтобы лучше узнать окружавший их мир. В это время были сделаны замечательные открытия, выполнены прекрасные скульптуры, написаны великолепные картины... Мы с вами тоже нашли одну такую картину, но краски ее поблекли, а местами совсем выцвели.

Задание №5 . «Восстановить картину».

— Сейчас, по одному человеку, вы будете выходить к доске, где прикреплен лист бумаги. Каждый будет проводить только одну линию, но так, чтобы в результате получилась завершенная картина.

(Все ученики класса поочередно подходят к доске, независимо от того, кто в какой команде, и проводят линии, в результате чего должна получиться «КАРТИНА»)

— Вот какое замечательное произведение искусства получилось! Но мы не знаем названия картины.

Задание № 6 . Каждой команде придумать свое название «картины».

— Ребята, пока вы придумывали название картины, наша Машина Времени занесла нас в далекое будущее. На протяжении тысячелетий люди жили на одном и том же месте, после них сохранялись всякие остатки, мусор, бытовые отходы. Ученые ведут раскопки в таких древних местах, чтобы получить сведения о нашей истории. Вот они раскопали интересные предметы, но не знают, что это и для чего они служили, как ими пользовались.

Задание №7 . Придумать и найти как можно больше способов применения таких "вещей: «аквариум», «вилка», «тарелка», «цветочный горшок».

(Каждая команда вытягивает карточку с названием предмета и предлагает свой способ его применения)

— Вот наконец-то мы смогли вернуться домой, в свое время. Много мы увидели и узнали нового и интересного. А сейчас вы должны составить отчет о нашей экспедиции.

Задание №8 . Закончить каждому из вас фразу: «Я думаю, что...»

— Ну, вот и все, дорогие ребята. Думаю, что путешествие было неутомительным, интересным, крепче сдружило наш класс и всем понравилось.

Из участников формируют четыре равные команды. Каждая из них получает карточку с названием сезона - зима, весна, лето или осень. Необходимо за 5 минут придумать как можно больше ассоциаций с предложенным словом. Например, для зимы это могут быть «снег», «холод», «Новый год», «снежинка», «коньки», «санки» и т. п. Побеждает та команда, которая предложит больше вариантов.

Сусанин

На стол кладут надутый воздушный шар. Участнику конкурса завязывают глаза. Затем отводят на 5 шагов в сторону, оборачивают на месте 15 раз и предлагают, сделав только 5 шагов, вернуться к столу и сдуть шарик со стола. Руки при этом нужно держать на поясе. Побеждает тот, кто справился с заданием и выбрал верное направление.

Составь радугу

Участники делятся на команды по 7 человек. Задача каждой команды найти семь предметов, соответствующих цветам радуги и, взяв их в руки, встать в нужном порядке, образуя саму радугу. Предметы могут быть как частями одежды, так и продуктами, деталями интерьера, канцтоварами - чем угодно, лишь бы их цвет максимально соответствовал нужному. Побеждает команда, справившаяся с заданием быстрее остальных.

В столице

Ребята делятся на команды примерно по 3-4 участника. Ведущий по очереди для каждой команды называет столицу, а ребята должны в качестве своего ответа назвать страну названной столицы. За каждый правильный ответ команда получает балл, а в конце игры команда с наибольшим количеством баллов получит приз.

Полководцы мира

Для этого конкурса ведущий (учитель) подготавливает либо портреты, либо немного посложнее - описания великих полководцев мира, например, полководец с фамилией салата (Цезарь); полководец, которого прозвали гениальным (Наполеон); полководец, который всё завоёвывал и завоёвывал, до Азии дошёл (Македонский); полководец, который стал Национальным Героем России и суровая фамилия ему не помешала (Суворов) и так далее. Ведущий загадывает, а ребята отгадывают. Кто больше отгадал, тот и признан лучшим знатоком полководцев и получает приз.

По странам и островам

Ребята класса делятся на команды с одинаковым количеством человек, примерно по 3-4 участника. Каждая команда получает лист-задание с картинками (их можно распечатать или нарисовать) флагов разных стран и островов мира. Напротив каждой картинки написана первая буква наименования страны или острова и дальше точки, которые соответствуют количеству оставшихся букв, которые нужно вписать. По команде «старт» команды приступают к ознакомлению с флагами и угадыванию стран, островов. А первые буквы помогут в том случае, даже, если флаг видишь впервые (по буквам можно угадать). Команда, которая первой правильно впишет все страны и острова в свой лист-задание, станет победителем и получит приз.

Быстрые математики

Ведущий будет давать команды, а участники команд, выполнив математические команды в уме, быстро отвечать. Ребята делятся на равные по количеству человек команды. Ведущий задаёт ритм игры, а команды по очереди отвечают. За неправильный ответ выбывает участник. Если команда слишком долго раздумывает, участник также покидает команду. Итак, ведущий называет любое число, например, 5. Затем поворачивается к первой команде и даёт команду «умножить на 2», команда даёт ответ, потом ведущий поворачивается ко второй команде и даёт команду «отнимаем 4», команда от получившегося числа после предыдущего действия выполняет это действие и даёт ответ и так далее. Отвечать нужно быстро и правильно, иначе не победить.

Эбонитовая палочка

Ребята делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. На одинаковом расстоянии от каждой команды расположен стул с кусочками бумажных листиков в одинаковом количестве). Команды выстраиваются в отдельные ряды. По команде «старт» первые участники берут по эбонитовой палочке и вперёд к стулу с листиками, в пути трут палочку, вырабатывая электричество, добегают к своему стулу и с помощью палочки поднимают один кусочек листика, кладут его в руку и бегут обратно к своей команде, передавая эстафету вторым участникам. Команда, которая быстрее соперников перенесёт все листики бумаги с помощью эбонитовой палочки, станет победителем.

Точные науки

Ребята делятся на команды по 4 человека. По команде ведущего к доске, разделённой на 4 части, выходят первые 4 участника (по одному участнику с каждой команды). Ведущий засекает время и даёт команду «старт», называет предмет точной науки, например, Физика, а первые участники команд приступают мелом на доске писать обозначения из области этого предмета (сила, энергия, масса, ускорение и так далее). После того, как прошла минута, ведущий останавливает участников и подсчитывает количество баллов: один термин - один балл. Далее к доске приглашаются вторые участники команд, ведущий опять даёт команду «старт» и называет предмет - Химия, а ребята пишут на доске обозначения из этой области (любые элементы, которые только вспомнят, объём, плотность, обозначения газа или осадка и так далее). По истечению минуты ведущий останавливает участников и подсчитывает баллы, прибавляя эти баллы к баллам из предыдущего этапа. Затем участие принимают третьи участники, которым достаётся предмет - Алгебра и четвёртые участники, которым достаётся предмет - Геометрия. А команда, у которой будет больше всего баллов после всех 4-ёх этапов, станет победителем.

Игры для классных часов

Игры для разделения аудитории на несколько групп.

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев».

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я – Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?

Что мне больше подходило – вести или следовать?

Когда я чувствовал дискомфорт?

Что мне понравилось в моем партнере?

Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

Гордый Пугливый

Счастливый

Ревнивый

Довольный

Скучающий

Перепуганный

Очарованный

Обезумевший

Напряженный

Страдающий

Смущенный

Сердитый

Одинокий

Надеющийся

Сбитый с толку

Удовлетворенный

Печальный

Возбужденный

Разочарованный

Усталый

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Вопросы:

Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?

Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?

Назовите одну из ваших семейных традиций.

Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.

Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.

Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?

Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.

Назовите что-то, что делает вас счастливым.

Назовите что-то, чего вы боитесь.

Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?

Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.

Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.

Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?

Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.

Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.

Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?

Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?

Как бы вы описали рай?

Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?

Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.

Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?

Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?

Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.

Мое любимое животное – это…

Я чувствую страх, когда думаю о…

Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…

Когда у меня выдается свободное время, я люблю…

Моя любимая телевизионная программа – это…, потому что…

Мне нравится есть…

В школе мне нравится…

Мне больше всего нравятся люди, которые…

Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

Очень люблю заниматься…

У меня неплохо получается…

Меня беспокоит…

Я особенно счастлив, когда…

Мне особенно грустно, когда…

Я злюсь, когда…

Когда печалюсь, я…

Я представляю себя…

Я привлекаю внимание с помощью…

Я добился(ась)…

Я притворяюсь… хотя на самом деле…

Другие люди вызывают во мне…

Самое лучшее во мне – это …

Самое плохое во мне – это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

Опиши то время, когда тебе было одиноко.

Что тебе помогло справиться с одиночеством?

Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?

Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк

Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)

Цена свободы – это вечная бдительность. Д. Керран

Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий

Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека

По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего – не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин

Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский

Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов

Свобода – только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение

Свобода – это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати

Опьянение – не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, – кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека

Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия. Новалис

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр


Классный час.

Тема: «Во что мы играем…»

Цели урока:

1. C оздать условия для развития творческого мышления, познавательной активности, произвольной памяти, коммуникативных способностей.

2. Продолжить воспитание человека культуры, а именно знать историю, традиции своего народа и обычаи.

3. Создать условия для совершенствования навыков коллективной деятельности.

Оборудование: компьютер, проекционный экран; презентация; золотой ключик; карточки с заданием.

Ход мероприятия.

    Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего классного часа «Во что мы играем…» Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших увлечениях, об играх, в которые вы играете в свободное время.

2.Знакомство.

1.Перед тем как начать наше мероприятие, давайте с Вами познакомимся. А поможет нам в этом золотой ключик- ключик знакомства. По очереди каждый ученик называет своё имя и на первую букву имени- прилагательное, наиболее яркое его характеризующее. Записывайте своё имя и прилагательное на цветных карточках, которые у Вас лежат на столах.

Начинает учитель: Ольга - обаятельная.

(Например: Михаил- мудрый; Ирина- искренняя; Василий- весёлый).

2.Рассказ об увлечениях.

Ребята, получается, мы сейчас с Вами играли.

-А в какие игры Вы играете в свободное время? Запишите их на листочках.

-А какие Вы знаете игры исконно-русские?

3. Знакомство с исконно-русскими играми.

Ребята, а есть и интеллектуальные игры, которые развивают сноровку, внимание, веселят, поднимают настроение.

Например: а) Лапта; б) Городки

«Лапта» (Слайды 2-4)

В древних русских летописях есть упоминание о народной игре лапта. Среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено не мало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игры. Значит, более тысячи лет живёт эта игра в народе. Первая попытка создания единых правил по русской лапте была предпринята в 1926 году. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя её популярность в народе по- прежнему высока. И только в 1957 году состоялось первое официальное соревнование по лапте. Лучшее место для игры в лапту- широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров. Для этой игры необходим небольшой мяч, лучше всего теннисный. Биту можно изготовить из дерева. Соревнования проводятся между двумя равными командами численностью до 10 человек.

-Ребята, есть ещё одна очень интересная игра «Городки». Когда-нибудь играли в такую игру?

«Городки» (Слады 5-7)

Городки- это старинная игра. Её история насчитывает несколько веков. В неё играли: Петр1, генералиссимус Суворов. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры. По городкам проводятся чемпионаты России среди подростков и юношей, чемпионаты мира, первенства Европы среди юношей и девушек. Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городком», битами с определённого расстояния.

- Ребята, это игры которые развивают Ваши физические способности. Но есть ещё одна игра познавательная и развивающая игра, которая называется «Буриме». (Слайды 8-10).

Ребята, Вы когда-нибудь играли в такую игру «Буриме»? Кто-нибудь знает об истории этой игры и как в неё играть?

Многие из нас любят поэзию. Мы зачитываемся стихами любимого автора. Но в поэзию можно играть, и имя этой игре-Буриме.

-Как и у любой игры, у буриме есть свои правила. Как же писать буриме?

Буриме появилась в 17 веке. Суть игры сводится к тому, что задаётся определённое количество рифм и, используя эти рифмы, участники должны придумать осмысленное стихотворение.

Сегодня буриме существует и как сетевая интерактивная игра на нескольких сайтах с различными правилами.

Вся суть буриме заключается в том, что из порой совсем несопоставимых и странных рифм получается законченное смысловое стихотворение.

Пример: Один участник предлагает рифмы, следующий сочиняет под них двустишие. И так по цепочке.

Например, заданы рифмы «окно-давно».

Можно написать:

«Мы купили пластиковое окно,

Мы о нём мечтали уже давно».

Итак, ребята Вы готовы?

У каждой группы есть своё начало стихотворения, а Вам нужно его продолжить, а потом мы проверим, какие весёлые стихотворения у Вас получились.

Карточка №1

Уж-душа

Наступил я ногой на ужа.

И ушла моя в пятки душа .

Карточка №2

Звезда-бездна

Тихо тронулась наша звезда.

К берегам неизведанной бездны.

Карточка №3

Гроза-глаза

Если всё не так, и за окном гроза.

Отвлеклись на пять минут, удиви глаза.

Проверка. Чтение стихотворений.

4.Заключение.

Вот какие забавные существуют игры. А закончить наш классный час я хотела бы весёлыми строками, которые Вы продолжите.

Я пришла сегодня в класс,

Чтоб порадовать всех Вас…

- Ребята, спасибо за внимание, с Вами было очень интересно. Вы все были активны. Молодцы!

Цели и задачи

— познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки;

— воспитывать бережное отношение к вещам;

— развивать внимание, логическое, а также творческое мышление, воображение, фантазию, память.

Оборудование

У учителя — таблица «Найти закономерность», распечатка задания с пословицами (для каждой пары); у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель . Сегодня разговор пойдет о предмете, который есть в каждом доме, он является нашим верным помощником.

Стержень с шариком берем

И в футляр его кладем —

К письму готова штучка.

Слово учителя. «Из истории возникновения шариковой ручки»

Учитель. Вам, наверно, известно, что до появления шариковой авторучки люди писали (а некоторые и сейчас пишут) перьевыми ручками. Даже когда появилось это новшество — шариковая ручка, первоклассникам в наших школах не разрешалось ими пользоваться. Считалось, что они портят почерк. Вот и мучились бедные дети, окуная перо в чернила:

«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».

Перо цепляется за «ко»,

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.

С. Михалков

И все же, несмотря ни на что, шариковая ручка прочно вошла в нашу жизнь. Впервые в нашей стране она появилась в 60-х годах XX века и верно служит нам уже около полувека. А самая первая шариковая ручка появилась еще раньше — в 1938 году. Имя ее изобретателя — .... Расшифруйте его сами. (Запись на доске.)

Ответ. Ласло Биро.

Учитель. Венгерский журналист Биро в силу своей профессии часто бывал в типографиях, где однажды обратил внимание на практически мгновенное высыхание газеты после ее печати. Это натолкнуло его на мысль о том, что можно создать ручку, в которой будет использоваться похожий — густой — красящий состав. На помощь журналисту пришел его брат, химик по образованию. В новом изобретении был применен вращающийся шарик, который обеспечивал непрерывную подачу красящей пасты. Так родилась шариковая ручка. Ее массовый выпуск для военных летчиков был налажен в 1943 году. Почему именно для летчиков? Потому что, в отличие от чернильной, она не «текла» на высоте, так как на нее не действовало атмосферное давление, и была безотказной при записях наблюдений в кабине самолета. После второй мировой войны такие ручки стали очень модными. А военное ведомство США решило снабдить ручками Биро всех своих летчиков.

Кстати, расшифруйте, как по-другому стали называть это изобретение — ручку Биро. (Запись на доске).

Учитель. Шариковой ручкой всерьез заинтересовались американцы. Ласло Биро продал им свои права на нее, и вскоре, благодаря американской хватке, весь мир перешел на шариковые ручки, считая их чисто американским изобретением.

Самый пишущий народ — школьники и студенты. Подсчитано, что в год одному школьнику в среднем требуется 3 шариковые ручки и 12 запасных стержней. А студенту — 2 ручки и 24 стержня.

Сейчас существует огромное разнообразие шариковых ручек. Большинство из них — пластмассовые, они самые дешевые, и их не жалко выбросить в случае поломки. И все же к вещам нужно относиться бережно, как к своим друзьям. Ведь авторучка, как правило, служит нам долго и верно, но длина ее жизни во многом зависит от нас, от нашего к ней отношения. Помните об этом!

Из чего еще изготавливают ручки? (Ответы детей.)

Творческие задания

1. А теперь предлагаю вам нарисовать шариковую ручку, но не ту, которой мы обычно пишем каждый день, а подарочный вариант — либо необыкновенно красивую, либо невероятно практичную, например, с электронными часами," будильником или микро-калькулятором и т. д.

Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.

Кому вы хотели бы подарить такую ручку? Почему именно этому человеку? (Отклик детей.)

2. А сейчас посмотрите свежим взглядом на ручку, которой вы сейчас пишете, на эту неустанную труженицу, которая ежедневно трудится уже, возможно, несколько месяцев, а может быть, и лет. Как вы думаете, о чем она может мечтать? (Ответы детей.)

3. Пофантазируем. Игра «Что было бы, если бы...»:

♦ ручка отказалась писать «нехорошие» слова?

♦ ручка научилась танцевать?

♦ ручка могла петь?

♦ ручка сама исправляла ошибки?

♦ ручка заправлялась не чернилами, а черничным джемом?

♦ ручку сделали из карамели?

4. Найдите закономерность в расположении ручек.

5. Шариковые ручки избавили нас от множества клякс и чернильных пятен, возникающих при использовании пера.

Давайте представим себе, какими по форме могут быть чернильные пятна и кляксы и что они напоминают. Для начала я покажу вам несколько образцов. Вот, например. (Рисунок на доске.)

Учащиеся отвечают, что им напоминают эти кляксы.

Учитель. Поиграем: желающие будут выходить к доске, «делать кляксу», а остальные — говорить, на что они похожи. (Игра проводится в течение 2—3 минут.)

6. О письме и о средствах письма в народе существует множество пословиц. Вот некоторые из них. Вы их прочтете, соединив по смыслу начало и конец.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка, после чего дети сдают учителю выполненное на распечатках задание.

Не ручка пишет, да смысл прямой.

Перо пишет, того не вырубить топором.

Буквы кривые, а ум водит.

Что написано пером, а рука

Ответ. Не ручка пишет, а рука. Перо пишет, а ум водит. Буквы кривые, да смысл прямой. Что написано пером, того не вырубить топором.

Учитель. Объясните смыл данных пословиц. (Ответы детей.)

7. Следующее задание заключается в том, чтобы придумать как можно больше предложений с тремя словами:

РУЧКА КОШКА АПЕЛЬСИН

При составлении предложений можно изменять окончания, добавлять другие слова, менять слова местами.

Примеры. Ручка свалилась на кошку, игравшую с апельсином. Кошка ручкой на апельсине оставила свой автограф. Кошка играла попеременно то с ручкой, то с апельсином.

Подведение итогов

Учитель . Проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Ответьте, правда ли, что:

Шариковая ручка пришла на смену перьевой? (Да)

Шариковую ручку изобрели американцы? (Нет)

Стержень не будет писать без шарика? (Да)

Пластмассовая ручка дешевле металлической? (Да)

Изобрел шариковую ручку Ласло Биро? (Да)

Дата изобретения шариковой ручки — 1943 год? (Нет)

Первыми использовать шариковые ручки стали летчики? (Да)

На высоте (например, в самолете) шариковая ручка «не течет», как чернильная? (Да)

Народ пользуется шариковыми ручками уже около пяти столетий? (Нет)

Активнее других пользуются шариковыми ручками пенсионеры? (Нет)

Учитель . В заключение вспомните и запишите в тетрадях 4 пословицы, с которыми вы сегодня работали.

Самостоятельная работа. Проверка.