Конспект по биологии параграф 13 тема водоросли. Конспект урока и презентация по биологии на тему "водоросли"

Водоросли – это растения из подцарства Низших, живущие преимущественно в воде. Тело водоросли представляет собой сплошное слоевище и не разделяется на стебель, корень и листья.

Какие бывают водоросли

В основном, классифицируются по цвету.

Подразделяются на:

  • зеленые;
  • бурые;
  • красные;
  • диатомовые.

Описание водорослей, жизненный цикл, особенности, значение

Зеленые водоросли имеют в своем составе пигмент хлорофилл, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза. Пример одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонада.

Могут также быть многоклеточными, например, спирогира.

Зеленые водоросли имеют нитчатое или пластинчатое (плоское) строение тела; форма может быть круглая или овальная. Одноклеточные зеленые водоросли могут иметь жгутики. Питаются водоросли автотрофно, то есть используют для получения энергии свет.

Зеленые водоросли обитают на поверхности водоемов, в пределах десяти метров глубины. Также могут встречаться на коре деревьев и на поверхности камней. Размножаются бесполым (делением, митозом) и половым (конъюгацией) способами. Наибольшее количество водорослей появляется весной.

Бурые водоросли многоклеточны, и, как правило, имеют вертикальное положение в воде за счет наличия в составе газовых пузырьков. Растут на больших глубинах. Имеют ризоиды, с помощью которых крепятся к компонентам водоемов. Так же как и зеленые, имеют автотрофное питание. Состоят из дифференцированных клеток. Самые известные бурые водоросли – ламинария. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами. Форма их разнообразна (например, кустообразная).

Красные водоросли живут на самых больших глубинах. У них расчлененное тело, также имеют ризоиды. Содержат в клетках хлорофилл, красные пигменты фикобилины и нерастворимые в воде каротиноиды. Размножаются сложным половым способом.

Если водорослям не хватает света для питания, они могут переходить на гетеротрофное питание. Эти растения необходимы для очищения водоемов и выработки кислорода. Многие из них употребляются в пищу человека.

Диатомовые водоросли одноклеточны; имеют панцирь. В основном, это планктон. Рассмотреть можно только под микроскопом.

Водоросли - это автотрофные, фотосинтезирующие, эукариотические организмы. Насчитывается около 30 000 видов различных водорослей. Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.

Водоросли относят к низшим растениям, потому что они не имеют вегетативных органов(листов, корней, почек и др.), а также механической ткани.

Большинство видов произрастает в толще воды, но некоторые могут жить и на поверхности почвы, на коре деревьев, и на камнях.

Существует три основных отдела водорослей: Зеленые водоросли, Красные водоросли(багрянки) и Бурые водоросли.

Водоросли размножаются как бесполым(вегетативное размножение и образование спор), так и половым путем(образование гамет)

Водоросли

Задача урока : познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней

Плакируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основа­нии относят водоросли к низшим растениям.

Личностные : у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока : растения низшие, водоросли : зелёные, бурые, красные.

Деятельность учащихся : работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.

Ход урока .

Проверка знаний о разнообразии, характерных при знаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

(На доске начинает составлять графическую схему.)

Учитель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

( Растения)

Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?

Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

Послушайте сказку.

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока .

СЛАЙД. Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.

Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.

Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.

(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)

Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока

Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениям и.

Разбери это слово по составу и определите его происхождение (вод о рос ль - растет в воде).

Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.

СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.

СЛАЙД.

Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

Интересные факты о водорослях:

    У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4

Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6

Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12

    Одноклеточные зелёные водоросли.

    Многоклеточные зелёные водоросли.

    Харовые водоросли.

    Бурые водоросли.

    Красные водоросли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)

Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.

III . Закрепление материала.

Используя учебник заполните таблицу:

Систематическая группа

Рисунок

Среда обитания

Особенности строения

Зелёные водороли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»

Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?

Водоросли - низшие растения.

Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.

У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

В талломе нет проводящих сосудов.

Хлорофилл находится в хроматофоре

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?

    1. Домашнее задание

      1. Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.

IV . Рефлексия.

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С., а так же может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, подготовка сообщений учащимися по теме, что позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе, делать выводы.

Конспект урока по теме: «Водоросли-слоевищные растения» 5 класс

Задачи:

Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

Сформировать знания об их среде обитания;

Раскрыть особенности строения тела;

Показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Показать значение водорослей в природе и жизни человека;

Продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

Продолжить формирование умения работать с учебником;

План урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Оборудование: гербарий, морские водоросли, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и окружающим. Начинаем работать.

1. Организационный момент (5 мин).

Актуализация проблемы:

Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест.

Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли.

1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?

2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?

4. Какие царства живой природы вы знаете?

5. А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас раздам задания каждой группе.

1. Где обитают водоросли?

2. Какой способ питания у водорослей?

3. Как устроены водоросли?

4. Какие бывают водоросли?

Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108.

Обсуждение ответов. Слайды презентации.

1. Место обитания.

Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.

2. Питание.

Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.

Автотрофное - создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное - всасывание растворов питательных веществ.

3. Строение.

Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите различия в строении изображенных на нем растений.

Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада)

Сколько клеток у хламидомонады? (одна)

А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет)

Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка?

Водоросли

Одноклеточные Многоклеточные

(хламидомонада) (спирогира)

Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).

Одноклеточные водоросли - микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать нескольких десятков метров.

Какого цвета эти водоросли?

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры».

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.

2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.

4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

5. Сделать выводы.

4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей.

Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся.

Найдите эти водоросли в гербариях.

Зеленые водоросли.

Красные водоросли.

Бурые водоросли

Вывод : На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?

Водоросли — это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)

Домашнее задание: параграф 19, вопросы 3-8, придумать загадки на тему водоросли.

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

Тема: Разнообразие и значение водорослей .

Учитель Володина Татьяна Олеговна.

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
  2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
  3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о низших растениях.
  2. Повторить общие сведения о водорослях.
  3. Изучить различные отделы водорослей.
  4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Проверка знаний и умений.
  4. Изучение различных отделов водорослей
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.
  7. Вывод.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.

Проверка знаний и умений.

Задание №1 « Третий лишний»

Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

Задание №3. « Слова – перевертыши»

Составьте известные понятия из слогов:

«спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

Раздаются бланки для выполнения работы.

№вопроса

ответ

  1. Водоросли - это низшие растения?
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
  3. Водоросли имеют органы?
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
  7. Ризоиды – это корни водорослей?
  8. Клетка водоросли имеет ядро?
  9. При половом размножении образуются гаметы?
  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

6 – 8 – «4» балла

4 – 5 – «3» балла

Бланки передали на первые парты.

А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

Отдел Зеленые водоросли.

Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

Запасные питательные вещества крахмал и масла.

Зеленые водоросли.

Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

Хлорелла Ульва, Хара

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Отдел Красные водоросли (Багрянки)

Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

Представители

Анфельция Порфира

Делессерия Филлофора

Значение Красных водорослей:

  1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
  2. Корм для овец в Норвегии
  3. Сырьё для получения агар - агара
  4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

Отдел Бурые водоросли.

Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

Значение:

  1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
  2. Важный компонент фитобентоса;
  3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
  4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
  5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
  6. Косметология.

Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

“Кроссворд”

По вертикали:

  1. Бурая водоросль.
  2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
  3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
  4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
  5. Нитчатая водоросль.
  6. Колониальная зеленая водоросль.
  7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
  8. Как еще называются красные водоросли?

По горизонтали:

  1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
  2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
  3. Тело водорослей.
  4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
  5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
  6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
  7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
  8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
  9. Самые глубоководные водоросли.

Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

Оценки за урок………

Домашнее задание…….

Спасибо за урок!

Владимирская область

Петушинский район

МБОУ Вольгинская СОШ

Разработка открытого урока

Тема: Значение и разнообразие водорослей.

Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
  2. Объяснить способы размножения водорослей;
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

Подготовка к опросу – 3 минуты.

2. Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
    – размеры растений – рис.30 (Приложение 3 , Приложение 4 )
    – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2 )
    – работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5)
  • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
    – ботаника – это…..
    – низшие растения – это…..
    – высшие растения – это…
    – таллом, или слоевище – это…
  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6) . Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3. Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

– Что изучает ботаника?

– Почему растения выделили в самостоятельное царство?

– Какое значение имеют растения в природе?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Почему нужно охранять растения?

Оценивание ответов учащихся

4. Изучение нового материала (25 мин)

9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1) Одноклеточные водоросли

(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

Обитание или распространение (слайд 8)

Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9) . “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10) .

В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11) .

* Размножение хлореллы (слайд 12) .

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

* Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

  1. Питаются рыбы и другие животные.
  2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
  3. Удобрение и корм скоту.
  4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской, бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
  5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

(Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

6. Закрепление материала

  • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7 )
  • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5 , Приложение 6 )

7. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8 ).

8. Объяснение домашнего задания.

На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.

9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).