Социотипы соционика. Краткое описание социотипов

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Сейчас существует немало методик, помогающих человеку лучше разобраться в себе и окружающих, позволяющих эффективнее ориентироваться в жизни, с большей продуктивностью решать как личные, так и профессиональные задачи. Интересно также, что, пусть и нечасто, но появляются новые концепции. К сравнительно молодым и набирающим сегодня все большую популярность относится соционика, предлагающая интересную типологию личности, а также возможность практического применения в жизни знаний о себе и других людях.

Соционика: краткая история и обзор основ

Соционикой называют особую концепцию типов личности и взаимоотношений между ними. Появилась она в 70-х годах 20 века, а ее создательницей стала литовский социолог Аушра Аугустинавичюте. Основные идеи этой концепции были изложены ей в работе «О дуальной природе человека» 1980 года.

Базой для создания соционики послужила типология психотипов швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, а также теория информационного метаболизма польского психиатра Антона Кемпинского. Из последней Аугустинавичюте взяла идею о том, что психика человека «питается» информационными сигналами, приводя тем самым в действие информационный метаболизм.

Но наибольшее значение для соционики все же имеет типология Юнга, описывающая восемь психологических типов:

  • Мышление (интровертное и экстравертное)
  • Чувство (интровертное и экстравертное)
  • Ощущение (интровертное и экстравертное)
  • Интуиция (интровертная и экстравертная)

Юнг выделял и еще одну характеристику – психологическую установку – интровертную (направлена «внутрь себя») или экстравертную (направлена на восприятие внешнего мира). Именно с ее учетом каждый из четырех основных психотипов разделяется на два (интровертный и экстравертный).

Кроме того, мышление, чувство, ощущение и – это еще и основные психические функции, к каждой из которых могут быть добавлены по две дополнительных – ощущение и интуиция. С помощью них можно более точно описать человеческую психику (более подробно об идеях швейцарского психиатра вы можете почитать в нашей статье « »).

Изначально юнговская типология не предназначалась для классификации людей, но через некоторое время на основе его идей родились тесты, позволяющие классифицировать людей по типам (например, опросник Майерс-Бриггс, тест Грея-Уилрайта и другие), и, естественно, соционика.

Психическим функциям теории Юнга (в его теории это были количественные характеристики психических процессов) Аугустинавичюте придала форму «вариантов информационного метаболизма». Также она предположила, что в процессе восприятия окружающей действительности человеческая психика задействует восемь дискретных (прерывающихся) соционических функций:

  • Логика (соответствует Мышлению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или структурную (обозначается) и экстравертную или деловую (обозначается).
  • Этика (соответствует Чувству в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или этику отношений (обозначается) и экстравертную или этику эмоций (обозначается).
  • Сенсорика (соответствует Ощущению в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или сенсорику ощущений (обозначается) и экстравертную или волевую (обозначается).
  • Интуиция (соответствует Интуиции в типологии Юнга). Подразделяется на интровертную или интуицию времени (обозначается) и экстравертную или интуицию возможностей (обозначается).

Каждая соционическая функция воспринимает какой-то один конкретный «аспект» информации, который поступает из внешнего мира. Исходя из этого, то, насколько развита определенная соционическая функция, влияет на способность человека понимать соответствующие аспекты окружающей действительности. И тут нужно вернуться к информационному метаболизму.

С позиции соционики, поток информации, который воспринимает и обрабатывает психика, в процессе информационного метаболизма делится на восемь аспектов, соответствующих каждой из функций и ею обрабатываемых. Соционика опирается на то, что каждый тип личности по-своему воспринимает и обрабатывает информационные аспекты, исходя из разницы в развитии той или иной функции. Соционические функции являются психическими элементами, помогающими человеку взаимодействовать с информационными аспектами.

Таким образом, соционика изучает законы, по которым психика каждого из нас воспринимает и обрабатывает информацию, касающуюся всего многообразия окружающего мира. С помощью этой модели мы можем давать прогнозы действиям других людей, устанавливать их качества и потенциал, понимать, чего можно от них ожидать.

Основа соционики состоит в моделировании и системных подходах. Однако из-за недостаточной эмпирической обоснованности (по мнению некоторых специалистов) наукой ее до сих пор не признали. Не относясь ни к области изучения социологии, ни к сфере исследований психологии, соционика была и остается пока что самостоятельным направлением.

Кроме того, все критерии определения соционического типа (социотипа) человека были установлены по большей части умозрительно. Поэтому определение и проверка результатов психологического типирования представляют некоторые трудности с позиции науки. Именно по этим причинам соционику рассматривают как направление или учение, а не как науку (о критике мы еще поговорим позже).

Несмотря на это, многие известные психологи вполне разделяют идеи соционики. Среди них можно выделить А. В. Букалова, В. М. Шлаина, Г. А. Шульмана, В. В. Мегедя, О. Б. Карпенко, В. В. Гуленко, В. Д. Ермака, С. А. Тартухина, Ю. В. Лемешева, Я. А. Дуброва и других. Основан Международный институт соционики, сотрудниками и руководителями которого являются доктора философии, медицинских и биологических, технических, физико-математических и других наук. (Зарубежных специалистов в этом списке нет по той причине, что на Западе само понятие «соционика» используется для обозначения междисциплинарной области исследований в сфере распределенных систем AI () и их приложениям к социологии.)

Технологии соционики уже несколько десятков лет применяются в кадровом менеджменте множества крупных компаний, подготовке и формировании авиационных и космических экипажей, проведении бизнес-тренингов и семинаров, издательской деятельности, разработке новых методов маркетинга и рекламы и т.д.

Что же касается обычных людей и их жизни, то соционика (типы личности, сама модель и т.д.) способствует пониманию и улучшению человеческих взаимоотношений и совместной деятельности. И главная ее ценность состоит, конечно, именно в знании о социотипах людей. Но прежде чем продолжить разговор, советуем посмотреть это небольшое авторское видео о том, что может дать человеку соционика, от основателя и руководителя Школы прикладной соционики – Елены Андреевны Удаловой.

Соционика: типы личности и их влияние на характер

Как мы и сказали, за основу соционической типологии была взята типология Юнга. Но если в его теории это были психотипы, и их было восемь, то в соционике они называются социотипами, и их шестнадцать (также их называют ТИМами от «тип информационного метаболизма»). Очень любопытно, что названия этих типов отличаются образно-художественным характером (мы приведем также и научные названия), а их основой служат имена известных личностей (реальных или вымышленных), в той или иной степени соответствующих каждому из типов.

В краткой форме рассмотрим эти типы:

  1. «Максим Горький» (логико-сенсорный интроверт). Педантичен, чрезмерно чистоплотен, быстро . Отличается трезвым взглядом на вещи, адекватно оценивает свои силы, мыслит рационально.
  2. «Штирлиц» (логико-сенсорный экстраверт). Очень трудолюбив, социален, рационален. Вокруг него всегда кипит жизнь. Прекрасный мотиватор, открыто проявляет свои чувства, любит шумные компании. Отличается радушием и добротой.
  3. «Робеспьер» (логико-интуитивный интроверт). Оригинален как личность, независим, организован. Способен глубоко и спокойно размышлять, держится в стороне от шумных компаний. Склонен к душевным беседам, мыслит четко и логично, обладает развитой интуицией.
  4. «Джек Лондон» (логико-интуитивный экстраверт). Быстро адаптируется к новым обстоятельствам, прекрасно определяет свой и чужой потенциал. Любит рисковать, предпочитает активное времяпрепровождение и экстремальные ощущения.
  5. «Драйзер» (этико-сенсорный интроверт). Анализирует свои и чужие действия, склонен разбираться в себе. Способен настойчиво, но в мягкой форме отстоять свои взгляды. Придерживается мнения о равенстве всех людей.
  6. «Гюго» (этико-сенсорный экстраверт). Легко манипулирует людьми, всегда активен. Отличается коммуникабельностью и работоспособностью. Альтруистическая натура, способная поступиться своими интересами.
  7. «Достоевский» (этико-интуитивный интроверт). Предпочитает доверять людям и легко их чувствует. Обладает способностью и желанием к обучению. Отличается прекрасными педагогическими качествами.
  8. «Гамлет» (этико-интуитивный экстраверт). Излишне эмоционален, очень выразителен. Отличается активной жестикуляцией. Легко чувствует, когда ему лгут. Обладает прекрасной интуицией.
  9. «Габен» (сенсорно-логический интроверт). Познает мир через свои ощущения. Любит работать руками. Отличается техническим и рациональным складом ума, мышлением инженера.
  10. «Жуков» (сенсорно-логический экстраверт). Добивается своего любой ценой. Любит руководить, анализировать. Предпочитает всегда побеждать и находить во всем выгоду для себя. .
  11. «Дюма» (сенсорно-этический интроверт). Понятен и прост в общении, неконфликтен. Обладает хорошим чувством юмора и любит активно проводить время. Отличается потребностью быть нужным, любит оказывать поддержку и помогать.
  12. «Цезарь» (сенсорно-этический экстраверт). Стремится к лидерству и предпочитает окружать себя более слабыми людьми. Любит казаться необычным и интересным, а также меланхоличным. Сохраняет дистанцию в общении, никогда не раскрывает всех своих мыслей.
  13. «Бальзак» (интуитивно-логический интроверт). Склонен к философским размышлениям и рассуждениям, . Предпочитает все подвергать анализу и на несколько раз перепроверять. Аккуратен, осторожен, ценит окружающих, стремится жить в комфорте.
  14. «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт). Отличается широтой интересов и взглядов. Быстро приспосабливается к новому. Не любит рутину, умеет простым языком доносить сложное, постоянно генерирует идеи.
  15. «Есенин» (интуитивно-этический интроверт). Мечтатель, любит сочинять стихи. Прекрасно разбирается в людях. Любит тратить деньги. Пользуется большим успехом у противоположного пола. Использует свои преимущества для достижения целей.
  16. «Гексли» (интуитивно-этический экстраверт). Обладает многими талантами и богатой фантазией. Человек с тонкой душой, любящий творчество. Не любит скуку и обыденность. Быстро находит общий язык с окружающими.

О том, как определить свой социотип, мы поговорим чуть позже, а пока заметим, что в полной мере он характер, конечно же, не определяет. Каждый человек уникален по своей природе, и даже с помощью шестнадцати типов личности невозможно дать исчерпывающее описание характера и других параметров личности.

Да и в чистом виде в человеке какой-либо соционический тип никогда не присутствует – есть лишь один преобладающий, а все другие существуют в личности в меньшей степени. Причем в одном человеке могут сочетаться, казалось бы, несочетаемые вещи. Например, интуитивно-логический интроверт, который бережет семью, доверяет людям и любит размышлять, может стремиться добиваться своего любыми путями и из всего извлекать выгоду, что характерно для сенсорно-логического экстраверта.

Модель соционики позволяет установить способ восприятия информации, отражающий реакции человека (и их устойчивость) на те или иные обстоятельства, события и т.д. Это в свою очередь позволяет лучше узнать себя самого (и других), понять, что нужно в жизни, как правильнее общаться людьми, и т.п. Определить же соционический тип можно с помощью специальных методов.

Соционика: методы определения социотипа

Традиционно для определения социотипа (типирования) человека используются:

  • Соционические тесты и опросники . Большой популярностью пользуется опросник Майерс-Бриггс (пройти его можно ), хотя опытные специалисты (соционики) указывают на неполное соответствие типологии Майерс-Бриггс соционической типологии, поэтому эти опросники адаптируются. Есть также тесты Вайсбанда и Мегедь-Овчарова, опросники Таланова, тест Гуленко, многофакторный тест Лытовых, соционический тест Кейрси.
  • Соционические интервью . Это беседа соционика с типируемым на произвольную или запланированную тему (нередко она сопровождается тестированием или анкетированием). Проводя диагностику, специалист оценивает, насколько ярко выражаются признаки ТИМа и некоторые другие специфические параметры. После этого соционик сопоставляет полученные данные и делает заключение о ТИМе.
  • Эксперименты . Для реализации этого метода, как правило, соционики создают для типируемых специальные условия, ставят перед ними конкретные задачи. В процессе выполнения заданий специалисты отслеживают действия, реакции, решения людей, а затем делают выводы о ТИМе.
  • Наблюдения . Специалист наблюдает за человеком (или группой людей), оценивает его внешность, поведение, поступки, . Но чтобы сделать достоверные выводы, соционик должен обладать навыком образно-чувственного узнавания ТИМа, основанного на впечатлении.
  • Исследования досье . Соционик изучает личное дело человека, свидетельства очевидцев, личные тексты и/или дневниковые записи, фото- и видеоматериалы, результаты творчества.

Считается, что опытные люди и профессиональные специалисты могут определять социотип человека по его реакциям, внешности, манере общения и даже стилю одежды, не прибегая к длительным исследованиям. Кроме того, некоторые способны адекватно определять свой собственный социотип. Но чтобы достичь такого уровня в соционике, необходимо, во-первых, подробно разобраться в самой системе этого направления и ее социотипах, во-вторых, изучить психотипы, предлагаемые теорией Юнга, и, в-третьих (если дело касается самотипирования), научиться объективно воспринимать и оценивать себя, свои черты характера, реакции и другие особенности своей личности. Не следует забывать и об основной проблеме соционики – о том, что с научной позиции в ней отсутствуют объективные критерии определения соционического типа. Другими словами, любой анализ человека при помощи соционики не будет иметь достоверных научных обоснований.

Тем не менее, если вы научитесь определять социотипы, вы сможете с определенной долей вероятности устанавливать, в чем состоят поведенческие различия между людьми, и искать к ним правильный подход, определять привычки, интересы и способности окружающих, понимать, чем продиктованы их действия и поступки. Обладая соционическими знаниями, человек способен также определять свою совместимость с людьми, прогнозировать развитие отношений, выделять, какие качества в других людях следует воспринимать в качестве основных, а на какие есть смысл не обращать особого внимания. Короче говоря, соционика, несмотря на отсутствие научного статуса, может быть очень даже полезной, как для одного человека, так и для общества в целом.

Соционика: польза для человека и общества

Модель соционики сегодня проникает во все большее количество областей. К тем, что приняли ее более остальных, можно отнести:

  • Подбор, обучение и развитие персонала
  • Повышение эффективности управления организациями
  • Создание инновационных образовательных технологий
  • Диагностика и лечение
  • Профессиональная ориентация подростков и взрослых
  • Воспитание детей в семьях и специализированных учреждениях
  • Организация знакомств
  • и саморазвитие

Самой же востребованной сферой применения соционики является выстраивание комфортных взаимоотношений в любой социальной группе. С помощью соционики мы можем понять, что осложнения в общении с другим человеком (знакомым, коллегой, родственником и т.д.) могут вовсе не быть следствием его злого умысла или внутренней «непригодности» для нас. Просто разные люди воспринимают мир и жизнь индивидуально, имеют свои мнения, обладают разными ценностями. И одно лишь понимание того, как работает наша и чужая психика, может привести к избавлению от множества проблем в отношениях и снятию напряжения. А это важно совершенно в любой области жизнедеятельности.

В дополнение к этому, изучение соционики позволяет личностно расти, расширять границы, выходить из зоны комфорта, учиться быть самим собой и понимать себя, не втискивая свою личность в рамки того, как «должно» быть. Невзирая на ненадежность методов, необъективность результатов, отсутствие статуса науки, это направление имеет неоспоримое преимущество. Состоит оно в том, что соционика помогает каждому , эффективнее общаться с людьми, быстрее и легче достигать поставленных целей и находить свое место в этом огромном мире.

В то же время с самого своего появления и по сей день соционика подвергается серьезной критике. Рассмотрим ее, чтобы получить более объективные выводы.

Критика соционики

Многие исследователи говорят не только о том, что соционика не является наукой, а потому не заслуживает особого доверия, но и о том, что типирование личности вообще может навредить человеку.

В первую очередь еще раз нужно вспомнить, что соционика основана на типологии Юнга и теории информационного метаболизма Кемпинского. Если идеи Юнга вполне можно отнести к научному знанию, то к теории Кемпинского ученые относятся неоднозначно. Да и вообще информации о ней очень мало, а доказательства ее верности и обоснованности требуют поиска и многочисленных проверок. Имеет смысл сказать также, что основательница соционики Аушра Аугустинавичюте была экономистом, а не психологом по профессии, что также вызывает некоторую настороженность.

Кто сегодня разрабатывает соционические тесты часто неизвестно, и, опять же, не все авторитетные психологи их признают. Собственно, и точность этих тестов далека от идеала. Можно пройти несколько таковых и получить разные результаты (разные соционические школы могут типировать одного и того же человека по-разному, т.к. ни одна не имеет четкой оценочной системы, а характеристики социотипов часто расходятся), что и указывает на их низкую надежность и валидность. Но и это еще не все – есть и другие показатели, говорящие о том, что соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой.

В той же психологии есть конкретные критерии объективности в исследованиях (объективность, повторяемость, однородность результатов и т.д.), и любые эксперименты, им не отвечающие и не подтвержденные на разных выборках, автоматически считаются сомнительными. И как раз соционика не может представить такие эксперименты, т.к. их вообще не проводили и вряд ли проведут, ведь соционические критерии субъективны и размыты. А согласно еще одному принципу научного знания, чем меньше субъективности в утверждении, тем больше его можно считать научно достоверным.

По принципу верификации, который вывел Карл Поппер (австрийский и британский социолог и философ), научное знание можно проверить лишь через наблюдение и эксперимент. В соционике хоть и используются эти методы исследования, но все они субъективны и зависят от специалиста, руководствующегося собственными мыслями и опытом.

Другой принцип – принцип фальсификации (почитайте статью « ») указывает на то, что «научным» можно назвать только то знание, которое можно опровергнуть. А когда какое-то направление или учение выстраивается так, чтобы объяснить любые факты, научным оно уже быть не может. В соционике есть масса самых разных пространных формулировок типа «иногда», «обычно», «склонность» и т.п., обобщающих сведения так, что любой человек при желании найдет в таких описаниях с чем согласиться. Она использует по большей части бытовой язык в описании психических явлений, а он неточен и неопределен. По этой причине появляются наукообразные утверждения, невозможные для доказательства или опровержения.

С момента своего появления соционика почти не изменилась и не производит никаких новых знаний, а наука, которой можно доверять, развивается и продуцирует новые знания. Соционика не нуждается в серьезных глубинных исследованиях и многолетнем образовании, она легко и просто определяет психотип и все, что с ним связано, вплоть до «благоприятного» партнера для семейной жизни. Достоверное же психологическое знание требует самого серьезного изучения, сложно для освоения и никогда не оценивает человека однозначно. Соционика же позволяет каждому самому для себя стать психологом, найти легкие ответы на самые сложные вопросы.

Что же касается пагубного влияния на личность, то соционика может «оправдывать» отрицательные черты характера, такие как тревожность, истеричность или хамство, в результате чего человек перестает работать над собой («я такой, какой есть»). Другими словами, то же, что можно использовать себе во благо, может иметь и негативные последствия. Все зависит от интерпретаций, стремлений, дисциплины – одним словом, самого человека. Подобная самостоятельная диагностика тоже имеет мало общего с научностью.

Соционика была получена ненаучным методом, а значит, априори не способна стать наукой и претендовать на достоверность и объективность, тем более, беря за основу неподтвержденные концепции и недоказуемые утверждения.

Это лишь некоторые «против», касающиеся соционики, и, поискав, вы можете найти целые научные работы с ее критикой. Как относиться к этому учению – как к полезному инструменту познания себя и окружающих или как к забавной идее и пище для размышлений на досуге – дело ваше. Безусловно, из нее можно взять нечто полезное для себя, однако всегда нужно помнить о том, что слепо верить ей не стоит – для этого нет никаких научных оснований.

И для сохранения баланса (ведь у нас уже было видеоролик о применении и пользе соционики) предлагаем вам посмотреть видео на тему критики этого направления от кандидата психологических наук Александра Невеева.

Соционика - это концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Учение соционика, типы людей для которой являются объектом изучения, была основана в в 1970-х г. г. Создана соционика Аушрой Аугустинавичюте на основе психотипов Юнга.

Аушра работала в Министерстве финансов Латышской республики, при этом преподавая политэкономию в высших учебных заведениях. Аушру пришла на факультет семейных исследований Вильнюсского пединститута, где и начала описывать новый подход к типированию личности. Она начала выпускать собственные книги, где приводила все свои взгляды на типологию личности людей.

Итак, соционика как наука занимается изучением законов, согласно которым человеческая психика воспринимает и обрабатывает информацию обо всем вокруг. Имея необходимые данные, ты можешь прогнозировать поведение других людей, определять их качества и способности и понимать, чего от них стоит ждать. Немалое значение соционика имеет и для самопознания и саморазвития.

В основу соционики положены системные подходы и моделирование. Она не относится к областям и сферам изучения психологии или социологии, а представляет собой самостоятельное направление. Основная проблема соционики – это отсутствие объективных критериев определения типа человека.

Поскольку они были установлены умозрительно, то и становится невозможным строго и научно определить и проверить результаты психологического типирования. Именно поэтому соционика не относится к наукам, а представляет собой лишь учение или направление. Однако оно признано многими ведущими психологами.

Как некая социопрактика, она помогает понимать и улучшать человеческие отношения и совместную деятельность. Представления о социотипах, психологических аспектах и интертипных взаимодействиях применяются в обычной жизни каждого из нас.

Типы личности в соционике

Юнг составил классификацию психотипов, выделив восемь различных вариантов. При составлении описаний Юнгом учитывались такие интересные особенности, как интуитивные, сенсорные, экстраверсивные, интраверсивные, логические, этические, рациональные и иррациональные. Соционика на основе этого исследования уже установила 16 типов личности.

Рассмотрим коротко каждый тип:

  • Логико-сенсорный экстраверт. Невероятно трудолюбивый, социальный человек, вокруг него постоянная кипящая деятельность, он всех мотивирует. Проявляет свои чувства, любит тусовки, добрый, радушный, открытый человек.
  • Логико-сенсорный . Педант, с повышенной чистоплотностью и крайне трезвым взглядом на вещи. Логико-сенсорный интроверт реально оценивает свои силы, у других людей вызывает всестороннее и расположение после нескольких контактов.
  • Логико-интуитивный экстраверт. Четко выделяет и определяет свои и чужие возможности, любит динамичные виды спорта, экстремальные ощущения. Любит риск. Легко определяется в мире новых технологий.
  • Логико-интуитивный интроверт. Организованный, необычный независимый. Такие соционические типы характеризуются любовью к глубоким спокойным размышлениям, вдали от шумных компаний. Предпочитают задушевные разговоры. Обладают четкой, практичной логикой. Логико-интуитивный интроверт спокойный и уравновешенный человек.
  • Этико-сенсорный экстраверт. Манипулятор, умеет продавливать свое мнение и суждения, альтруист, легко пожертвует своими интересами. Работоспособен, коммуникабелен, активен.
  • Этико-сенсорный интроверт. Склонен к самокопанию и анализу своих и чужих действий. Умеет отстаивать свои взгляды и убеждения мягко, но настойчиво. Полагает, что все люди равны.
  • Этико-интуитивный экстраверт. Слишком эмоциональные, выразительные, активно жестикулируют. Обладают необычными способностями, легко чувствуют ложь других людей, и когда кто-то кривит душой.
  • Этико-интуитивный интроверт. Доверие к людям играют для такого типа решающую роль. Тонко чувствует других людей, любит учиться, читать. Такие люди часто становятся учителями, тренерами, воспитателями.
  • Сенсорно-логический экстраверт. Победа любой ценой – основной принцип такого человека. Это твой соционический тип, если ты любишь руководить, побеждать, анализируешь любую ситуацию с выгодой и выигрышем для себя. Составляя конкретный план действия, ты следуешь ему, не отступая ни перед чем.
  • Сенсорно-логический интроверт. Если слово сенсорный на первом месте, значит и сенсорный, то есть, через ощущения путь познания является основным для познания окружающего мира. Такие люди обожают работать руками, это инженеры, строители, каменщики, плотники. Склад ума рациональный и технический.
  • Сенсорно-этический экстраверт. Меланхолик по своей натуре, точнее любит им казаться, но не быть. Предпочитает вести, а не быть ведомым. Выбирает более слабых друзей, чтобы на их фоне казаться более интересным и оригинальным. Про таких говорят, что не ясно, что у него на уме. Даже в семье среди близких людей он предпочитает сохранять почтительное расстояние.
  • Сенсорно-этический интроверт или так называемый Дюма, по имени писателя. Простой и понятный в общении человек, никогда не конфликтует, при этом умеет шутить и развлекаться на полную катушку. Часто становится членом добровольческих организаций, испытывает необходимость быть нужным, помогать бабушкам перейти дорогу.
  • Интуитивно-логический экстраверт. Ты относишься к этому типу, если отличаешься широтой взглядов и интересов, умеешь и легко приспосабливаешься к изменившимся условиям, новому месту работы. Если ты представляешь собой ходячий генератор идей, не любишь рутину, умеешь объяснять любые сложные задачи.
  • Интуитивно-логический интроверт. Интуитивно-логический интроверт, или Бальзак, великолепный, начитанный философ. Если ты любишь все анализировать, семь раз отмеришь, прежде чем отрезать – тогда это твой . Такие люди осторожны, аккуратны, любят домашний уют и комфорт в быту. Бальзак заботится о других людях, ценит семью.
  • Интуитивно-этический экстраверт. Соционические типы таких людей рождены с фантазией и талантами. У них тонкая душевная организация, такие люди становятся художниками, писателями, обожают любую творческую деятельность. Это твой тип, если ты ненавидишь рутину и скуку, легко взаимодействуешь с людьми, находя с ними общий язык с полуслова.
  • Интуитивно-этический интроверт. Утонченные мечтатели. Это твой тип, если ты сочиняешь стихи, любишь поэзию, предаешься многочасовым мечтаниям. Помимо этого, соционический тип отлично разбирается в людях, встречает по одежке, придает огромное значение внешности, транжира и мот, но нравится людям, любим людьми противоположного пола, активно использует свой дар нравится для своих целей.

Как определяется социотип человека

Для этого существуют , но некоторые люди могут определять социотип, при наличии определенного опыта, и по внешности, а также манере общаться, одеваться, реагировать на ситуацию.

Пройти тест быстро, но не очень надежно. Как правило, он-лайн тесты предлагают несколько вопросов, после чего определяют, являешься ли ты, например, интуитивно-логическим интровертом или же твой тип – это логико-сенсорный интроверт.

Научившись определять 16 типов личности окружающих людей, можно понимать, чем продиктованы их поступки, в чем поведенческие различия, почему различаются способности, интересы и привычки.

Знание в области соционики позволят тебе легко определять свою совместимость с людьми противоположного пола, предполагать как будут складываться с ними дальнейшие отношения, какие качества в партнере, друге или подруге следует воспринимать, а какие игнорировать.

Типирование по внешности – самый спорный вариант в соционике. Существуют сторонники и противники такого метода. Признаки могут быть либо не видны, либо формальные признаки могут просто отсутствовать.

Еще один метод – это самотипирование, когда ты сам пытаешься по описаниям определить, интуитивно-этический интроверт ты, к примеру, или же логико-интуитивный интроверт и т. д. Некоторые считают, что определить свой социотип невозможно. Однако, это не совсем верно.

Установить, кто ты, к примеру, интуитивно-этический интроверт или логико-сенсорный интроверт и т. д. вполне можно и самому. Но прежде, чем определять, стоит начать адекватно себя воспринимать, подойти к каждой черте своего характера, ни как к плохим, хорошим, вредным или положительным, а полезным с точки зрения соционики. И, конечно, необходимо детально разобраться в типологии науки по Юнгу.

Влияние типа личности на характер человека

Прежде всего, необходимо уточнить, что психотип не определяет характер человека полностью.

И если ты установил в результате тестов, что ты интуитивно-логический интроверт – это еще не значит, что в твоем характере не проявляется интуитивно-этический интроверт или логико-интуитивный интроверт или другие типы.

Психотип – это скорее способ воспринимать информацию, отражающий, как ты реагируешь на то или иное событие в жизни, насколько устойчив.

Но каждый из нас уникален, оригинален. А 16 типов личности не способны вполне описать любой характер и его отдельные параметры. До такого наука психология, соционика или любая другая наука о личности не дойдет никогда. Слишком мы неповторимы и разнообразны, чтобы загонять самих себя в определенные рамки классификаций и типирования.

Удивительно, но 16 типов личности могут сочетаться между собой, быть гармоничными и дисгармоничными. Интуитивно-логический интроверт может сочетать в себе черты логико-интуитивного интроверта и логико-сенсорного интроверта.

Области применения и польза науки о социотипах

Вообще говоря, социотип – это в некотором роде внутренний гороскоп каждого из нас. Стоит ли знать свой гороскоп, как применить эти знания в жизни – решать только тебе.

Логико-сенсорный интроверт ты или интуитивно-логический интроверт или же совсем другой тип – это имеет значение, по сути, только тогда, когда ты знаешь, как это знание использовать и применять в практическом аспекте. Люди склонны все классифицировать и определять, такова наша природа.

Применение представлений о типировании находят широкое применение на практике в кадровом менеджменте. Здесь они помогают во время подбора персонала, для формирования сплочённого коллектива и для более эффективного функционирования управления в компании.

Еще одна сфера применения соционики – это организация знакомств. Существуют целые службы знакомств, где знакомства основаны на соционическом типировании. Также при помощи соционических методик и практик подбирают группы для организации обучения, для воспитания и обучения.

Знания в области соционики дают значительное преимущество. Оно заключается в работе с врожденными структурами личности. Подход позволяет понимать поведение людей, прогнозировать их реакции, раскрыть особенности взаимоотношений с родителями и детьми.

Уже очень давно появился такой термин, как соционика. Это не наука, а особенная классификация типов личности, а также взаимоотношений, складывающихся между ними. Основана она была в семидесятых годах прошлого столетия таким социологом, как Аушра Аугустинавичюте. И эта типология вызвала у многих Итак, стоит простым и понятным языком рассказать про эту концепцию и разобраться в её принципах.

Определение

Итак, что такое соционика, это понятно. Теперь нужно раскрыть данный термин подробнее.

Назначение данной концепции заключается в том, чтобы каждый человек мог выяснить свой индивидуальный и на основании результата и прочтенной характеристики (как правило, с кое-какими направляющими на определенный путь советами) выбрать способ самореализации.

Многие критики и ученые говорят, что соционика - это уже самостоятельная дисциплина, которая не относится к психологии, а значительно выходит за её рамки. Можно сказать и иначе. Соционика - это своеобразная и уникальная наука, которая лежит там, где пересекаются информатика, социология и психология.

Применение дисциплины

Соционика - это не только дисциплина, разработавшая Она также является наукой, которая нашла свое применение в определенных сферах деятельности. Так, например, в России соционический тест нередко проводят при подборе персонала. Еще бывает, что методы, основанные на принципах данной дисциплины, применяются в педагогике. комплектация и формирование хирургических бригад "скорой помощи" - в этом она тоже нашла свое применение.

Даже в языкознании соционику используют. На основании её принципов выясняют системную типологию языковой личности. При этом выделяют и проводят анализ лингвосоционических типов. Но это уже совершенно другая “отрасль”.

И, конечно, политика. В этой важной сфере деятельности данную концепцию тоже уже начали использовать.

Психические функции

Соционика - тест необычный. Он может показаться простым (хотя, по сути, так оно и есть), но для того чтобы его сделать таковым, ученые проводили различные эксперименты и изучали мышление человека.

Типы личности выявляются на основании таких характеристик, как интуиция, ощущение, чувство и мышление. И у них есть свое определение. Так, например, мышление является функцией, которая приводит информацию и данные в конкретную понятийную связь. Чувство характеризуется немного иначе. Оно придает этому содержанию определенную ценность. Имеется в виду моральная составляющая. То есть человек получил информацию (мышление), обработал её и сделал заключение - плохо это или хорошо, красиво/некрасиво, подло/честно и т. д. Это и есть чувства.

Теперь ощущения. Синоним слова “восприятие”. Человек, определяя умозаключение (о чем говорилось выше), руководствуется именно ощущениями.

И последнее - интуиция. Та функция, при помощи которой человек воспринимает что-либо без размышлений. Можно сказать, бессознательно. Просто ему так кажется.

На основании этих функций, а точнее на том, как они сочетаются в сознании конкретной личности и в каких количествах, и определяется соционический тип.

“Дон Кихот”, “Дюма”, “Гюго” и “Робеспьер”

Это - первые четыре типа, о которых хотелось бы рассказать. Всего их 16.

Итак, “Дон Кихот” (он же “Искатель”). Относящихся к этому характеризуют как интуитивно-логических экстравертов. Отличные организаторы, личности, которые стараются быть полезными, любители острых ощущений, нуждающиеся в постоянном азарте и всегда рвущиеся за перспективами.

“Дюма”, он же “Посредник”. Эти люди - сенсорно-этические интроверты. Дружелюбные, им нравится искусство и природа, они внимательны и заботливы, редко отказывают, любят помогать и не любят выделяться из толпы. К сожалению, эти добрые и искренние люди сегодня редкость. Это уже доказала соционика. Таблица отношений показывает, что идеальной парой (дуалом) для таких людей является “Дон Кихот”, о котором рассказывалось выше. И действительно, по характеристикам они идеально дополняют друг друга.

“Гюго” и “Робеспьер” - они же “Энтузиаст” и “Аналитик”. Этико-сенсорный экстраверт и логико-интуитивный интроверт. Идеально дополняют друг друга с психологической точки зрения. Пламенный, эмоциональный, неутомимый любитель порядка и рациональный борец за справедливость с развитой логикой - весьма колоритное сочетание, как показывает соционика. Женщины и мужчины, которые встречаются в таком сочетании, являются довольно интересными парами.

“Гамлет”, “Максим”, “Жуков” и “Есенин”

Первые два перечисленных типа - это “Наставник” и “Инспектор”. И они тоже дуалы. “Гамлеты” - это серьезные и сосредоточенные на своих проблемах личности. Соционика показывает, что эти люди могут справиться с чем угодно, если подготовятся к ситуации и найдут решение. Четко разделяют добро и зло и плохого никогда не совершат незаслуженно.

“Максимы Горькие” - трезвые реалисты, которые никогда не меняют своих взглядов. Вообще. К тому же они довольно скрытны. Для них “моё” - значит исключительно “моё”. Они выносливые, стойкие характером, порой даже безжалостные. И эмоциональные.

“Жуков” и “Есенин” - это тоже интересная дуальная пара. “Маршалы” являются волевыми и целеустремленными людьми, которых интересует достижение намеченной цели. Не испытывают страха, переживаний и других сильных эмоций. “Есенин” является для него идеальной дуальной парой потому, что как раз эти личности - борцы за эмоциональное раскрепощение. Очень тонко чувствуют остальных. Романтики, которые гонятся за вдохновением. Человек соционического типа “Есенин” станет тем, чего так не хватало несколько черствому и серьезному “Жукову”.

“Наполеон”, “Бальзак”, “Джек” и “Драйзер”

Это - предпоследняя “четверка”, которую предлагает нашему вниманию соционика. Таблица отношений показывает, что перечисленные типы действительно дополняют друг друга в полной мере.

Ведь “Наполеон” и “Бальзак” - это, и правда, уникальная пара. Активный, энергичный эстет и мягкосердечный интеллектуал. “Бальзак” становится идеальной парой для “Наполеона” потому, что тому нужен под боком человек, который стал бы “второй половинкой” сразу. То есть ему не хочется приспосабливаться к партнеру. И в данной дуальной паре это вполне возможно.

“Джек” - это истинный трудоголик, романтик, который любит приключения, неустанный оптимист и просто человек, который любит жизнь. Что же нам говорит соционика? Отношения у “Джеков” отлично складываются с “Драйзерами”. Потому что это вежливые, тактичные люди, скромные, верные, любящие. В общем, “Драйзера” “Джек” обязательно захочет развеселить, показать настоящую, насыщенную событиями жизнь. Как правило, такие пары крепкие.

“Штирлиц”, “Достоевский”, “Гексли” и “Габен”

Это - последняя четверка “Штирлицы” - люди, умеющие действовать логично и разумно. Они напористые и не терпят никаких проволочек. Также "Штирлиц" - ярый противник хитрости, подлости и нечестной игры, чего бы это ни касалось. “Достоевские”, считающиеся идеальной соционической парой “Штирлицам”, являются обладателями очень чувствительной и Они никогда не отказывают и стараются всем помочь. И действительно, эти люди способны стать хорошей парой “Штирлицам” - у них получится научить тех быть эмоциональнее и мягче в тех ситуациях, где без этого построить отношения не получится.

“Гексли” - это горячие энтузиасты. Эмоциональные, активные, любят веселые компании и приключения. А еще от их настроения может зависеть вообще всё. “Габен”, его дуал - это сдержанный в эмоциях человек, который не будет работать без какой-либо цели. У них с “Гексли” действительно получаются Один другого учит контролировать эмоции (когда нужно быть сдержанным, а когда этого не надо делать), а второй - подталкивает своего партнера к активной деятельности.

Заключение

Итак, следует отметить, что у каждого типа есть подробная характеристика, и все что описано выше - это лишь вкратце и для общего ознакомления. И напоследок хотелось бы оговориться, что из перечисленных “дуалов” могут получаться не обязательно любовные пары. Коллеги, товарищи, друзья - имеются в виду в целом отношения между людьми! Ведь “дуалы” - это просто определенные пары, которые являются идеальными с точки зрения психо-социологического дополнения друг друга.

Татьяна ПРОКОФЬЕВА,

Марина КУЗЬМИНА

Предлагаем вам, дорогие читатели, познакомиться поближе с соционическими типами. Возьмем для описания по четыре функции: две сильные и две слабые. Так мы сможем увидеть и достоинства и недостатки каждого типа.

Интуитивно-логические экстраверты (ИЛЭ, Дон Кихот) – прирожденные исследователи и изобретатели. При этом они изучают не только то, что полезно, а “все, что интересно”, начиная от теории машин и механизмов, до бабочек и гусениц. Их хлебом не корми, дай прочитать о чем-нибудь загадочном и таинственном. Полученные знания ИЛЭ стремятся тут же применить на практике, но при этом редко бывают заинтересованы в получении реальной выгоды от своих открытий. Благодаря интуиции (1 канал) и логике (2 канал) представители данного типа способны в кратчайший срок перелопатить огромное количество литературы по интересующей их теме, как говориться, объять необъятное и “прорубить просеку” для идущих вслед за ними. Их теории и методы порой носят неординарный характер, что может привести к перевороту в уже устоявшихся взглядах.

Сенсорно-этического интроверта (СЭИ, Дюма) можно назвать мастером компромиссов. Жизненное кредо СЭИ заключается в возможности полнокровно наслаждаться жизнью и не мешать это делать другим. Как правило, у представителей данного типа личности на редкость уютное жилище, в котором они любят отдохнуть душой и телом (сенсорика ощущений – базовая функция). В доме много удобных вещей. Все подобрано в тон и заранее продумано. Свободное время СЭИ проводит за приготовлением пищи – это его любимое занятие. Представитель данного типа – прирожденный дизайнер, парикмахер и визажист. Он тонко чувствует цвет, форму и объем предметов. Собирая друзей за обеденным столом СЭИ не редко становится тамадой, шутником и душой компании (этика эмоций находится в творческом канале). Смешной историей или байкой он способен расположить к себе даже самого угрюмого человека.

Недостатком СЭИ является отсутствие способности принимать важные, стратегические решения. Он не обладает упорством, настойчивостью и дальновидностью в ответственных делах. СЭИ живет одним днем, любые выводы на будущее для него особо мучительны (интуиция времени и логика действий – слабые функции). За представителями данного типа была неоднократно замечена еще одна негативная черта – они тратят массу драгоценного времени на мелочи.

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьер) стремится во всем увидеть и создать систему и закономерность. Как правило, это широко эрудированные люди, которые не любят афишировать разносторонние познания. Они аккуратисты и педанты не только в образе мыслей, но и в окружающем их внешнем мире. Среди ЛИИ вы вряд ли встретите человека, верящего в чудеса и надеющегося на “авось”. Обозначив цель, они делают ставку на собственное трудолюбие и организованность в делах. Последовательность, обязательность, следование однажды данному слову – вот те хорошие эпитеты, которыми можно охарактеризовать представителей данного типа личности.

Недостатком ЛИИ является слабость этики отношений, что порой выливается в неуверенность, меланхоличность в эмоциональных оценках людей. Особенно это заметно в незнакомой обстановке. Глядя на окружающих, ЛИИ пытаются понять, что удобно, принято в данной компании, а что нет. Однако, подстроиться под обстановку им не всегда удается. Они могут оказаться невпопад веселыми или угрюмыми. Вследствие отсутствия способности различать эмоциональные нюансы, представители данного типа видят людей в черно-белых тонах: плохой - хороший, добрый – злой, друг - враг. ЛИИ нередко характеризуют, как твердолобых и упрямых (гипертрофированность функции волевая сенсорика). Дело в том, что они не выносят даже малейшей фальши и лжи. В принципиально важных для себя вопросах могут быть чрезмерно твердыми, как скала.

Этико-интуитивного экстраверта (ЭИЭ, Гамлет) можно охарактеризовать, как человека расточительных эмоций. Недаром среди них много артистов, режиссеров и музыкантов (этика эмоций в первом канале). “Весь мир – театр, и люди в нем актеры” – девиз ЭИЭ. Он способен даже неинтересный материал преподнести аудитории на удивление живо и занимательно. Вообще с ними никогда не бывает скучно. Представители данного типа живут от одной эмоциональной грозы, начавшейся неожиданно, подобно майской грозе, до другой. Он мастер ввернуть в разговор цитаты, шутки, каламбуры и анекдоты. Часто ЭИЭ является истинным знатоком и ценителем прекрасного. Интуиция времени дает возможность оценить искусство и с ходу определить, что будет пользоваться популярностью, а что нет. Среди представителей данного типа много приверженцев авангардных течений в литературе, музыке и живописи. ЭИЭ – человек богемный, тонко чувствующий настроение эпохи. Это самые аристократичные люди, настоящие принцы и принцессы.

Недостатком ЭИЭ является “работа на публику”. Равнодушие и безразличие к их позерству и внешним эффектам порой слишком губительно. Не найдя подходящую аудиторию энтузиазм ЭИЭ затухает, поведение становится скованным и появляется обида на слушателей. Их отличает чрезмерная брезгливость (хромает сенсорика ощущений). Но даже несмотря на это жилище представителя данного типа обычно содержится в “художественном беспорядке”. Во внешнем облике тоже могут проявляться противоречия. ЭИЭ способен надеть зеленое с красным, объясняя это модой и своеобразным стилем. Болезненное неумение следовать логики (данная функция является болевой точкой) иногда гипертрофируется в подчеркнутое желание слыть деловым человеком. У ЭИЭ в карманах много записных книжек, визитных карточек и чеков. Их он предъявляет во всех подходящих случаях. Представитель данного типа не выносит физической боли. Стоматологи их заклятые враги. Малейшая царапина способна надолго выбить их из колеи, а богатое воображение приписывает ей тяжелейшие последствия. Вспомните “Принцессу на горошине” – это как раз тот случай.

Логико-сенсорные интроверты (ЛСИ, Максим) предпочитает действовать тихо, планомерно и рационально. В их представлении мир устроен по закону логики (соответствующая функция является базовой). Эти люди уважают дисциплину и порядок. Они являются приверженцами сильной власти. Ярчайшим представителем данного типа личности можно назвать И. В. Сталина. В своей политике он предпочитал действовать тайно, порой интригуя, без “шума и пыли” устранял конкурентов. Упорству и терпеливости ЛСИ завидуют многие, не обладающие данными качествами типы личности. Они отступают, видя тихую, но решительную позицию ЛСИ. Логико-сенсорные интроверты – лидеры небольшого коллектива, точно и в положенный срок справятся с поставленной бизнесом или учебой задачей.

ЛСИ нередко обвиняют в эмоциональной глухоте. Их недостаток в слабой проявленности этики эмоций. Например, они редко способны почувствовать настроения, царящие в подведомственном им коллективе. Отношения с людьми предпочитают строить на эффекте обожания. Представители данного типа редко способны выслушать, а главное принять даже конструктивную критику в свой адрес. Слабость интуиции возможностей проявляется у них в том, что они склонны бороться с “излишней” информацией, стараются придерживаться одного, ранее принятого мнения. Дискуссии и прения представляются им ненужными пререканиями, мешающими работе. ЛСИ редко прислушиваются к советам, потому что свою точку зрения считают единственно верной. Если же корректно указать им на данные недостатки, то они способны затаить обиду и при случае отомстить. Вспомнить хотя бы сталинские репрессии, в результате которых были физически уничтожены инакомыслящие представители интеллигенции.

Интуитивно-этического интроверта (ИЭИ, Есенин) можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа – коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души.

К сожалению, творческую функцию люди не всегда способны употребить во благо. Порой встречаются ИЭИ с гипертрофированной этикой эмоций, проще говоря, эмоционально распущенные. Вместо того чтобы согревать внутренним теплом, начинают манипулировать людьми и становятся капризным. В экзальтированном порыве ИЭИ может закатить истерику, потому что “все не так” и “ничего не складывается” (сенсорика ощущений и логика действий – слабые функции). Одним словом, представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Сенсорно-логические экстраверты (СЛЭ, Жуков) не витают в облаках и не мечтают лежа на диване о том, что было бы, если... Это люди земных, практичных дел. Честолюбивые, волевые и целеустремленные – так можно охарактеризовать представителей данного типа. Это прирожденные руководители и администраторы, способные взять на себя ответственность за принятие важных решений. Они ценят логику и аргументацию. Иррациональность СЛЭ проявляется в том, что их деятельность порой подвержена настроению. Если они с утра не встали “с левой ноги”, то способны подписать любую бумажку или поставить заветную троечку заядлому прогульщику, если же нет – берегись! Про таких говорят: круты на расправу. Несмотря на это, если обратиться за помощью к представителям данного типа в критической ситуации, они не будут разглагольствовать и давать бесплатных советов, а предпочтут помочь делом. В этом их главное достоинство.

К недостаткам можно отнести неспособность предвидеть будущее и последствия резких слов и поступков (слабая интуиция возможностей). В следствие этого, им кажется, что проблемы наваливаются ниоткуда и разрастаются подобно снежному кому. Свою главную задачу они видят в том, чтобы выстоять, не сломаться. СЛЭ также не способны разобраться в тонкостях человеческих отношений. Сильная волевая сенсорика в данном случае, как бы переклинивает слабые функции и со стороны создается “эффект танка”. Словно таран, они идут напролом по людским мнениям и слабостям.

Сенсорно-этические экстраверты (СЭЭ, Наполеон) – прирожденные лидеры и вожаки. Область их интересов: земные, практичные дела через которые можно ощутить свое беспредельное влияние на окружающих. Представители данного типа уважают власть и стремятся к ней, а за одно и ко всем привилегиям даруемым ею. Их девиз “пришел, увидел, победил”! Это люди волевые (волевая сенсорика – базовая функция) и одновременно дипломатичные (этика отношений в творческом канале). Если для других типов информационного метаболизма свойственно раскачивание и раздумье прежде чем приступить к ответственному мероприятию, СЭЭ бросаются сразу в омут с головой. “Главное ввязаться в бой, а там посмотрим” - говорил Наполеон Бонапарт, яркий представитель этого типа. “А я в любовь, как в омут, бросаюсь с головою” – вторит ему Алла Пугачева, тоже яркий представитель СЭЭ. Это люди необузданных страстей, уж если дружат, то до конца, а если любят, то без остатка. Они живут настоящим, для них будущее всегда прекрасно, но оно в будущем, а о прошлом и сожалеть нечего, его не вернуть.

Недостатком СЭЭ является их желание сиять для всех и всюду подобно Солнцу. Четвертый канал (болевая функция) занят логикой отношений, не дружат они с компьютером, не любят разные формальности: схемы, расписания, терпеть не могут наводить порядок. Отсюда же их максимализм. Чувства “любовь – ненависть” к одному и тому же человеку могут сменять по несколько раз на день. СЭЭ нередко надевает на себя маску искусного манипулятора и комбинатора, но в связи с тем что интуиция возможностей явно не его конек, быстрые победы, подчас оборачиваются проблемами и поражениями в дальнейшем. СЭЭ скрывают неудачи от посторонних глаз, поскольку ничто не должно нарушать имидж победителя. СЭЭ нередко обвиняют в эгоцентризме, завышенных амбициях и самомнении. Представители данного типа живут одним днем, по принципу “здесь и сейчас”, а вспышками гнева, порой наживают себе врагов.

Интуитивно-логического интроверта (ИЛИ, Бальзак) можно назвать главным стратегом из всех стратегов. Мощнейшая интуиция в совокупности с логикой дает представителям данного типа мудрость и знание жизненных законов. Отличительная черта ИЛИ – осторожность. Яркий представитель данного типа информационного метаболизма М. И. Кутузов. Он воевал всю жизнь, но не выиграл ни одного знаменательного сражения, все его победы двусмысленны – с ничейным счетом. Несмотря на это мы называем его величайшим полководцем. А Наполеон и Суворов величали Михаила Илларионовича не иначе, как хитрой лисой. Почему? Ум Кутузова проявился в простом признании очевидного факта – победить Наполеона в открытом бою нельзя. Наполеон был мастером атаки, он продумывал планы сражений заранее и в деталях, а Кутузов умел отступать. Это сложнейшая военная задача – действуя лишь частью сил, надо сдерживать все силы неприятеля, постоянно чередуя, то разворачивать их в боевой порядок, то сворачивать в походный. Кутузов точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом лошадей кавалерии, и оказался прав. От великой “Гранд Арми” в конце войны в живых осталось лишь 5000 человек. Это от пятисот или шестисот тысяч! Кутузов же сохранил половину армии для генерального сражения.

Главным недостатком ИЛИ можно назвать болезненное неумение активно проявлять эмоции. Вспомнить хотя бы исторический факт поедания Кутузовым курицы в разгар Бородинской битвы. Представители данного типа нередко производят впечатление хмурых и унылых людей. Однако под маской вечных скептиков и пессимистов скрывается истинный мечтатель и идеалист. Чтобы не показаться “скупым рыцарем” ИЛИ способны на мотовство или безрассудные поступки. Например, подарить мало знакомому человеку дорогой подарок. Но и тут они редко спустят все деньги до конца, скорее заранее просчитают, сколько нужно потратить и когда поставить точку. Слабая сенсорика ощущений проявляется в равнодушии к внешнему облику, порой доходящем до расхлябанности и неряшливости. В целом же тяготеют к простому стилю в одежде.

Логико-интуитивные экстраверты (ЛИЭ, Джек Лондон) – это прирожденные предприниматели, бизнесмены, рационализаторы. Все их можно охарактеризовать одним словом – труженики. Однако они не любят бессмысленной деятельности, во всем должна быть конечная цель. Голова ЛИЭ напоминает компьютер (сильный канал логики). Они способны быстро уловить суть проблемы, просчитать детали и вычислить оптимальные пути решения проблемы (проявления интуиции). Одновременно представители данного типа – неисправимые романтики, склонные к путешествиям, приключением и риску. Среди них много каскадеров, спасателей, испытателей. Работают они легко и весело, для них важно чувство локтя и товарищества.

Основная проблема ЛИЭ – внешний вид (хромает сенсорика ощущений). Поэтому они нередко выглядят, будто только что из похода: мужчины не бриты, женщины не причесаны. У них столько важных дел, что собой заняться совершенно некогда. То же касается и проблемы кулинарии. На кухне представители данного типа не любят импровизации. Скорее возьмут поваренную книгу и приготовят блюдо согласно написанному рецепту. На дежурный вопрос о здоровье, они могут удариться в описание сомнительных симптомов, возникших у них в последнее время. Своеобразная стихийность в проявлении эмоций (слабая этика эмоций) сравнима с неожиданно обрушившимся водопадом. В такие моменты их бывает “слишком много для окружающих”.

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ, Драйзер) – настоящий стоик и хранитель моральных устоев общества. Среди представителей данного типа много юристов, следователей, медиков и воспитателей (этика отношений в первом канале). Женщины-ЭСИ отличаются глубокой привязанностью семье. Взвалив на себя непосильную ношу в виде работы, хозяйства и детей, они не жалуются на судьбу, а героически переносят тяготы. По степени самоотверженности и надежности с ЭСИ не сравнится ни один психологический тип (волевая сенсорика – творческая функция). Тип ЭСИ умет быть врачевателем не только духа, но и тела. Борьба с злом – отличительная черта данного типа.

Недостаток ЭСИ кроется в сверхрациональности данного типа. Определенная ортодоксальность и максимализм негативно отличает их. Вспомним многочисленные древнегреческие сюжеты. Что выбрать главному герою: любовь или долг? ЭСИ выбирают последнее. Делая подобный выбор, они не редко становятся заложниками внутреннего одиночества. Интересные люди и отношения, не вписывающиеся в их систему ценностей, выпадают из их поля зрения. Представители данного типа не в ладах с интуицией возможностей, поэтому способны проявить несвоевременную или неуместную инициативу. В последствии это оборачивается многочисленными неприятностями – “инициатива наказуема”.

Логико-сенсорного экстраверта (ЛСЭ, Штирлиц) отличает умение отделить главное от второстепенного. Как и все логики данный тип не терпит спешки, суеты и сопутствующей им нервозности. ЛСЭ деловиты, собраны, последовательны. В целом представители данного типа здраво оценивают собственные силы, поэтому в работе стремятся занять соответствующую им нишу. Сенсорика ощущений в творческом канале дарит ЛСЭ изысканный вкус и способность создавать красоту собственными руками. Женщины-ЛСЭ предпочитают в одежде эффектные, подходящие к фигуре фасоны и аксессуары. Красота в сочетании с функциональностью и полезностью – залог их успеха.

Недостатком ЛСЭ можно назвать их чрезмерную склонность к предсказуемости и стабильности (слабая интуиция времени). За боязнь жить одним днем их упрекают в консерватизме и недальновидности. Слабая этика эмоций дает неуверенность в незнакомой обстановке. Несмотря на то, что ЛСЭ экстраверты, они не склонны заводить новых отношений, руководствуясь принципом “старый друг лучше новых двух”. Даже если семейная жизнь по каким-либо причинам не устраивает, ЛСЭ вряд ли пускаться в одинокое плавание.

Для этико-интуитивного интроверта (ЭИИ, Достоевский) на первом месте в иерархии приоритетов стоят вопросы человеческой этики и морали (этика отношений – базовая функция). Все его творчество заполнено поиском новых, более совершенных форм человеческих взаимоотношений. ЭИИ старается быть внимательным к каждой личности, поскольку она представляется ему целым миром, сосудом, в котором наравне с прекрасным заключены грубость, злоба и ненависть. Тип ЭИИ – это духовный и нравственный пастырь, наставник не зависимо от возраста. К нему устремляются “поплакать в жилетку” когда случилось горе или на душе скребут кошки. Совершая путь от понимания к прощению, представитель ЭИИ осуществляет свое предназначение.

К недостаткам типа ЭИИ относится недостаточная проявленность волевой сенсорики, выражающаяся в непримиримости к насилию над личностью. При этом их любимые выражения – все эпитеты “долженствования”. В результате возникает излишняя суета там, где ее не должно быть. Проводя в философских размышлениях, порой не имеющих конкретного, земного применения дни напролет, ЭИИ не способен организовать собственный быт. Внешнее силовое давление губительно для ранимого, не способного противостоять натиску, ЭИИ. Представители данного типа отстаивают высокие, духовные идеалы, при этом отбрасывают и критикуют “мещанские” проявления: стремление хорошо одеться, вкусно поесть. Жертвенность ЭИИ порой может быть направлена на тех, кто в этом не так уж и нуждается.

Сенсорно-логические интроверты (СЛИ, Габен) – люди предпочитающие иметь синицу в руках, чем годами ловить журавля в небе. Сильная функция сенсорика ощущений дарует СЛИ талант во всем, что связано с работой руками. Отличительная черта данного типа – обустройство собственного быта. Эти люди знают толк в дизайне, мебели и обладают отменным вкусом. Одежду они предпочитают дорогую, подчеркивающую их солидный статус. А статус у них действительно высок. Как мужчины, так и женщины способны организовать доходный бизнес в торговле или производстве. А еще СЛИ – прирожденные кулинары. Процесс приготовления пищи для них сродни священнодействию. В этом им помогает сильная функция сенсорики ощущений. И даже если у них нет виллы на Канарах, а есть небольшой домик в ближайшем Подмосковье, поверьте, они сумеют по земному насладиться прелестью утренней пробежки по росе, запахом цветущей сирени и кружкой парного молока.

Недостаток СЛИ заключается в слабых функциях этики эмоций и интуиции времени. Как и ИЛИ, СЛИ испытывает трудности в выражении чувств и эмоций. Подспудно боясь быть неправильно понятым (СЛИ очень ранимы), он предпочитает не демонстрировать своего истинного отношения к людям вовсе. Однако если их унизить или публично осмеять, способны расплакаться и сорваться, накричав на обидчика. Представители данного типа помнят даже мелкие обиды, а уж после крупных разногласий способны вовсе разорвать отношения до конца жизни. Слабая интуиция времени у СЛИ проявляется в желании заранее распланировать всевозможные дела. Сюда относится их излишний консерватизм и осторожность. Они никогда не примут окончательного решения не разобравшись в вопросе до конца и не учтя всех деталей.

Интуитивно-этические экстраверты (ИЭЭ, Гексли) – прирожденные психологи, консультанты и посредники. Представители данного типа самые живые, непосредственные люди из всех. Интуиция в первом канале дает им возможность с ходу уловить суть человеческих проблем и желаний. Они мыслят нетривиально, необычно и порой обнаруживают в собеседнике неизвестные ему достоинства и таланты. Среди ИЭЭ много изобретателей и первооткрывателей в области компьютерных программ и технике. Интуиция в сочетании с этикой проявляется в драгоценном чувстве такта. О таланте ИЭЭ в работе людьми хочется сказать отдельно. Все представители данного типа непосредственно обаятельны, теплы и внимательны. У них много разноплановых друзей и при этом все их любят за тонкое понимание человеческих проблем и особенностей. Если вам на пути встретился человек способный поддерживать хорошие отношения с бывшими женами, мужьями и коллегами по работе, то это скорее всего ИЭЭ.

Недостатком ИЭЭ можно назвать неумение заниматься работой, требующей кропотливости, планомерности, одним словом любой “сидячей работой”. Представители данного типа подолгу тянут со сдачей дипломной работы, квартальной отчетности и любой другой важной документации (недостает проявления волевой сенсорики). Миролюбие и дружелюбие порой играет в жизни ИЭЭ злую шутку. Правда, иногда (чаще всего невпопад) они способны проявить железную волю и решимость идти до конца. Но потом сожалеют о резких словах и поступках, ищут возможности примирения.

Список литературы:

А. Барсова. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности. – М.: “АСТ-пресс”, 2001г.

С. Е. Кашницкий. Среди людей. Соционика – наука общения. – М.: “Армада-пресс”, 2001г

Проявления соционического ТИМа, его основные установки, программы на восприятие информации в наибольшей степени объясняются аспектами блока Эго модели А - двух наиболее сильных и осознанных функций. Далее приведены описания программных установок для каждого ТИМа.

Однако следует отметить, что соционический тип определяет возможности человека, его потенциал в тех или иных областях, но не приоритет или субъективную значимость этих областей для человека (за это отвечает психософский тип). Поэтому следует учитывать, что при противоречивых сочетаниях соционического и психософского типа, например, если речь идет о СЭИ-«Дюма» с 3Э+4Ф по психософии или о ЛИЭ-«Джеке Лондоне» с 3Л+4Ф, базовый блок будет проявлен иначе.

1 квадра Альфа

СЭИ-«Дюма», БС+ЧЭ

Этика эмоций для сенсорики ощущений.
Самый широкий и чистый канал восприятия у Дюмы – сенсорика ощущений, первое, что приходит на ум, что имеет значение – физические ощущения. Такой человек умеет стремиться к уюту и комфорту, неторопливости, сохранению здоровья и красоты, знает в этом толк.

Чаще не любит боль, напряжение. Основной инструмент для осуществления всего этого – эмоции. Могут кокетничать ради того, чтобы получить помощь с целью обеспечения комфорта. Умеют создать радостную атмосферу, чтобы в ней можно было расслабиться.
Могут экспериментировать с интенсивностью и многообразием эмоций, чтобы задать нужную обстановку в своем пространстве.

ЭСЭ-«Гюго», ЧЭ+БС

Сенсорика ощущений для этики эмоций.
Самый широкий и чистый канал воспринимает информацию об эмоциональном фоне, веселье, радости. Такие люди могут хорошо уметь устраивать праздники, сборища, возможно с разнообразием вкусной еды. Умеют хорошо одеваться, хорошо выглядеть, умеют привлекать внимание. Для них может быть важно вызывать к себе уважение и хорошее отношение. А какой инструмент для этого? Сенсорика ощущений. «Создам комфорт и всем будет весело. Буду красиво выглядеть и все меня будут любить.»

Умеют экспериментировать в области сенсорики ощущений, в зависимости от того, какой создается эмоциональный фон.

ЛИИ-«Робеспьер», БЛ+ЧИ

Интуиция возможностей для структурной логики.
Умеют использовать возможности, новые и разные, для поддержания некоторой логической концепции. Умеют глубоко понять суть предмета, разобраться в нем, тогда предмет вписывается в систему, через призму которой базовый блок БЛ+ЧИ воспринимает мир. Умеют любое событие, любое ощущение, чувство объяснить, вписать в определенную логическую концепцию.

ИЛЭ-«Дон Кихот», ЧИ+БЛ

Структурная логика для интуиции возможностей.
Такой базовый блок позволяет хорошо объяснять и использовать логику для поиска новых возможностей. Искать объяснения, чтобы понять и показать другим суть предмета. Такой человек может удачно и легко генерировать идеи. А для их продвижения используется структурная логика – структурирование, объяснение их другим. ЧИ+БЛ внимательны, своим логическим мышлением могут постоянно искать новое. Умеют выйти за рамки ограничений (как в науке, так в социуме), норм, проявить свою уникальность.

2 квадра Бета

ИЭИ-«Есенин», БИ+ЧЭ

Этика эмоций для интуиции времени.
Умеет чувствовать любое мельчайшее изменение. Особенно – изменение в настроениях себя и людей. Умеет обращать внимание на события и чувствовать, как они будут развиваться дальше. Разбирается в тенденциях развития событий, умеет хранить память о том, что дорого (особенно, что было дорого). Умеет проявлять капризность в своих целях. С помощью эмоций, формируя нужное отношение к себе, может тонко манипулировать людьми и ситуацией.
Создают фон, при котором события воспринимаются нужным образом.
Важные изменения умеют подсвечиваться неким оттенком эмоций. Эмоциональным фоном может создаваться наиболее удачная и гармоничная обстановка.
Может быть интересно экспериментировать с интенсивностью эмоций.

ЭИЭ-«Гамлет», ЧЭ+БИ

Интуиция времени для этики эмоций.
Умеют чувствовать эмоциональное состояние объекта и то, как и когда влиять эмоционально. В какое время отыграть соответствующую роль. Умеет отыгрывать одну и ту же роль с разной эмоциональной окраской.
Базовый блок позволяет подстраивать ситуацию и подстраиваться под нее так, чтобы проявить именно те эмоции, которые нужны для достижения желаемой цели, и выбирать для этого идеальный момент. Также вызвать уважение и отношение к себе. Базовый блок хочет находиться в нужном эмоциональном состоянии в подходящее время. Умеет выбрать идеальный момент для эмоционального воздействия.

СЛЭ-«Жуков», ЧС+БЛ

Структурная логика для волевой сенсорики.
Такой блок позволяет структурировать пространство, создавать иерархии, командовать и заставлять других функционировать в своих целях. Умеет ставить стратегические задачи. Определять оптимальную ему расстановку сил, располагая других участников каждого в своей ячейке. Человек умеет объяснить любую возникшую ситуацию. Переупорядочить ее нужным образом. Задача блока – утвердить свою уверенность, свой статус, положение.

ЛСИ-«Максим Горький», БЛ+ЧС

Волевая сенсорика для структурной логики.
Такой базовый блок позволяет его обладателю хорошо разбираться в том, как хранить порядок, как закреплять законы и правила и контролировать их выполнение. Такой базовый блок дает восприятие всего вокруг, словно некой структуры, статичной картинки, где все объекты связаны иерархически. И не позволяет этому восприятию лишний раз меняться. Умеет отслеживать выполнение планов точно, как требуется. Умеет уверенно настаивать на своем там, где это касается важных убеждений и правил.

3 квадра Гамма

ЛИЭ-«Джек Лондон», ЧЛ+БИ

Интуиция времени для деловой логики.
Время для дел. Самое ясное в восприятии такого блока – дела, действия, потоки активности. Эффективность действий. Что бы ни происходило, умеют разобраться в ситуации, в том, как извлечь пользу и куда двигаться дальше, как решать проблемы. Инструмент – интуитивное мышление, планирование, умение видеть развитие событий в будущем и в соответствии с этим распределять дела. Человек может хорошо чувствовать время, например, сколько времени уйдет на какие дела, планировать. Чем закончится тот или иной процесс, имеет ли он перспективы, какие перспективы нужны. Могут экспериментировать с организацией и планированием рабочего процесса для получения оптимального результата.

ИЛИ-«Бальзак», БИ+ЧЛ

Деловая логика для интуиции времени
Здесь основная функция подразумевает наблюдение. Умеют смотреть за ходом событий, отслеживать изменения. И в нужный момент лишь включать свой инструмент – деловую логику, быстро и эффективно что-то сделать, получить требуемую пользу. Они терпеливо умеют наблюдать, дожидаясь того единственного момента, участие в котором принесет оптимальную пользу. Результат которой пойдет на обеспечение дальнейшего ожидания.

ЭСИ-«Драйзер», БЭ+ЧС

Волевая сенсорика для этики отношений.
Базовый блок работает на сохранение отношений. В частности, своего отношения к объектам. Если у человека есть определенное отношение к человеку ли к ситуации или к коллективу, то усилия волевой сенсорики умеют быть направленными на то, чтобы это отношение не менялось. Умеют влиять на людей, отстаивать свою позицию, своей уверенностью закрепляя свои моральные принципы. Могут определять и хранить дистанцию между собой и людьми такую, чтобы к ним было определенное отношение.

СЭЭ-«Наполеон», ЧС+БЭ

Этика отношений для волевой сенсорики.
Базовый блок работает так, что отношение человека к другим или к объектам умеет меняться и проявляться в том виде, а который для ситуации оптимален. Базовый блок направлен на получение власти над ситуацией, увеличение уверенности в ней. Человек умеет быть уверенным, чувствовать свою значимость, свой (и не только) статус. С помощью этики и своим отношением к окружающему миру умеет формировать ситуацию так, как требуется.

4 квадра Дельта

ЭИИ-«Достоевский», БЭ+ЧИ

Интуиция возможностей для этики отношений.
Базовый блок БЭ+ЧИ работает на создание отношений и сохранение отношений с помощью разных возможностей. Дает глубокое понимание сути отношений между людьми, этических норм. Человек умеет искать новые возможности для сохранения своей этической картины мира. Умеет абстрагироваться от внешнего мира, если отношения с последним не устраивают. Может найти способ относиться к другим так, как полагает система ценностей конкретного обладателя.

Если отношения вокруг складываются не так, как хочется, программа ТИМа найдет способ уйти от этих отношений, избежать ненужных столкновений. Может видеть разные способы подходы к людям. Разные возможности установления контактов между людьми. Умеют оправдывать поступки других людей для сохранения прежнего отношения к ним. Либо ищут способ отстраниться абстрагироваться.

ЛСЭ-«Штирлиц», ЧЛ+БС

Сенсорика ощущений для деловой логики
Базовый блок дает способность детально и качественно выполнять свою работу, к любым процессам подходить внимательно, изучать кропотливо с целью обеспечения эффективной деятельности. Умеет заниматься детальной проработкой планов. Умеет создать комфортные условия для работы, любой деятельности. А также – оказывать заботу с целью благополучной жизни.

Такой базовый блок позволяет внимательно и подробно разобраться в волнующей проблеме. Обладатель умеет быть самостоятельным, осмотрительным. Может разобраться в технологических процессах, как и что где устроено, как нужно организовать процесс. Починить что-либо, чтобы работало, как нужно. Комфорт и аккуратность обеспечиваются для поддержания дел и процессов.

СЛИ-«Габен», БС+ЧЛ

Деловая логика для сенсорики ощущений.
Дела, работа, обеспечение эффективности для создания максимально комфортной обстановки для себя и близкого окружения. Такой базовый блок дает умение создавать комфорт своими действиями. Может умело работать с техникой. Умеет быть аккуратным, рациональным. Хорошо чувствует обстановку вокруг, пространство. Умеет рационально решать финансовые и бытовые вопросы. Технологии, техники умеют использоваться для обеспечения комфорта.

Базовый блок работает на сохранение и улучшение физических ощущений, ощущения комфорта. При желании его обладателя, умеет следить за внешностью, выглядеть красиво (по критериям обладателя), не особо напрягаясь, а уместными рациональными действиями. Умеет найти способ обеспечить себе максимум комфорта за счет рационального расходования сил и средств.

ИЭЭ-«Гексли», ЧИ+БЭ

Этика отношений для интуиции возможностей.
Базовый блок Гексли работает на поиск и открытие новых возможностей. Могут налаживать разные контакты, строить отношения с разными людьми. Отношение к другим может меняться в зависимости от ситуации. Человеку интересны новые возможности. С помощью контакта с людьми, коллективами - расширяют свое мировоззрение, ищут новые интересы, идеи.

Базовый блок требует разнообразного, нового общения. Базовый блок позволяет экспериментировать в отношениях с людьми, гибко используя разную тактику в разных ситуациях. Чувствует другого человека, и может выстраивать с ним самые разные отношения.