Методическая разработка по музыке на тему: модульный урок. Прелюдия Рахманинова

Жанр: фортепианная миниатюра, ор. 32, № 12 (в полном цикле прелюдий - № 23).

Время создания: лето 1910 года.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия. В сохранившемся автографеимеется дата: «23 августа 1910 г. Ивановка».

Относительно именно этой пьесы известно любопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим егопроизведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur ( ) и gis - moll (данная пьеса – А. М .), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2

Не сохранилось (до нас не дошло или вовсе не было) никакого авторского комментария по поводу содержания этой пьесы – высказываний, аналогичных тем, что широко известны относительно другой, самой популярной, прелюдии - № 1 до диез минор (см. в Коллекции). Тем не менее, едва ли можно ошибиться в том, что именно выразил в этой пьесе композитор: это, несомненно, зимние русские просторы, по которым мчатся сани со звенящими бубенцами. Образ пьесы столь очевиден, что эту музыку можно было бы назвать буквально «кинематографической»: мы словно видим, как вдалеке на фоне белого заснеженного пейзажа появилась темная точку, она приближается… И вот, уже различим в санях ездока, угадываем его настроение, взволнованное состояние (мелодия в альтовом регистре поручена левой руке; над нею, переливаясь, непрерывно звенит колокольчик) Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то - успокаиваясь (все это отражено в исполнительских ремарках композитора в нотах). Это не праздничный кортеж – это какая-то одинокая душа – страстная, мятежная, романтичная – затерявшаяся в заснеженных русских просторах. Куда она стремится? К кому?.. Музыка вызывает массу чувств, передает множество оттенков. В кульминации мы слышим и восторг, и отчаяние. Этот порыв сменяется страстной мольбой. Героя не оставляет надежда. Средняя – бурная - часть рисует скорее драму, нежели триумф. Постепенно волнение утихает, фразе, состоящей из двузвучных нисходящих «мотивов вздоха» (чувство горечи, тоски), отвечает фраза, в основе которой восходящий «мотив надежды». Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе, но в средней части уступившее место выражению личной драмы героя, возвращается в заключительных тактах как образ зимнего пейзажа. Стихающая и растворяющаяся звучность в очень высоком регистре фортепиано, на сей раз, создает образ прощания и расставания. Колокольчик смолкает…

PS . Колокольные звучания – во всем их разнообразии – от веселого перезвона до набата - одна из характерных и впечатляющих особенностей стиля музыки С. Рахманинова. Можно привести много примеров, начиная с самых ранних опусов (Прелюдия № 1 до –диез минор, ор. 3, № 2), Концерта № 2 до минор и до «Колоколов», поэмы для оркестра, хора и голосов соло, ор. 35 (в поэме нашли отражения колокольныезвоны новгородских храмов и монастырей, которые Рахманинов слышал в детстве). Не случайно в воспоминаниях о С. Рахманинове его друг и глубокий почитатель, другой великий композитор Н. К. Метнер размышлял о нем, апеллируя к образу колокола: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. <…> В наши дни, когда колокол стал помехой нашей цивилизации и постепенно вытеснен из жизни больших городов, мы, музыканты, особенно должны ценить каждый удар его, глубокий, властный звук, покрывающий собою всю уличную какофонию». 3

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С.

Приветствую участников содружества "Искусство звука"!

С.В. Рахманинов - мой самый любимый композитор. Объяснить, почему это так, непросто. Вышло так, что с детства его музыка вызывает в душе что-то такое, необъяснимое, что-то такое, что заставляет сердце биться в унисон с его музыкой. И еще… музыка С.В. Рахманинова для меня ассоциируется с Россией, с ее природой, с русским народом. Мне кажется, что нет другого композитора, музыка которого так связана с Россией. Да, все мы знаем, что композитор часть жизни провел не в России, это так. Но, его музыка, его сочинения, написанные в то время, когда он жил в России, и тогда когда он ее покинул, остаются привязанными к России, в них тот же лейтмотив.
В своем блоге я уже написал немало постов о музыке, но так вышло, что ни разу не обращался к творчеству моего самого любимого композитора. Сейчас, когда организовалось сообщество людей, преданных музыке, постараюсь восполнить этот пробел, и свой первый пост посвящаю С.В. Рахманинову.
Намеренно в заголовке поста не указал, о каких именно прелюдиях С.В. Рахманинова идет речь, ведь их у него намного больше. Уверен, что большинство из вас догадалось о каких именно прелюдиях идет речь. Одна из них, вообще, как говорят, находится вне конкуренции, это прелюдия До диез минор соч. 3 №2.


Вторая прелюдия, о которой хочу написать - Прелюдия соль минор соч.23 №5.


«Музыка по сказкам Пушкина» - Добрые сказки. Царевна. Тромбон. Руслан. Иллюстрации к сказке. Образы Пушкинских сказок. Челеста. Сказки. Флейта. М.И. Глинка. Ель растёт перед дворцом. Море. Добрая песня. Месяц. Труба. Инструменты. Скрипка. Опера. Звезды.

«Музыка и изобразительное искусство» - «Царевна-лебедь» М. Врубель. Владимир Картин «Лесное озеро» Вадим Секацкий «Водопад». Балет. Былина. Проблема урока. Зачем же любишь то, что так печально, Встречаешь муку с радостью такой? Мюзикл. Ты - музыка, но звукам музыкальным Ты внемлешь с непонятною тоской. Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение.

«Основные средства музыкальной выразительности» - Можно описать любую мелодию. Темп. Мелодия. Ритм. Штрихи. Лад. Средства музыкальной выразительности. Тембр. СМВ. Примем СМВ за сердцевину цветка. Динамика.

«Музыка как искусство» - В наше время. Музыка – частица нашей жизни. Музыка в кино. Музыка танца. Музыка – вид искусства. Музыкальное искусство Тамбовского края. Музыка – мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Легенды о музыке. Красота родного края в музыке. Музыка на празднике. Музыка должна высекать огонь из сердца человека.

«Птицы в музыке» - Символ мира. Русская народная песня - „Летят утки“. Александр Александрович Алябьев. Значение птиц в музыкальной культуре. Времена года. Подготовка первых пьес к изданию. Петр Ильич Чайковский. Русская народная песня - „Черный ворон“. М.И. Глинка - „Жаворонок“. Март. Родители. Детские и юношеские годы композитора.

«Средства музыкальной выразительности» - 6.Одна из форм произведения. Средства музыкальной выразительности. 1. Один из видов лада. 7.Таким может быть темп. 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь?

Всего в теме 37 презентаций

После завершения десяти прелюдий, составивших , творческие интересы надолго сосредоточились в области крупномасштабных произведений. Он написал « » и «Франческу да Римини», задумывался о новых операх, создал Симфонию № 2 и Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Из небольших произведений в эти годы были написаны только пятнадцать романсов и «Итальянская полька», созданная под впечатлением выступления уличных музыкантов в Италии. Но в августе 1910 г. Рахманинов вновь принимается за сочинение фортепианных миниатюр. Композитор жалуется в одном из писем, что создание «мелких фортепианных вещей» идет тяжело. Однако результатом этого труда, не приносившего композитору, по его признанию, «ни красоты, ни радости», явилось создание нового цикла прелюдий.

Новая тетрадь содержала тринадцать прелюдий. Такое количество было связано с тем, что Рахманинов задался целью написать – в соответствии с традициями и – полный цикл прелюдий, используя все тональности. В сочетании с Прелюдией до-диез минор из « », созданного им в 1892 г., и десятью прелюдиями Op. 23 эти тринадцать прелюдий составили такой полный цикл, охватывающий все тональности.

По образному строю второй цикл прелюдий значительно отличается от первого: в нем меньше созерцательной лирики, больше образов сумрачных, тревожно-драматических и мужественно-эпических. Но некоторые черты первого цикла присутствуют и во втором – в частности, парная группировка пьес по тональному родству (чаще всего речь идет о сопоставлении одноименных тональностей) или иным признакам. Как и первый цикл, эти тринадцать прелюдий Рахманинов никогда не исполнял в виде единого произведения, однако некоторые объединяющие моменты в нем присутствуют. Так, открывающая цикл до-мажорная прелюдия с энергичными мелодическими ходами воспринимается как вступление, а завершающая серию ре-бемоль мажорная прелюдия звучит как монументальный эпилог.

Весьма интересная история связана с Прелюдией № 2 си-бемоль минор. Бенно Моисеевич – английский пианист российского происхождения, с которым композитор общался в эмиграции, в разговоре с композитором признался, что эта прелюдия напоминает ему картину швейцарского художника Арнольда Бёклина «Возвращение домой», и Рахманинов ответил, что именно под впечатлением этой картины он и написал пьесу. На картине Бёклина изображен ландскнехт, возвращающийся домой после долгого отсутствия: сидя на краю небольшого озера, он всматривается в долину, где светится окно родного дома. Такая же лирическая теплота и спокойствие с оттенком печали отличают прелюдию: мелодическое зерно варьируется без особой интенсивности.

В прелюдии ми мажор представлена яркая картина праздничного шествия. На маршевую жанровую основу накладываются многообразные колористические эффекты – в фортепианной фактуре возникают и веселые наигрыши, и ликующий колокольный звон. Динамика постепенно затухает к концу пьесы, создавая впечатление удаляющегося шествия. В противоположность ей, Прелюдия ми минор отличается тревожной порывистостью.

Прелюдия соль мажор исполнена проникновенного лиризма. Светлая, ясная мелодия строго диатоничная, фактура исключительно прозрачна. Кантиленная тема, развертывающаяся на фоне квинтольных фигураций, постепенно расширяет свой диапазон, чтобы затем раствориться в наигрыше, подчеркивающем пасторальную природу музыкального образа.

Прелюдия фа минор с ее аккордами, подчеркнутыми акцентами, и вихревыми картинами предвосхищает апокалиптические образы набатного звона из «Колоколов».

Диалог голосов возникает в Прелюдии фа мажор. Оба голоса насыщены декламационными интонациями, придающими им особую выразительность. В ладовой основе прелюдии диатоничность совмещается с хроматизмами, впрочем, они лишь подчеркивают ладовую устойчивость, обостряя тяготения.

Прелюдия ля-минор построена на краткой тематической ячейке, состоящей всего из трех нот, которая настойчиво повторяется в различных регистрах, подхваченная вихревым движением.

Мрачным характером отличается Прелюдия си-минор. Размеренное движение в сочетании с тяжелыми басами напоминает траурное шествие. В среднем разделе основной мотив, проходящий в увеличении, сопровождаемый аккордовой пульсацией, приобретает драматический оттенок. По мелодическим интонациям и фактуре средний раздел прелюдии перекликается с ариозо Малатесты из «Франчески да Римини».

В Прелюдии си-мажор появляется характерная ритмическая фигура сицилианы, придающая оттенок танцевальности, которая остается слабовыраженной благодаря хоральной фактуре.

Монументальная торжественность царит в Прелюдии ре-бемоль мажор, завершающей цикл. Картина строгого шествия сопровождается интонациями колокольного звона, которые так любил .

Все права защищены. Копирование запрещено

На каждой парте лежат карточки с заданиями и оценочный лист.

Выберете карточку под номером 1.

ЗАДАНИЕ:

1Внимательно посмотреть презентацию «Угадай оркестр».

2Определить по инструментам названия оркестра.

3Записать в карточку названия оркестров.

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

«Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное.Однажды прелюдия просто пришла и я занисал ее.Она подступила с такой силой,что я не смог бы отделаться от нее.если бы даже попытался.Она должна была быть-и она стала.»-так писал Сергей Рахманинов о своем сочинении,которое звестно во асем мире,как «Прелюдия до диез минор»юОна стала любима и популярна в разных странах.

Это удивительная пьеса1Эвучит она меньше трех минут,а сыграть ее может только очень хороший пианист.Однако главная интонация запоминается каждым.В ней всего три звука:ля,соль диез,до диез.Сейчас я спою вам эти звуки,вы послушаете и повторите вместе со мной.

А теперь вслушайтесь в них.О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?(игра на инструменте.)

Ему противостоит другая интонация(исполнение на инструменте.

А тетеперь давайте послушаем это произведениеи узнаем,как звучит эта музыка.(Слушание)

ІІ. Выполните следующие задания:

Задание 2

На каждой парте лежит карточка с заданиямиюВыполните их вместе с товарищем по парте.

Находим карточку под номером 2

1Сколько действующих лиц в этой пьесе?

2Это размышление одного человека или диалог двух людейю

3Выбери.как звучит музыка (угрожающе,трепетно,торжествующе)

4Какие чувства охватывают тебя при прослушивании этой музыки(радость,гнев,боль,надежда,порыв,отчаяние

«Сочинил эту пьесу композитор в!9 лет.Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С.Рахманинова.Эту музыку называют «маленькой трагедией», Схваткой человека с судьбой».

ПРЕЛЮДИЯ-это музыкальная пьеса,предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.

«Слушатель был взволнован.возбужден и успокоен Теперь он готов к восприятию следующего произведения»-в этос Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.

Давайте послушаем Прелюдию еще раз и определим.сколько в ней частей(поднятие руки при смене мелодии)

Задание 3

А теперь возьмите карточку с номером У3 и заполните ее вместе с товарищем.

1Сколько частей в Прелюдии.

2Выбери название инструмента звучание которого напоминают мерные аккорды звучащие в разных регистрах(скрипка,барабан,труба.колокола)

3Каким бы инструментам симфонического оркестра ты доверил исполнить

1часть,

2часть

(Максимальное количество баллов 14)

Цель: Приобретение вокально-хоровых навыков.

ІІ. Обсудите результаты работы.

(Максимальное количество баллов 19 баллов).

І. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

ІІ. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради по Музыке выполнить заданииие на 21 страничке.