Внеклассное мероприятие "Птичий КВН. День птиц"

Птичий КВН «ДЕНЬ ПТИЦ»

Цель : Обобщать и расширять знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Ребята, сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. У нас стало теплее, согрелся воздух, земля. Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось преодолеть, чтоб вернуться домой. Теперь они начнут обживаться и радовать нас своим пением.

Птицы – наши друзья. Их нельзя обижать, нужно беречь. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют. У русского народа есть много пословиц и поговорок о птицах. Вот такая, например: «Ласточка день начинает, а скворец кончает». С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы.

Дорогие мальчики и девочки! Приглашаю вас принять участие в нашем KBНе. Кто знает, что такое КВН?

(Ответы детей.)

Верно, КВН - это клуб веселых и находчивых. Тема нашего КВНа «Птицы - наши друзья». За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших друзьях. И вот сегодня проверим ваши знания, а также узнаем много нового о птицах и посмотрим, кто же у нас самый веселый и находчивый.

В нашей игре принимают участие 2 команды: «Ласточка» и «Синичка».

Все готовы, игра начинается.

Конкурс 1. «Отгадай загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

    Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка).

    Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет «Чик-чирик!» (Воробей).

    Синяя посыпка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её…(синичка).

    Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница…(сорока).

    Над речной волной летает,

Речки шум унять мечтает,

На волну садиться –

Что это за птица? (Чайка).

    Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…(ворона).

    Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…(снегиря).

    Маленький певец лесной,

Прекрасно поёт соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на кассету, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона : кар – кар!

Воробей : Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель : Свири - свир!

Синица : синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумы-вают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Вопросы:

    Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в тёплые края?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, сова.)

    Какие птицы на зимовку улетают в тёплые края?

(Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки, журавли.)

    Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

    Зачем журавлю длинные ноги?

    Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

    Какую птицу зовут ледоломкой? (Оляпку.)

    Какие птицы подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц? (Кукушка.)

    Какие птицы любят лакомиться семенами шишек?

(Дятел, клёст.)

    Какая птица любит берёзовый сок? (Дятел.)

    Какие птицы любят есть ягоды рябины?

(Снегирь, свиристель.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на лисочке бумаги по-словицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объ-яснить её смысл.

    Лес без птиц и птицы без леса не живут.

    Всякая птица своим клювом сыта.

    Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1 . Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2 . Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3 . Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказы-вающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1 . Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед.

Будет вам зимой обед!

Ученик 2 . В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3 . Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Ученик 4 . В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5 . В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой ко-манды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рас-сказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Март, ни хмурься.

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Снегири

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны из далека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполняется песня.

Наш КВН подошел к концу.

(Подведение итогов. Награждение медалями команд. Вручение призов.)

Цель:

создать условия для:

Обобщения знаний учащихся о живой природе, об особенностях некоторых птиц;
- использование межпредметных связей – уроков «Ознакомления с окружающим миром», родного языка, литературы;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Подготовительная работа: учащиеся делятся на команды, выбирают название и девиз, рисуют эмблемы, читают книги: А.Поповкина, В.Флинт, Е.Сурикова.

1. Организационный момент.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый – ребята.
Солнышко рано встает.
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.

Под маршевую музыку команды выходят на сцену.

2. Представление команд.

Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием.

1 команда. Лебедь. Приветствие – «Не ловить, не стрелять, Птичек надо охранять».

2 команда . Орел. Приветствие – «Не пугать, не убивать, Птиц мы будем охранять!»

Оценка этого задания – 6 баллов.

3. Разминка.

Ведущий: каждая игра КВН начинается с разминки. Мы не будем нарушать эту традицию. И так, начнем.
(Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой записаны вопросы. Капитаны выбирают карточку, но вопросы задает ведущий).

1) Какая птица может лететь вперед? (Колибри).
2) Какая птица выше всех летает? (Орел).
3) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек).

1) Какая птица в мире самая большая? (Страус)
2) Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова).
3) За что горихвостка получила такое название? (Хвост птички красного цвета, он все время подрагивает, кажется, что вспыхивает огоньком).

За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям.

Жюри объявляет результаты конкурса «Представление команд».

4. «Узнай птицу по описанию»

И так, внимание…

1. Вот над болотом летит длинноклювая птица. Да и клюв – то у нее такой интересный, загнут вниз. Внимание – птица закричала: «Кууу-лик! Кууу-лик!» и всем понятно, как ее зовут. (Кулик).

2. Название птицы произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (Клест)

Жюри объявляет результаты конкурса «Разминка». Общий результат.

5. Конкурс «Вопросы по книгам»

Ведущий: на следующее задание легко ответить тот, кто внимательно читал книги А.Поповкина, В.Флинт, Е.Сурикова.
(Вопросы лежат в конвертах. Капитаны выбирают конверт, а вопросы задает ведущий)

1) В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли – стерхи? (В России).
2) Каким образом матери - пеликаны выкармливают своих птенцов? (Отрыгивая из зоба размягченную рыбу).
3) Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

1) Сколько яиц откладывают стерхи? (Два).
2) Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу, вытянув шею).
3) Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка).

Жюри подводит итог предыдущему конкурсу. Общий результат.

6. Музыкальная пауза.

Ведущий: на кого похожи маленькие лебеди? (На утят) кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.-Х.Андерсен). какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках котрых есть название птицы? («Соловей», «Дикие лебеди»)
Так давайте все вместе исполним «Танец утят»

7. Конкурс пословиц и поговорок.

Ведущий: продолжаем игру. Следующий конкурс на знание пословиц и поговорок. (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц). Вспомните пословицы, в которых упомянуты эти птицы.

  1. Воробей. Кулик . (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого ворбья на мякине не проведешь. Всяк кулик свое болото хвалит.)
  2. Гусь. Синица . (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка.)

За каждую пословицу команда получает 1 балл .

8. Конкурс «Загадка, загадка»

Ведущий: а теперь участникам нашей игры предстоит отгадать загадки.

На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой. (Снегирь)

Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю.
Не робей, я бывалый… (Воробей)

Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел)

В воде купался,
Сухим остался. (Гусь)

Начальничек не велик,
А долго спать не велит. (Петух)

На шесте дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)

Слово жюри.

9. Викторина для зрителей.

Ведущий: предлагаю викторину для зрителей, но задания содержат вопросы по книгам, которое и вы, зрители, и члены команд, я уверена, прочитали.

  1. Назовите любимое блюдо аистов. (Лягушки)
  2. Гнездо какой птицы висит над водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
  3. Что такое Красная книга?

Ведущий: я хочу вам, ребята, подробнее рассказать о Красной книге. Много разных животных и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу.

Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.

Каждая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы. На белых страницах те животные, численность которых всегда было не невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчиво. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленых страницах – самых обнадеживающих – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.
Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы могли услышать их голоса.
Сейчас вы услышите голоса некоторых из птиц. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья).

10. Пантомима.

Изобразите жестами, мимикой:

  1. Гусь защищает своих гусят.
  2. Цапля на охоте.

Звучит мелодия «Песенка о капитане» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского.)

Ведущий: вы наверное догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Прошу капитанов подойти и выбрать карточку с заданием. Капитанам надо отгадать загадки.

11. Конкурс капитанов.

Загадки:

Летом за пахарем ходит,
Под зиму с криком уходит. (Грач)

2) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)

1) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)

2) Маленький мальчишка
В сером ярмечишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

3) Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (Снегирь)

За каждый правильный ответ капитан приносит команде 1 балл.
Жюри подводит итог конкурсов.

12. Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий: в качестве домашнего задания командам надо было инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которой есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.

Члены команд показывают инсценировки басен.

Ведущий: пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу. Сейчас вы видите только одно слово: «Птицу…» Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу о животных.

(Птицу узнают в полете, а человека в работе.)

Члены жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Завершается КВН награждением участников игры.

Учитель начальных классов: Павлова О.В.

Внеклассное мероприятие по теме:

«Птичий КВН. День птиц».

Цели :

- выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

Развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

Воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»

Ход мероприятия

Участвуют 2-3 команды

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница… (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца… (снегиря).

Маленький певец лесной,

Прекрасно поет соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на диск, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона: кар-кар!

Воробей: Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: Свири-свир!

Синица: Синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Вопросы :

    Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Ворона, воробей, дятел, клест, сова.)

    Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)

    Зачем журавлю длинные ноги?

    Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

    Какую птицу зовут ледоломкой (Оляпку.)

    Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

    Лес без птиц и птицы без леса не живут.

    Всякая птицы своим клювом сыта.

    Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1. Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2. Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3. Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказывающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

Ученик 4. В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5. В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу.

Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой команды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Из-за

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Снегири

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполнятся песня.

Под мелодию песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» входят команды участников КВН.

Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. (Наивысшая оценка - 5 баллов.)

I. Разминка.

Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задает ведущий

Карточка 1

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Какая птица летает выше всех? (Орел.)

3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

Карточка 2

1. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

2. Когда температура тела воробья ниже - летом или зимой? (Одинакова.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

За каждый правильный ответ - 1 балл. На размышление дается 30 сек. Если команда не отвечает на вопрос, его можно адресовать болельщикам команды.

Жюри подводит итоги разминки.

II. Конкурс «Вопросы по книгам».

Ведущий . На следующее задание легко ответит тот, кто внимательно прочитал книги А. Поповкиной «Черные лебеди», В. Флинта «Где живет белый журавль?», Е. Суровой «Путешествие к пеликанам», которые были предложены для чтения заранее.

Как и в предыдущем задании, вопросы указаны на карточках, которые вытягивают капитаны.

Карточка 1

1. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли-стерхи? (В России.)

2. Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов? (Отрыгивают из зоба размягченную рыбу.)

3. Как сойка спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка.)

Карточка 2

1. Сколько яиц откладывают стерхи? (Два.)

2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, втянув шею и поджав одну ногу.)

3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

Ведущий (обращаясь к болельщикам).

1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят.)

2. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г. X. Андерсен.)

3. Какие еще сказки Андерсена, в заголовках которых есть названия птиц, вы помните? («Соловей», «Дикие лебеди».)

Взрослых лебедей вы, конечно, видели, а приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (Ответы болельщиков.)

Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести. (Входят четыре мальчика в балетных костюмах.)

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду. (Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».)

Как называется этот балет, кто написал к нему музыку? (Ответы болельщиков.)

Жюри подводит итоги «Разминки» и «Вопросов по книгам».

III. Конкурс «Нарисуй обложку книги».

Ведущий . Мы продолжаем игру. Вам (командам) сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке. Прошу капитанов выбрать карточки.

1-я карточка: А. Поповкина «Черные лебеди». (Вариант рисунка: солнце, вода и два черных лебедя.)

2-я карточка : В. Флинт «Где живет белый журавль». (Вариант рисунка: взрослый журавль и птенец.)

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Пока члены команд будут работать над заданием, я хочу предложить моим друзьям викторину:

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов.)

3. Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока.)

4. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев.)

5. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)

6. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята.)

7. Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 м.)

8. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крыльями.)

Ведущий. Я не случайно задала вам так много вопросов о гусях. Когда я была маленькой, у моей бабушки были гуси. Вот какой случай произошел однажды у нее с гусями. (Инсценировка песни «Веселые гуси».)

Команды предлагают свои варианты выполнения задания «Нарисуй обложку». Их творчество и мастерство оценивает жюри (до 6 баллов).

IV. Конкурс знатоков пословиц.

Ведущий. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс - на лучшее знание пословиц. (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц.) Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

1. Воробей. Кулик. («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», «Старого воробья на мякине не проведешь», «Всяк кулик свое болото хвалит».)

2. Гусь. Синица. («Гусь свинье не товарищ», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Синичка - невеличка, а птичка».)

За каждую названную пословицу команда получает один балл.

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Я вновь предлагаю вам викторину, но теперь задания содержат вопросы по книгам, которые вы, я уверена, прочитали.

1. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

2. Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез.)

3. Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.)

Ведущий. Я хочу рассказать вам, ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные и растения будут гибнуть еще больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу - Красную книгу.

Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Н. Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги - запрещающий цвет - стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах - те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные страницы - красные. На белых страницах - те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчивое. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало на черные страницы. Идея Красной книги — спасти всех животных и растительный мир.

Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых из них. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья.)

V. Конкурс капитанов.

(Звучит мелодия «Песенки о капитане» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского).

Ведущий. Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Прошу капитанов команд подойти и выбрать карточку с заданием.

Капитанам предлагается отгадать загадки:

1-й капитан:

1. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

2. Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей.)

3. Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2-й капитан:

1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На ходу ли, на бегу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)

3. Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

Я еще красней зимой,

Ярко красный галстук мой. (Снегирь.)

Жюри объявляет результаты конкурса знатоков пословиц и конкурса капитанов.

Ведущий . Друзья мои, не устали вы сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят».

(Звучит музыка, все танцуют.)

Ведущий . Все мы - и взрослые, и маленькие - любим сказки. Следующий конкурс так и называется «Кто лучше знает сказки?».

VI. Конкурс «Кто лучше знает сказки?».

Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок и их авторов.

1. Галчонок. (Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот».)

2. Попугай. (Г. Остер «Зарядка для хвоста».)

3. Соловей. (Г. X. Андерсен «Соловей».)

4. Гусь. (С. Лагерлеф. «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».)

5. Петушок. (А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке».)

6. Ворон. (Г. X. Андерсен «Снежная королева».)

7. Сова. (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».)

8. Ласточка. (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)

9. Жар-птица. (П. Ершов «Конек-горбунок».)

10. Воробей. (К. Чуковский «Тараканище».)

11. Лебедь. (Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».)

12. Утенок. (Г. X. Андерсен «Гадкий утенок».)

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Дадим возможность командам вспомнить сказки, а вы в это время постарайтесь отгадать загадки:

1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)

2. Спереди - шильце, сзади - вильце,

Сверху - синее суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)

3. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

5. Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду - чужим сбуду. (Кукушка.)

6. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

8. Шапочка алая, жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

9. Эта старый наш знакомый, он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.)

Жюри оценивает конкурс «Кто лучше знает сказки?».

Ведущий. В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И. Крылова, среди героев которой есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.

VII. Конкурс «Домашнее задание».

Команды показывают инсценировку басен.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на табло. Сейчас вы видите только одно открытое слово: «Птицу...». Кто продолжит эту пословицу, получит награду - книгу о животных. («Птицу узнают в полете, а человека - в работе».)

Итоги игры. Награждение.