Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

Аутизм – патологическое состояние, которое отражается на восприятии человеком окружающего мира. В зависимости от тяжести протекания, проявления могут быть незаметными, не мешают социализации и жизни в обществе. В тяжелых формах приводят к развитию интеллектуального отставания и полной самоизоляции от действительности.

При этом ранние первые признаки аутизма можно заметить уже в 2 года, дети-аутисты, у которых проблема выражена достаточно серьезно, заметно отличаются от сверстников по своим реакциям на раздражители, обычные бытовые моменты.

  • стресс, в 2 годика это может стать посещение детского сада, прививка;
  • интоксикация ртутью и другими тяжелыми металлами, нейротропными токсинами;
  • химическое отравление матери в период беременности;
  • необоснованный прием антибактериальных препаратов в первый год жизни;

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

  • заболевания вирусной или бактериальной природы, затрагивающие мозг.

Развиться, аутичные черты и признаки у ребенка 2 лет способны даже при воздействии единичного фактора. Наибольшее значение придают наследственности. Сочетание нескольких триггеров отягчает течение и коррекцию патологии.

Когда у ребенка из группы риска находят подозрительные симптомы, они не всегда говорят о непоправимой болезни. При правильной терапии, детки, в большинстве своем, перерастают такие особенности. И, взрослея, социализируются в обществе.

Учитывая возраст, дебют аутического расстройства нередко сочетается с эпизодом вакцинации, которая к тому же является и психологическим стрессом. Такое совпадение стало поводом для лженаучной статьи, давшей начало антипрививочному движению.

Как проявляется аутизм у ребенка до и после 2-х лет, какие аутичные черты и признаки станут заметны, предугадать невозможно. И в этом заключается основная проблема раннего выявления проблемных деток.

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:

  • Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
  • Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
  • Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

  • Нежелание социализироваться. Они не хотят или перестают играть с другими детьми, не испытывают интереса к новым людям. Если их заставлять взаимодействовать, пробуют прятаться и убегать.
  • Приступы агрессии в случае неудачи задуманного, истерики. Эмоциональный негативизм направляется как на самого себя, так и на окружающих.
  • Чрезмерная реакция на внешние изменения. Дети с аутичными чертами способны зацикливаться на одном виде деятельности надолго. Их раздражают малейшие перемены вокруг, особенно тяжело они переносят смену режима дня, окружающей обстановки.

Описанные выше симптомы могут как иметь место с самого рождения, так и развиться впоследствии.

Кроме особых повадок 2-летнего ребенка, больного аутизмом, косвенные признаки у больных мальчиков и девочек могут проявляться и на телесном уровне:

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

  • сниженный иммунитет (слабая реакция на Манту, рецидивные инфекции);
  • чрезмерно острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • судорожные припадки (сходны с эпилепсией);
  • нарушения в работе поджелудочной железы (медленнее усваивается глюкоза);

Вышеперечисленные признаки, появившиеся у ребенка в 2 года, не говорят о том, что он аутист с точностью 100%. Они указывают на необходимость дополнительных исследований.

Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.

Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.

Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.

Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.

Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:

  • составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
  • не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
  • выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
  • постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
  • терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

  • общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
  • научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.

Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:

  • нейролептики для коррекции поведения;
  • ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
  • седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
  • препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).

Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.

Список использованной литературы

  1. Зенков Л.Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства. М.: МЕДпресс-информ, 2007; 280с.
  2. Canitano R. Epilepsy in autism spectrum disorders. Eur Child Adolesc Psychiatry 2007;1:61-6.
  3. Gardoni F. MAGUK Proteins: New Targets for Pharmacological Intervention in the Glutamatergic Synapse // Eur J Pharmacol. – 2008. – V. 585. – P. 147-152.
  4. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. М.: Медицина, 2003;120 с.
  5. Арушанян, Э. Б. Участие мозговой железы эпифиза в регуляции поведения / Э. Б. Арушанян // Мед. вестник Сев. Кавказа. – 2009. – № 4. -С.66-75.

Аутизм у детей

Аутизм у детей – это расстройство, при котором возникают нарушения психического развития.

Малыши с таким патологическим состоянием испытывают сложности при контакте с окружающими, имеют ограниченные интересы и склонны выполнять повторяющиеся действия.

Причины развития данного состояния до сих пор находятся на стадии изучения. Главная цель лечения заключается в том, чтобы повысить навыки самообслуживания и формирования социальных контактов.

Общие сведения о расстройстве

За последние 25 лет частота выявления патологии существенно увеличилась. Однако причины такого роста пока неизвестны. Допускают, что увеличение процента заболевших детей связано не с распространением расстройства, а со сменой критериев диагностики.

Статистика о распространенности такого нарушения существенно разнится. Связано это с тем, что в разных странах применяют различные подходы к диагностике патологии и ее классификации. Согласно обобщенным данным, от аутизма страдает около 0,1-0,6% процентов малышей. При этом болезнь с учетом расстройств аутистического спектра поражает 1,1-2% детей.

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма Нарушение проявляется в раннем возрасте. Примечательно, что частота выявления патологии зависит от пола. Девочки страдают от аутизма в три-пять раз реже, чем мальчики. Некоторые ученые считают, что это обусловлено разной генетикой патологии. Другие придерживаются мнения, что причина кроется в лучшем развитии коммуникативных способностей у девочек, благодаря чему легкие формы аутизма у них могут оставаться незаметными Источник: Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13.

Симптоматика у детей разного возраста

При внимательном отношении к ребенку выявить первые признаки аутизма можно в максимально раннем возрасте. Для этого нужно обращать внимание на то, как он контактирует с окружающими, выражает свои чувства и настроение.

Отклонения в нервно-психическом развитии дают о себе знать максимально рано, их можно заметить даже у грудничка Источник: Autism: cause factors, early diagnosis and therapies.

Читайте также:  Ранние симптомы ВИЧ инфекции, инкубационный период

Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014.

  • У детей до года настороженность должно вызывать нежелание идти на руки, пассивность при появлении мамы или папы и во время коммуникации с ними. Уже в несколько месяцев малыш должен узнавать родителей, различать их интонации. Психическое развитие детей с аутизмом происходит иначе, они равнодушны ко взрослым, не воспринимают их настроение, не делают отличий между родителями и другими окружающими.
  • В возрасте 1-3 лет, когда здоровые дети начинают разговаривать, признаком аутизма является отсутствие речи. При этом словарный запас может соответствовать норме. Однако малыш говорит слова невпопад, применяет собственные словоформы, говорит с неподходящей интонацией. Одна из главных характеристик речи таких детей – это эхолалия, которая проявляется в повторении одних и тех же фраз.
  • У детей дошкольного возраста ключевым симптомом аутизма являются сложности в коммуникации с окружающими. Аутисты не понимают правила игр, не воспринимают эмоции сверстников. Им не доступны невербальные сигналы, непонятно состояние окружающих. Аутисты испытывают дискомфорт, избегают окружения, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя. В результате остаются одни и придумывают собственные игры, которые лишены сюжетной основы и со стороны выглядят как бессмысленные однотипные движения.
  • В раннем школьном возрасте максимально ярко проявляются проблемы с обучением. Функциональная активность коры больших полушарий нарушена. Поэтому крайне часто возникает умственная отсталость. Однако в редких случаях у таких детей возникает кардинально противоположная особенность – их интеллектуальные способности существенно превышают средний показатель. Однако даже при развитой речи и отличной памяти у них наблюдаются сложности с абстрактным мышлением, обобщением информации, эмоциональными реакциями. Стремление к одиночеству и обособленность только усиливаются. При этом может возникать агрессия, приступы гнева. Чаще всего она направлена по отношению к самому себе – укусы, удары, повреждения.
  • У подростков болезнь вызывает максимальный дискомфорт, так как патология проявляется гораздо более сильно на фоне гормональных перестроек. Сложности с обучением усугубляются невозможностью полноценно существовать в коллективе. Ребенок уже полностью осознает свою особенность и очень страдает из-за этого. В редких случаях половое созревание благотворно влияет на психику аутиста: он становится более стрессоустойчивым, начинает лучше общаться Источник: Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21.

Причины возникновения аутизма у детей

До сих пор ученые не пришли к единой теории, которая смогла бы четко объяснить, почему у ребенка развивается аутизм. Существует несколько гипотез, которые в качестве основных факторов риска выделяют генетические отклонения, структурные и функциональные нарушения головного мозга, биохимические процессы.

  • Генетические отклонения (наследственность Источник: Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. PaulineChaste, MarionLeboyer. DialoguesClinNeurosci, 2012.). Ученые обнаружили ген предрасположенности к аутизму, который подтвердил его наследственную природу. Наличие гена не обязательно приводит к расстройству, но существенно повышает риск его развития. Наличие в семейном анамнезе аутизма даже среди дальних родственников повышает риск развития патологии. Даже если у родных не установлен диагноз, а просто есть отдельные характерные нарушения: речевые расстройства, сложности с пониманием речи и с социальной коммуникацией, эпилепсия, умственная отсталость Источник: Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45.
  • Структурные нарушения головного мозга. У детей с аутизмом в ходе исследований обнаруживают изменения структуры мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа, лобных отделов коры головного мозга. Например, мозжечок отвечает за успешную двигательную активность, но при этом влияет на мышление, внимание, способности к обучению, эмоциональные реакции. В свою очередь, гиппокамп, срединные височные доли влияют на память, эмоциональную саморегуляцию. У малышей с патологией наблюдается уменьшение, диспропорция некоторых отделов, а лобные доли созревают гораздо медленнее, чем у здоровых людей.
  • Функциональные нарушения головного мозга. У 50% малышей с таким заболеванием на ЭЭГ выявляют изменения, которые свидетельствуют о сбоях в работе памяти, внимания, вербального мышления, речевой деятельности.
  • Биохимические процессы. В результате исследований ученые обнаружили, что у таких пациентов нарушен обмен веществ головного мозга, которые отвечают за передачу импульсов между нервными клетками. У пациентов наблюдается повышение серотонина, аспартата и глутамата в крови. При этом не усваивается глютен, казеин и некоторые другие белки.

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма Существует довольно распространенное мнение, что вакцинация существенно повышает риск развития аутизма у ребенка. Однако это всего лишь заблуждение, которое не имеет под собой научных доказательств. Появилось оно после того, как в конце 90-х в медицинском журнале Lancet опубликовали соответствующее исследование. Через 10 лет появились доказательства того, что данные были сфальсифицированы и не соответствуют действительности Источник: Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34.

Разновидности аутизма

Врачи используют в практике несколько видовых распределений. Чаще всего специалисты применяют классификацию Никольской, которая позволяет выделить четыре формы аутизма у детей в зависимости от степени тяжести проявлений симптомов. Соответственно, от установленного вида заболевания зависят дальнейшие лечебные действия и прогноз.

  • Первая форма. Наиболее тяжелый тип нарушения с самыми выраженными проявлениями. Характеризуется практически полным отсутствием необходимости контактировать с окружающими, а также неспособностью человека самостоятельно заботиться о себе. Такие дети всегда отрешенные и постоянно используют простые повторяющиеся движения. Основная цель терапии – установить контакт, вовлечь во взаимодействие, развить умения самообслуживания.
  • Вторая форма. В привычной среде аутисты открыты и проявляют способности к простым бытовым навыкам. Нарушения речи проявляются в штампованном повторении одних и тех же фраз. Главная патология заключается в отвержении реальности. Они не хотят учиться или меняться, а протест выражают агрессией или негативизмом. Лечение направлено на развитие контактов с близкими, выработку разных сценариев поведения для приспособления к окружающему миру.
  • Третья форма. Ребенок стремится к обучению и новым достижениям, но при этом боится рисковать, не умеет находить компромиссы. На фоне хороших общих энциклопедических познаний наблюдается слабое понимание реального мира и неспособность вести диалог. Ключевая лечебная цель – обучить общению, сформировать навыки поведения в социуме.
  • Четвертая форма. Наиболее легкая, лучше всего поддается коррекции. Робкий и очень ранимый человек может адекватно вести себя в социуме, но при этом не умеет концентрироваться, работать по инструкциям, придерживаться регламента. Терапия направлена на развитие врожденных способностей, социальных навыков.

Диагностика: как определяют аутизм у ребенка

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма Методики ранней диагностики аутизма у детей сводятся к наблюдению за малышом в привычных для него условиях. Выявление отклонений затрудняется в том случае, если у родителей это первый ребенок и они не понимают, какое поведение говорит об отклонениях, а какое является вариантом нормы Источник: Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019.

Обращаться к специалисту нужно, если малыш не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых, проявляет нетипичные игровые действия. В один год малыш уже должен лепетать, показывать ручкой на предметы, делать хватательные движения. В полтора – говорить отдельные слова, в два – строить фразы из двух слов.

Отсутствие таких навыков должно насторожить и свидетельствует о необходимости пройти обследование. Изначально можно обратиться за консультацией к педиатру, который при наличии показаний направит к психиатру или неврологу.

На этапе первичной диагностики родителям нужно заполнять специальные опросники. Чаще всего используют:

  • опросник для диагностики (ADI-R);
  • поведенческий опросник для диагностики (ABC);
  • тест для маленьких детей (CHAT);
  • контрольный список оценки показателей (ATEC);
  • шкалу наблюдения для диагностики (ADOS);
  • шкалу рейтинга детского аутизма (CARS).

О наличии нарушений свидетельствует так называемая триада симптомов: сложности с социальным взаимодействием, слабая коммуникация и наличие стереотипности в поведении. На базе полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дальнейшего инструментального обследования, которое состоит из:

Для дифференциации патологии и исключения расстройств речевого, слухового развития, а также патологий зрения, назначают консультации у логопеда, сурдолога, офтальмолога.

Читайте также:  Повышенные лейкоциты в моче у женщин: причины и диагностика

Крайне важно при появлении первых подозрений на развитие патологии обращаться к специалисту.

Врачи проведут комплексное обследование, установят диагноз и назначат адекватное лечение, которое позволит минимизировать симптоматику и поможет ребенку адаптироваться в социуме Источник: Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81.

Способы лечения аутизма у детей

Аутизм у детей: симптомы, фото, причины, признаки аутизма

Комплексная терапия аутизма у детей предусматривает использование разных методов коррекции в таких направлениях Источник: Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016:

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками.Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное,безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Прогноз

Специалисты дают благоприятный прогноз при таком диагнозе. Расстройство не опасно для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильной терапии.

Важно помнить, что аутизм – это не приговор. Если особенному ребенку создать комфортные условия, он сможет получить походящую профессию и будет вести нормальный образ жизни без особого дискомфорта или проблем.

Существует множество примеров, когда люди с аутизмом не только учатся контролировать свое состояние, но и достигают успехов на профессиональном поприще.

Есть сведения, что такая патология была даже у ученого Чарльза Дарвина, режиссера Стэнли Кубрика и бывшего президента США Томаса Джефферсона.

Важно помнить, что особое значение приобретает психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Только так можно адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими и обеспечивать собственные потребности.

Источники:

  1. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Pauline Chaste, Marion Leboyer. Dialogues Clin Neurosci, 2012.
  2. Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
  3. Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
  4. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
  5. Развитие научных представлений об аутизме. Нелюбина Д.О. Образование и проблемы развития общества, 2019. с. 54-58
  6. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
  7. Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
  8. Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
  9. Новая теория о причинах возникновения аутизма. Димитрошкина Л.И. Вестник науки и образования, 2019
  10. Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
  11. Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019

Признаки аутизма у детей: до года, в 1 год, в 2 года, в 3 года и старше

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.).

У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев.

Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.

5) и несколько других форм.

Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо.

    У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике.

    В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a.

    «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).

    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:

    • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
    • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
    • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
    • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
    • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
    • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
    • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  3. Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.

    Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.

    • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
    • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
    • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
    • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
    • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
    • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
Читайте также:  Лишай у человека: лечение мазями и препаратами в домашних услоивях

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма.

До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра.

Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

  • Есть ли у ребенка отдельные слова
  • Понимает ли ребенок речь
  • Понимает ли жесты
  • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
  • Проявляет ли интерес к другим детям
  • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
  • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет).

Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны.

Составляется программа коррекции, которая может включать:

  • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
  • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
  • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
  • Soundsory (улучшение моторики и речи).

Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *