Архитектурный словарь. Типы русских храмов - читаем икону - каталог статей - храм кирилла и мефодия Словарь архитектурных терминов

Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Амво́н (греч. - возвышение) - специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Столпы – внутренние опоры свода храма.

Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами.
Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма.

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»:

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.



Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Престол(18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма:

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Архитектурно-строительные термины храмовых сооружений

Алтарь (лат. - высокий жертвенник) - отделенная иконостасом и находящаяся на возвышении главная часть храма, предназначенная для священнослужителей, в которой находится престол; место совершения таинства евхаристии; символизирует собой небесную сферу, Рай.

Амвон (греч. - восходить) - выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии.

Архиерейский амвон - четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

Апсида - ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В трехчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника.

Барабан - венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проемы. Глухой барабан без оконных проемов называется шеей.

Глава - наружная часть купольного перекрытия барабана, как правило, в форме шлема или луковицы.

Горнее место - восточная часть алтарной апсиды, где в кафедральных соборах на возвышении располагается место епископа.

Гульбище - открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

Диаконские двери - две одностворчатые двери, расположенные в боковых частях иконостаса (в нешироких иконостасах диаконская дверь делается с одной северной стороны).

Жертвенник - помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе-жертвеннике совершается первая часть Литургии - Проскомидия;

Четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре.

Журавец - элемент каркаса главы, крепящийся к центральному столбу, несущему Крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода.

Звонница - отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

Иконостас - преграда (перегородка), отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная 1 - 5 рядами икон, крепящихся к горизонтальным тягам-тяблам с завершением наверху Распятием.

Кафедральный собор - городской храм, в котором находится кафедра епископа.

Киворий - навес над престолом в алтаре в виде купола, опирающегося на столбы и завершающийся Крестом. Устраивается в соборах и крупных храмах.

Клирос - боковая часть солеи, предназначенная для церковного клира (певчих хора и чтецов).

Кокошники - декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или - профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.

Колокольня - отдельно стоящее или пристроенное к храму сооружение в виде высокой многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов, завершающееся главкой.

Конха (греч. - раковина) - перекрытие апсиды в форме полукупола или сомкнутого полусвода.

Корабль (неф) - вытянутая в длину часть храма, отделенная в продольном направлении колоннадами, аркадами или столбами. Различаются средний и боковые нефы.

Крестово-купольный храм - имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод на световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, перекрытые сводами. Крестово-купольный храм имеет трехнефный или пятинефный варианты.

Крещальня - здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.

Крипта - погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.

Купол - полусферическое покрытие здания (или его части) круглой, квадратной или многоугольной формы. Куполами называют также многочастные сомкнутые своды. Название «купол» относят и к наружным покрытиям храмов.

Луковица - см. «Глава».

Неф - см. «Корабль».

Паперть - площадка или крыльцо перед входом в храм, иногда крытое или крытое со стенами, а также галерея, устроенная с двух или трех сторон храма (кроме восточной).

Парус - конструкция в виде вогнутого сферического треугольника, являющаяся переходной от прямоугольного основания к круглому в плане купольному покрытию или барабану.

Позакомарное покрытие - кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).

Понамарка - подсобное помещение при алтаре.

Придел - дополнительное помещение с алтарем, устроенное внутри основного храма или в боковых пристройках.

Притвор - помещение, пристраиваемое, как правило, к западной стене храма. Может быть развит с добавлением трапезной части, служащей для размещения молящихся. Символизирует, в частности, грешную землю.

Прясло - часть стены храма, заключенная между двумя пилястрами или лопатками.

Ризница (диаконник) - помещение в южной части алтаря или под алтарем, предназначенное для хранения облачений священнослужителей, богослужебных принадлежностей и церковной утвари.

Свод - каменная, кирпичная или бетонная конструкция покрытия с криволинейными очертаниями.

Сень - навес на столбах над престолом или купелью.

Скит - отделение монастыря, предназначенное для аскетической жизни монахов, включающее в свой состав храм или часовню и монашеские кельи.

Слухи - открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.

Собор - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея.

Солея - часть храма перед иконостасом, находящаяся на отметке пола алтаря, предназначенная для выходов священнослужителей во время богослужений. В середине солеи находится полукруглый выступ - амвон, а по бокам - клиросы.

Средняя часть храма - основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которой означает земную, а верхняя часть - небесную область бытия.

Столп - массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

Трапезная - помещение, пристроенное к западной части храма, служащее для размещения молящихся; здание в монастыре или помещение в церковно-причтовом доме, в котором происходит трапеза.

Трибун - квадратное основание барабана главы храма.

Хоры - антресоли, расположенные внутри храмов, как правило, над западными дверями и предназначенные в основном для церковного хора.

Храм (церковь) - здание, предназначенное для молитвенного собрания верующих, совершения Литургии и имеющее престол, символизирующее в целом Царство Небесное, преображенную вселенную, возвращенный оправданному человечеству Рай.

Царские врата - двухстворчатая особо украшенная дверь в центральной части иконостаса, расположенная напротив престола, через которую во время Литургии выносятся Святые Дары для Причастия.

Часовня - здание, предназначенное для общественной и частной молитвы. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение Литургии и потому не имеет алтаря.

Четверик - нижняя часть храма, имеющая квадратную форму в плане.

Шатер - покрытие в форме высокой четырехгранной или восьмигранной пирамиды.

Яблоко - основание для Креста, который устанавливается на главе храма.

Церковные термины

Богослужение - совершается соединением молитвословий, песнопений, чтений и священнодействий, совершаемых священнослужителями по установленному церковью чину. Является средством выражения христианами религиозной веры и таинственного общения с Богом.

Канон (греч. - норма, правило) - совокупность твердо установленных правил, предопределяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения. В храмовой архитектуре роль канона выполняет «каноническая традиция» - образцовые сооружения, принятые Церковью, как отражающие средствами архитектуры богословское содержание храма.

Литургия - важнейшее общественное богослужение православной Церкви, во время которого совершается Таинство Причащения. Может совершаться в храме на одном престоле лишь один раз в день. Вне храма совершать Литургию разрешается в особых случаях на престолах и переносных антиминсах в приспособленных сооружениях и в открытом месте.

Паникадило, хорос (греч. - многосвечие) - центральная люстра с множеством светильников (более 12), подвешиваемая в центре храма.

Поликадило - люстра с количеством светильников до 12, подвешиваемая в боковых нефах храма.

Престол - четырехугольный стол, располагаемый в середине алтаря, на котором во время Литургии совершается пресуществление Святых Даров. В соборах и больших храмах над престолом устанавливается сень (киворий).

Искусство архитектуры

    Выбери только те понятия, которые относятся к античному миру

    Диптер

    Толос

    Менгир

    Дольмен

    Кромлех

    Классический стиль

    Романский стиль

    Канонический

    Сфинкс

    Ордер

    Капитель

    Колизей

    Акрополь

    Пантеон

    Башня

    Храм

    Зиккурат

    Готика

    Нотр-Дам

    Акведуки

    Портал

    Парфенон

    дорический ордер

    Кариатиды

    Атланты

    Знаменитая падающая башня в Италии

2. Выбери стили, сформировавшиеся в средние века.

    Канонический

    Готика

    Классицизм

    Барокко

    Классический

    Синдэн

3. Какое инженерное сооружение относится к антенно-мачтовым?

А. башня

Б. купол

В. шатер

4. Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

а) Антропология;

б) антропософия;

в) археология;

г) археография.

5. Что чаще всего изображали художники каменного века?

а) Людей;

б) природу;

в) важные события в жизни;

г) животных.

6 .Менгир, дольмен, кромлех – это:

а) холмы, где хоронили богатых умерших;

б) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека;

в) мегалитические сооружения каменного века;

г) первые жилища людей каменного века.

7 . Гробница для знати и предшественница пирамид? а) Храм; б) Мастаба; в) Кромлех; г) пещера;

8. Назовите имя египетского бога, голова которого изображалась в виде головы шакала:

а) Гор;

б) Анубис;

в) Тот;

г) Сахнет.

9 . Так называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий;

б) ваятель;

в) офеня;

г) коробейник.

10. В конце неолита (6- 4 тыс. до н. э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:

а) Пирамиды;

б) Зиккураты;

в) Мастабы;

г) Дольмены;

11 . Кто построил самую большую пирамиду?

а) Хеопс;

б) Рамсес;

в) Хефрен;

г) Мавроди.

12. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с обработкой твердых материалов.

а) Вырезание;

б) высекание;

в) литье;

г) лепка.

13 . Слово, означающее то же, что и слово «скульптура».

а) Ваяние;

б) зодчество;

в) лепка;

г) отливка.

13. Искусство иконописи от реалистической живописи отличает:

а) сознательное нарушение пропорций;

б) плоскостное изображение;

в) отсутствие линейной перспективы; г) все перечисленное.

14. Символика цвета: золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественный, белый - нравственную чистоту и невинность. Все это относится:

а) к фреске; б) к картине; в) к скульптуре; г) к иконе.

15. В Древней Руси получил распространение крестово-купольный храм, пришедший из Византии. Полукруглые завершения верхнее части стен такого храма называются:

а) нефы;

б) атриумы;

в) баптистерии;

г) закомары.

16. Стены такого храма часто были выложены плоским кирпичом (камнем), который называется:

а) пирамидка;

б) плинфа;

в) потуга;

г) потешник.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

1. Апсида — алтарный выступ в восточной части храма, чаще полукруглый в плане

2. Антаблемент — верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера, состоящая обычно из архитрава, фриза и карниза

3. Аркатура — аркатурный пояс, аркатурный фриз - декоративное украшение стены в виде ряда глухих арочек, иногда опирающихся на колонки, консоли

4. Аттик — стенка над карнизом кровли, иногда соответствует невысокому этажу

5. Барабан — венчающая часть здания обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. Световой барабан — вмещающий оконные проемы

6. Бочка — крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон (17-18 вв.)

7. Венец — бревна, положенные горизонтально и связанные в углах врубками, составляющие один ряд деревянного сруба

8. Глава — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса

9. Горельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты

10. Глазурь — стекловидный покров керамических изделий различного цвета, применявшийся при изготовлении изразцов, керамических плиток

12. Городня — деревянный сруб, заполненный землей или камнями, применявшийся при устройстве крепостных оград валов

13. Гульбище — наружная терраса, обходящая здание с нескольких сторон. С алтарной стороны гульбище не делают

14. Детинец — древнейшее название укрепленного центра (например, кремля) древнерусского города

15. Дынька — декоративное украшение резных столбов, колонок, оконных наличников и дверных порталов, напоминающее по форме дыню

16. Закомары — полукруглые завершения верхней части стены церковного здания, обычно соответствующие форме внутреннего свода с кокошниками

17. Замковый камень (кирпич) — наивысший центральный камень или кирпич, которым замыкается свод или арочный проем

18. Звонница — сооружение при храме, поставленное либо отдельно в виде стены с проемами для подвешивания колоколов, либо над крыльцом или стеной здания

19. Изразец — плитка из обожженной глины с рисунком, покрытая с лицевой стороны глазурью, имеющая с обратной стороны полую коробку-рампу - для крепления в кладку. Красный изразец - без полива глазурью

20. Карниз — выступающая часть антаблемента в ордерах; защищает стену от стекающей воды

21. Клеть — прямоугольный деревянный сруб, холодная (без отопления) изба

22. Каннелюры — желобки на стволе колонны или пилястра

23. Капитель — верхняя часть колонны, пилястра или столба

24. Кессоны — углубления на поверхности потолка или свода, обычно профилированные, имеющие форму квадрата или другой геометрической фигуры

25. Кокошники — декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания

26. Колонна — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого чаще являются ствол, база и капитель. База может отсутствовать

27. Колокольня — сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

28. Крестовокупольный храм — имеющий 4 столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие перекрытый куполом барабан. В плане основание образует крест: к центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, также перекрытые сводами. Кре-стовокупольная конструкция имеет трех-нефный, пятинефный и семинефный варианты

29. Купол — завершение здания сферическое, эллиптическое, параболическое. Куполами перекрываются помещения круглой, квадратной и многоугольной в плане формы

30. Лопатка — вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястра, не имеющий базы и капители

31. Луковица — форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу

32. Матица — главная балка деревянного потолка

33. Мозаика — художественное изображение, выполненное из разноцветных мелких камешков, кусочков смальты и цветной глазурованной керамики

34. Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проема

35. Ордер — Художественно решенная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в своеобразной трактовке (Рим, Ренессанс, классицизм). Основу ордера составляют стойки-колонны (или пилястры) и балочное перекрытие - антаблемент. В состав ордера включаются также подножие колоннады (крепида, стереобад, цоколь) и фронтон; в классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный)

36. Парус — часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, перекрывающая угол квадратного в плане помещения (в местах перехода от квадратного основания к круглому в плане куполу или барабану)

37. Пилон — массивный устой, столб, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви

38. Пилястр — плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обычно обработанный по трехчастной схеме опоры того или иного ордера (с основной частью, с базой, с капителью)

39. Пирон — короткий металлический (или каменный, деревянный) брусок или стержень, скрепляющий блоки каменной кладки. Пироны укладывались в специальные пазы в камне, после чего, как правило, заливались свинцом

40. Плинт — нижняя часть базы колонны или пьедестала в виде квадратной плиты

41. Подклет — нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения

42. Подпружные арки — арки, опирающиеся на столбы или стены, несущие своды и барабан купола

43. Полица — нижняя пологая часть крутой скатной или шатровой кровли

44. Поребрик — прием орнаментальной кирпичной (иногда каменной) кладки, выполняемой путем установки кирпича на ребро или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены

45. Портал — декоративное обрамление дверного проема здания. Перспективный портал - обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены выступов

47. Посад – поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля, детинца)

48. Придел — дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию или устроенный внутри последнего

49. Притвор — небольшое крытое помещение перед входом в церковь

50. Пята свода (арки) — нижняя часть свода, опирающаяся на стену или столб

51. Распалубка — выемка в своде (обычно над дверными или оконными проемами) в виде сферического треугольника, образуемого двумя криволинейными ребрами, Сходящимися ниже шельги свода

52 Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада

53. Ризница — помещение, где хранится церковная утварь и облачение

54. Рундук — крытая наружная площадка крыльца с лестницей

55. Сандрик — небольшой карниз над дверью или окном. Обычно сандрик опирается на два кронштейна

56. Свод — перекрытие из кирпича или камня/имеющее в разрезе криволинейное очертание. Свод производит, помимо вертикального давления, распор. Виды сводов: 1. Цилиндрический; 2. Коробовый; 3. Крестовый; 4. Сомкнутый; 5. Крещатый; 6. Купольный; 7. Ступенчатый


57. Связи — деревянные или железные крепления, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводов для погашения распора

58. Слобода — пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом

59. Соборная площадь — площадь перед главным (кафедральным) собором города, селения

60. Сторожи — небольшие укрепленные пункты, расположенные на возвышенных местах, служившие для наблюдения за передвижением противника

61. Тарасы — система деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через некоторые промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клети засыпают землей и камнями

62. Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамленное двумя наклонными карнизами, нередко украшенное скульптурой

63. Трапезная — общая столовая в монастыре с церковью и подсобными помещениями. Позднее - пристройка с западной стороны церкви

64. Тябла — горизонтально положенные деревянные брусья, на которые ставятся иконы в иконостасе

65. Филенка — декоративная прямоугольная выемка на гладкой поверхности деревянной стены, двери и т. д. с профилированной рамкой

66. Фреска — живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке

67. Фриз . 1) среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента 2) ленточный орнамент вообще, полоса живописного скульптурного или рельефного орнамента, окаймляющего верх стены, плоскость пола и т. п.

68. Фронтон . 1) верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом; аналогичное завершение окна, портала и т. п. 2) верх фасада (окна, портала и т. п.)

69. Хоры — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви

70. Цемянка — толченый кирпич, добавляемый в известковый раствор при кладке стен здания. Цемянкой иногда называют и самый раствор с добавлением толченого кирпича