Было тихое и морозное утро падеж. Необыкновенное утро

Урок 10 (94). Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаний
Цель: развивать умения распознавать имена прилагательные, сочетающиеся с неодушевленными именами существительными в именительном и винительном падежах, обосновывать их написание.

Ууд: познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения; Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном,винительномпадежах; уметь распознавать падежи

Оборудование: компьютер, учебник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

1 Организационный момент

. –Доброе утро, ребята!

Доброе утро, дорогие гости!

А чтобы у нас сегодня день был добрым, давайте мы подарим друг другу улыбки и начнем свою работу.

2 Чистописание ой ей ое ее ого его

3 Актуализация знаний .

1 ученик выполняет задание по карточке.

Запись словосочетаний с последующим обоснованием правописания безударных падежных окончаний имен существительных:

У могуч… дуба, городск… телефон, ближн.. озеро, у дремуч… леса, хорош.. друга, счастлив… пути, с син… неба, далек..путешествие.

Устно определите падеж иммени прилагательного Изменение (устно) записанных словосочетаний так, чтобы прилагательные и существительные были употреблены в форме именительного падежа.

Что заметили? В каком роде стоят эти имена прилагательные?

3. Самоопределение к деятельности

Просклоняйте имя прилагательное морской с одушевленными и неодушевленными именами сущ-ми в И. Р. В. падежах. У доски 2 ученика

Что заметили?

Почему окончания в В. падеже разные?

Определение задачи

2. Работа над новым материалом

Упражнение в распознавании падежей имен прилагательных и имен существительных в именительном и винительном падежах.

1)Выполнение заданийупр. 42. Прочитайте, спишите 1 предложение. Найдите грамматическую основу.

Найдите грамматическую основу. В каком падеже стоит имя сущ-ное? Определите, в каком падеже стоит пурга? Каким членом предложения является? Найдите словосочетание со словом пурга. Определите, в каком падеже?

Вывод:

Физкультминутка

Продолжение работы

Запишите и прочитайте предложения. Определите падеж имен прилагательных

Заботливая сестра надела на младшего братика зимнюю куртку .

Вывод:

Упражнение 44, с.23.

1) Самостоятельная запись текста, выделение окончаний, определение падежей.

(7) Определение предложений. Выделите окончания имен прилагательных

*Задания: указать падежи имен прилагательных мужского или среднего рода, подчеркнуть главные члены предложения.

Физкультминутка для глаз

Продолжение работы

Найди имена прилагательные в тексте и определи падеж (слайд)

4. Итог урока:

– Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в именительном падеже? От чего это зависит?

– В каком случае прилагательное мужского рода в винительном падеже имеет такие же окончания и отвечает на такой же вопрос, как и в именительном падеже?

– Как распознавать именительный и винительный падеж в этом случае?

5. Домашнее задание: Упр. 45, или 44

Чистописание ой ей ое ее ого его

1 ученик выполнит задание по карточке.

Запишет словосочетаний с последующим обоснованием правописания безударных падежных окончаний имен существительных:

Фронтальный опрос по теме «Имя прилагательное»

Просклоняютимя прилагательное морской с одушевленными и неодушевленными именами сущ-ми в И. Р. В. падежах.

Определят задачи

1)Выполнят заданийупр. 42. Прочитают, спишут 1 предложение. Найдут грамматическую основу.

3. Составят предложений из деформированных слов (упр. 45

1) Самостоятельно запишут составленные предложения;

2) (7) Запишут под диктовку предложения. Разбор по членам предложения, определят падеж

Найдут имена прилагательные в тексте и определят падеж (слайд)


4. Итог урока: как определить имена прилагательные в именительном и винительном падежах?

Рефлексия: -Назвать вопросы к именам прилагательным и окончания этих имен прилагательных в таких падежах: И. п., В. п., Р. п.

Оценят свою работу

5. Домашнее задание: Упр. 43, или 44

В то утро я проснулся рано. Завтракать не хотелось, а потому, одевшись, я быстрым шагом вышел из дома. На улице стояло тихое морозное утро. Легкий иней лежал на ветках деревьев, покрывал автомобили и крыши подвалов. Народа не было. Спал город после бурной новогодней ночи. Через час мне нужно было идти на дежурство, а значит, это время можно потратить с пользой.
Ступая на запорошенный асфальт, я направил свои стопы прямо, без цели, оглядываясь по сторонам. И вдруг почувствовал внутри себя знакомое чувство…. Она…. Странно, в эту рань ей сам Бог велел спать, но чувство было такое, что словно она обо мне думает, либо даже собирается придти.
«Не может быть, - решил я. – Она наверно видит второй или третий сон…».
… Тихо шурша шинами, проехала первая машина. Высоко, над кроном старого тополя, закричала ворона, под ногой треснула корка льда на луже, где-то хлопнула металлическая подъездная дверь. Внутри меня все клокотало – она вспоминает тебя!
Глубоко вздохнув, я вспомнил ее лицо, улыбку, голос, …руки…, наклонился, взял горсть снега и стал его растирать. Захотелось ее увидеть. Но это же нереально! – Сейчас раннее утро 1 января. Она спит…
Телефон молчал. Мимо прошел милиционер с усталым выражением лица, видимо с дежурства. В сугробах валялись пустые бутылки, торчали сожженные остовы фейерверков и пестрые картонки петард…. А я все шел, наслаждаясь спокойным и слегка волшебным утром, которое мне подарило чувство не одиночества…
- Молодой человек, время не подскажете? – голос раздался откуда-то сверху.
Подняв голову, увидел на одном из балконов мужчину в наряде Деда Мороза.
- Пятнадцать минут седьмого, - ответил я, удивленно замечая, как человек поклонился мне, улыбнулся, и скрылся в недрах квартиры.
… Пора было возвращаться домой, собирать сумку и идти на работу. Обратная дорога оказалась короче и скучнее. Словно что-то упустил, прозевал или не сделал. Мир стал черно-белым, блеклым и плоским.
Положив в пакет бутерброды, тетрадь и фотоаппарат, я окинул спящую квартиру, и вновь вышел из подъезда. Что-то изменилось. – Мир ожил. Появились люди, которые с недовольным видом торопились по своим делам, мчались автомобили, не замечая цвета светофоров, бросались в глаза битые витрины магазинов. Удивительно, почему раньше я всего этого не видел? Мысли помогали замечать только хорошее и доброе? Наверно…
… Двор лицея и само здание словно спали. Тонкий слой снега запорошил дорожки, а потому было невозможно понять – ходили здесь люди или нет. Зато никаких бутылок, никаких петард… - тишина и покой.
Дверь на себя. Сонный полутемный вестибюль. Гирлянды на стенах и на елке погашены.
- Доброе утро, Валентина Емельяновна! – произнес я, подходя к столику. – С Новым Годом! С новым счастьем! С новым здоровьем!..
- Спасибо, Леша, и тебя…. Дежурство прошло нормально. Никто не шумел, не хулиганил…
- А почему вы огоньки не включили? Праздник же…
- Да мне они не нужны…. Я телевизор смотрела…. Ну, я пошла. До часу…
… Снова один. Запер входную дверь. Зажег всю иллюминацию. Телевизор никуда не уйдет, а чувство торжества пропадет. Прошелся по зданию, проверил окна…. Интересно, а почему у меня с утра было чувство, словно она вспоминала меня? Она же со своей семьей на краю города. Родственники, друзья…. Заварил чай. Подошел к окну, отодвинул жалюзи.
Какой густой снег пошел! Сказка…. Не хватает лишь…. – Прочь грустные мысли! Новый Год на дворе…. Мысли должны быть светлыми и добрыми…. Должны…
В такое утро даже друзьям sms не отправишь – все спят. Будить не хочется. Кто знает, когда они легли…, да и легли ли…
Кружка дымящегося чая в руке. За окном снег валит. Открыл окно и в лицо ударил морозный ледяной шквал, перемешанный со снегом.
Тихий скрип ног. Незнакомая, но добрая песня. Знакомый голос. Надежда. Мысль. Спазм души. Рывок сердца туда, где бушует новогодняя непогода. Так мною любимая и обожаемая непогода…
- Простудишься! Закрой окно! – она…
Что она в такую рань…? Как? Каким образом?..
- Ну, что – впустишь или мне здесь оставаться?
… Чай позабыт. Мысли проветрены. Наполнены добром, теплом, нежностью и любовью. Она пришла. Ко мне. Не зря чувствовал. Зря не верил…
- С Новым Годом, солнышек!
- С Новым Годом, голубка!..
Объятия. Поцелуи. Блестящие радостные глаза. Ресницы, запорошенные снегом. Сумка, из которой высовывается коробка конфет, бутылка вина и виднеются фрукты.
- Я чувствовал, но не верил…
- А зря…. Пора бы начать доверять своим чувствам. Не могла же я оставить тебя в такое потрясающее утро одного? И хоть говорят «как встретишь Новый Год, так его и проведешь», я считаю, что я успела. Лучше провести с тобой первый день наступившего года и быть счастливой, нежели остаться дома и жалеть весь год…
- … Я счастлив…
- Я рада. Значит, я все сделала правильно…
Надежда. Она всегда живет с нами. Мы смотрим на нее, но не верим, что так может быть. Видим различные препятствия, думаем, что обойти их не удастся. Грустим. Тоскуем. Находим оправдания своим поступкам, не прощая других… А нужно всего лишь верить, ждать, надеяться и любить…. Без последнего не будет ничего…

Перед нами – словосочетание «тихое морозное утро». Оно состоит из слова «утро», которое является именем существительным, а так же слов «тихое» и «морозное» - именами прилагательными. Наша задача – указать падеж прилагательных. Очевидно, что слова «тихое» и «морозное» стоят в именительном падеже. Давайте разберемся, почему.

Теория – основа основ. Падежи имен прилагательных

В зависимости от рода (мужской, женский и средний) и числа (единственное и множественное) имен прилагательных, склоняя их по падежам, меняется форма слов. То есть их окончание. Согласно заданию, нас интересуют прилагательные единственного числа.

Рассмотрим прилагательные единственного числа в мужском роде. Они отвечают в разных падежах на такие вопросы (в скобках помечено вспомогательное слово) и имеют следующие окончания:

  • именительный – какой? окончания –ый; -ий;
  • винительный – (винить) какой? окончания –его (-ий); - ого (-ый);

Рассмотрим прилагательные единственного числа в женском роде. Они отвечают в разных падежах на такие вопросы (в скобках помечено вспомогательное слово) и имеют следующие окончания:

  • именительный – какая? окончания –ая; -яя;
  • родительный – (нет) какой? окончания -ей; -ой;
  • дательный – (дать) какой? окончания -ей; - ой;
  • винительный – (винить) какую? окончания –ую; - юю;
  • творительный – (доволен) какой? окончания -ей; -ой;
  • предложный – (думаю о) о какой? окончания –ей; -ой.

Рассмотрим прилагательные единственного числа в среднем роде. Они отвечают в разных падежах на такие вопросы (в скобках помечено вспомогательное слово) и имеют следующие окончания:

  • именительный – какое? окончания –ое; -ее;
  • родительный – (нет) какого? окончания -его; -ого;
  • дательный – (дать) какому? окончания -ему; - ому;
  • винительный – (винить) какое? окончания –его (-ее); - ого (-ое);
  • творительный – (доволен) каким? окончания -им; -ым;
  • предложный – (думаю о) о каком? окончания –ем; -ом.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо определить падеж существительного, от которого прилагательное зависит. Таким образом, надо определить, падеж слова "утро".

В русском языке существует шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Чтобы правильно определить падеж существительного, надо задать к нему вопрос.

1. И.п. (кто? что?) утро;

2. Р.п. (кого? чего?) утра;

3. Д.п. (кому? чему?) утру;

4. В.п. (кого? что?) утро;

5. Тв.п. (кем? чем?) утром;

6. Пр.п. (о ком? о чем?) об утре.

Тихое морозное утро - (кто? что?) - именительный падеж; (кого? что?) - винительный падеж. Какой именно падеж из этих двух нужно смотреть по контексту.

Какой еще может быть вопрос, – все мы вышли из этой борьбы и в нас постоянно происходит то же самое, но только нам не видно, потому что все происходит в себе.

Весной, как бы ни было плохо в природе, какой бы ни был тусклый день, – все равно весь день так не простоит и переменится к лучшему: тебе тут делать нечего, садись в седло, сложи поводья и знай, что приедешь к хорошему. Осенью другое дело, тут все зависит от тебя самого: какое ты запас богатство, как ты его в себе доберег…

Каждую весну и каждую осень человек поэтически переживает и свое собственное рождение, и умирание.

Синяя тишина. Вчера десять и больше раз начинался дождь, и я уже не обращал на него внимания и ходил с Кадо по дождю.

В промежутках между дождями было так тихо и темно, что каждое дерево как будто оставалось наедине само с собой, и все можно было видеть у них, даже самое тайное.

Плакучие березы опустили вниз все свои зеленые косы, а в елках нависла синяя тишина.

Тоска в душе человека соответствует в природе осеннему мелкому дождю, необходимому при посеве озимых. После некоторого времени, которое нужно пережить, всхолят крепкие озими. И в душе человека после тоски…

К природе нельзя подойти без ничего, потому что слабого она сию же минуту берет в плен и разлагает, поселяя в душу множество грызущих червей. Природа любит пахаря, певца и охотника.

Чувство природы оценивается только силой. Если это слабое чувство, то оно является чем-то вроде вкусного соуса любующихся дачников, если же оно сильное чувство, то всегда имеет косвенное отношение к другому человеку.

Горе наше, что люди цветут не как деревья каждый год, а только раз в жизни, и все в разное время, и у каждого человека своя весна. Вот почему, когда вся природа в мае цветет, на человека грустно смотреть – так он сер кажется в это время. И разодетые дачники своим нарядом не создают весну: не народ весну делает.

Вещи, собранные в моей московской квартире, имеют один недостаток: они не мои. Моих вещей как-то вообще нет, но в лесу деревья, цветы на лугах, облака на небе – это все мое.

Сегодня было тихое морозное утро. Я любовался впервые горами от первого легкого разлива света до тех пор, пока не стал свет белый, и день белый, и горы встали белые в славе.

Горы, горы! Два месяца я буду смотреть на вас с этого места, и каждый день по-разному вы будете играть мною, часто определяя на весь день мое настроение… Сегодня утром перед окном земля белая поднимается к небесам. На лесах туман рассек все черное белой полосой и оставил вверху черные зубчики леса, пилой своей пересекающие бок ближайшей горы с вечным снегом. Но гора эта закрывает еще более высокий Эльбрус.

Да, так и у гор, как у людей: очень часто небольшие закрывают собой высочайшие, и надо сделать лично большое усилие, лично совершить трудный путь, чтобы увидать вершины во всей их свободной и ничем не заслоненной красоте.

О человеке, предчувствуя с тревогой и любовью его трагедию, никогда нельзя сказать, что не ошибешься, что не кончится все при помощи его хитрости комедией; в природе этого «от великого до смешного один шаг» – совсем нет.

…Так что можно сознательно искать в природе явления, вполне соответствующие явлениям в душе человека, и это будет путь не только заправки искусства, но и знания (здорового знания, потому что в природе содержится только чистое и здоровое).

Никто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветится, как заря на большой тихой воде. Затаивается сердце человека – и оттого свет..

Ночью было продолжение мысли о возвращении героев в себя и перешло на всю поэзию: что поэзия, погуляв на людях, может вернуться к себе, в свой дом и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда все, что было в мечте, как дружба, любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом, и все выйдет из поэзии, возвращенной к себе.

Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не тронутого рукой любимой женщины. Так, может быть, со временем и весь желанный мир, вся природа войдет в меня и будет со мной.

Закат солнца. Нарочно не спряталось совсем, а остался глазок, – солнце сказало себе: «Подожду, хоть одним глазком на все погляжу, как-то живете без меня»

…Все цветет. Так все роскошно вокруг и так много всего. Что душа моя – глиняный кувшин – не вмещает, и все льется через край из моего кувшина.

Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни прошел, тоже сразу заметит и скажет: «Зеленеет дорожка». Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость…

Вот почему я выхожу из себя и записываю сегодня для всех: «Зеленеет дорожка, друзья мои!»

Может быть, лучшие мечты человека родились в растительной половине его души. Растение – это покой и задушевность, – это Данное; животное – это движение, действие, – это Соз-данное.

Да, мы разделяемся на тех, кто производит что-нибудь, и на тех, кто этим пользуется: одни создают музыкальные концерты, другие едят под музыку. И это вечное разделение, возможно, перешло в нас от разделения на растения и животных.

Жизнь – это борьба за бессмертие, опушки старых лесов покрыты, как щеткой, молодой порослью: старые передали молодым дело борьбы за жизнь, и молодые так живут, будто они родились совершенно бессмертными. Тут борьба совершается без лозунгов, без идей: на опушке леса величайшее из дел совершается в стыдливом молчании.

Создавая парк, мы плачем об утраченном лесе, и когда осенью нам кажется, будто все деревья плачут, то это деревья от нас взяли свои слезы: плачут они о потерянном счастье дикого леса. Но мы знаем, что если плачут и вправду они, то это мы их научили, и это от нас они взяли плакать о чем-то прекрасном и навсегда утраченном и весной радоваться в ожидании чего-то такого прекрасного, чего никогда на свете и не было.

Деревья знают только о том, что было, но только человеческая душа борется за то, чего не было.

Сейчас совершается у елок опыление, семенные елки сейчас стоят желтоватые от пыли. Наверно, несколько миллионов пылинок «пропадает» на одну, вошедшую в процесс оплодотворения семян в шишке.

Сейчас я начинаю думать, что миллионы пылинок, не нашедшие употребления, вовсе не пропадают, а живут, объединенные единством стремления к продолжению жизни. Единственная оплодотворяющая пылинка служит не так для оплодотворения, как для объединения всех: каждая из них стремится к одному и тому же. Не только пылинки, не только икра, но и наши слова направлены к чему-то одному: к слову, побеждающему время….

В мире совершается борьба за единство и всей совокупности множества – в единстве за жизнь, за ее продолжение, за ее вечность.

Как это можно смотреть на выразительные, старые, высокие деревья и не увидеть в них жизнь всего человека, каким он смотрится из-за нашей спины в тихие заводи ручьев, рек и озер?

Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности.

Как нет на земле безвоздушного пространства, так нет и полного молчания. Если же всякий звук стихает, то деревья, кусты, облака, а то и запахи начинают говорить.

Так однажды весной я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой.

Прочитав прекрасную книгу, я думаю: вот я ее в день прочитал, а ведь чтобы написать ее, он истратил всю жизнь!

Выслушав весной первый зеленый шум у березы, я говорю: чтобы так прошуметь, ведь она полвека росла.

Лесная книга дается только тем, кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб или орех, и то будет мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной жизни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. о. Звенигород

Конспект открытого урока в 4 «г» классе.

Учитель: Краснова Ирина Борисовна.

Урок: русский язык.

Изучаемая тема: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

г.о.Звенигород, 2012-2013 уч.год

Тема урока: Различие имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном и винительном падежах.

Цель урока : формировать представление о различном написании падежных окончаний имен прилагательных в изученных падежах.

Задачи :

1. Закреплять знания о падежных окончаниях имен прилагательных в изученных падежах;

2. Развивать умение правильного написания падежных окончаний имен прилагательных;

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование :

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /Ч.2 –М, Просвещение, 2011.

2. Ученическая тетрадь в клетку (12 листов).

3. Письменные принадлежности.

4. Слайды.

Ход урока .

I. Организационный момент, проверка готовности класса к уроку.

II. Минутка чистописания: ой, ый .

III. Словарная работа.

Слайд 1. Выделить орфограммы, окончания имен прилагательных, падеж имен прилагательных.

Густ… кисель, тепл… чай, лесн… зверь, жарк… солнце, син… море, приятн… аппетита, у могуч… дуба, у тёпл… моря, по городск… телефону, по дремуч… лесу, к ближн… озеру.

IV. Обобщение знаний о написании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном, винительном падежах.

Работа со схемами, подбор примеров.

И.П. Какой? –ой, -ый, -ий.

Р.П. Какого? –ого, -его.

Д.П. Какому? –ому, -ему.

В.П. Какой? –ой, -ый, -ий.

Какого? –ого

И.П. Какое? –ое, -ее.

Р.П. Какого? –ого, -его.

Д.П. Какому? –ому, -ему.

В.П. Какое? –ое, -ее.

V. Работа по теме урока.

1) Слайд 2. Упражнение 43, с.22. Разбор на доске, запись в ученических тетрадях.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать в лесу, ни пройти.

VI. Физкультминутка.

Упражнения для глаз, растяжка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Слайд 3. Упражнение 44, с.23. Самостоятельная запись текста, выделение окончаний, определение падежей.

Было тихое и морозное утро. Красное солнце взошло и долго не давало тепла. На вершинах гор снег окрасился в нежно-розовый цвет, а в теневых местах имел синеватый оттенок.

  1. Разбор имени существительного солнце как части речи.
  2. Повторение написания имен прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Запись пяти примеров.
  3. Упражнение 45, с.23. Разбор и запись предложений на доске и в ученических тетрадях, определение падежей имен прилагательных по вопросу и окончанию.

VIII. Итог урока.

Как различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?

IX. Домашнее задание.

Повторить написание словарных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

Тема: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...